РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 60 - НАЧАЛА 70 ГОДОВ XIX ВЕКА



Русская музыка эпохи средневековья (X - XVI вв).

Начало развития русский профессиональной музыки - X век (принятие Христиан­ства на Руси), но в народной музыке к этому времени большое значение имели песни кален­дарного круга, семейно-бытовые, позднее – былины.

В X - XIV веках (ранее русское средневековье) главными культурными центрами являлись Киев и Новгород. Памятники киевской культуры - Софийский собор с его фреска­ми, "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет".

Культовая музыка этого периода представлена Знаменным пением. Название происходит от славянского слова "знамя" - знак - определенными знаками над строкой тек­ста указывалось направление мелодии. Зна­менное пение было одноголосным, хоровым, без сопровождения. Характер знаменных распевов аскетичный, суровый; движение мелодий плавное, разме­ренное, преимущественно поступенное:

Представители светского искусства - скоморохи (пение, танцы, игра на инстру­ментах - гуслях, бубнах, трубах); скоморошество получило широкое распро­странение на Руси, но преследовалось церковью как "богомерзкое дело"; их изгоняли, сжигали инструменты, однако искусство это развивалось и процветало.

Культура Московской Руси - ХV-ХV1 века. Высшее достижение зодчества - Московский Кремль и его соборы, изобразительного искусства - творчество Рублева и Дионисия. Новое в музыке:

1. Возникновение исторических и лирических протяжных песен.

2. Появление новых видов знаменного распева; составле­ние сборника "Обиход".

3. Зарождение многоголосия. Оно называлось строчным: голоса двигались па­раллельно в консонирующий интервал – ч.4 или ч.5. Первые мастера многоголосного письма - Василий и Савва Роговы, Федор Крестьянин.

4. Усовершенствование записи музыки - введение новгородцем Иваном Шайдуром киноварных помет (обозначение регистров красной краской).

5. Массовые наборы скоморохов по распоряжению Ивана Грозного.

6. Доставка в Москву в 1586 году "заморских инструментов" - органа и клавикорда (подарок русской царице от английской королевы).

Русская музыка XVII - нач. XVIII века.

ХVII век - последняя глава в развитии знаменного пения, его кульминация (мно­жество школ, вариантов распевов) На смену знаменному пению приходит из Польши но­вый вид культовой музыки - партесное пение (пение по партиям), ведущим жанром стано­вится партесный концерт (гомофонно-полифоническое многоголосное произведение). Знаменитый мастер партесного стиля - Василий Титов. XVII век стал последней главой не только в развитии знаменного пения, но и за­вершил 700-летнюю эпоху скоморошества. Скоморохи были окончательно запрещены, но их искусство уже и не соответствовало духу времен, требовались новые, более сложные жанры. Одним из них стал кант:

 

(бытовая многоголосная песня); его особенности: 3-голосный склад (нижний голос - гармоническая основа, верхние голоса - параллельное дви­жение терциями), куплетное строение.


Развивалась также инструментальная музыка - в домах знати проводились концерты инструментальных ансамблей, при царском дворе устраи­валась "органная потеха" польским органистом Семеном Гутовским. В 1672 году был от­крыт первый придворный театр, представления в котором сопровождались музыкой.

Русская музыка XVIII века.
Новое в музыке: ведущее значение светских жанров, контакты с Западом, формирование национальной композиторской школы. Петровские времена: военная музыка (для духовых оркестров), виватные (хвалебные) канты, танцы (менуэт, гавот). 30-60 годы: опера («Цефал и Прокрис» Арайи на русский текст Сумарокова), кантаты, оратории. 70-90 годы - Березовский (на портрете) - создатель нового типа хорового концерта. Самый известный - "Не отвержи мене во время старости" - драматичен, отличается мастерством развития и много­образием фактуры. Бортнянский (35 хоровых концертов и другие произведения для церкви, 5 опер, Концерт­ная симфония, квинтет, фортепианные сонаты, песни), Фомин (высшие достижение - комическая опера "Ямщики на подставе" и мелодрама "Орфей" (1792). Увертюра к "Орфею" - прекрасный образец русского классицизма), Хандошкин (выдающийся композитор и скри­пач-виртуоз. Играл также на балалайке, гитаре, альте. Был дирижером, педагогом, фолькло­ристом).

Русская музыка начала XIX века
Общественно - политические события, повлиявшие на развитие искусства: Отечественная война 1812 года, возникновение тайных обществ, восстание декабристов. Распространение романтизма. Новое вмузыкальной жизни: Филармоническое общество, музыкально-литературные кружки. Зарождение музыкальной критики (Одоевский). Основные жанры: опера (Кавос, Верстовский), песня и романс (Алябьев, Варламов.Гурилев, Верстовский).

А. Алябьев (1787 - 1851) очень разносторонний художник. В своем творчестве охватил широкий круг тем и настроений: с его произведениями в русскую музыку... «вошли темы высокого гражданского звучания, идея свободолюбия, любви к родине, ...сочувствия обездоленным и угнетенным» (Левашева). Среди лучших его романсов - «Грузинская песня», «Соловей»:

А. Варламов (1801-1848) - один из наиболее одаренных композиторов бытового русского романса. Его произведения искренние, эмоциональные и мелодичные. Романс «Белеет парус одинокий» написан на стихи М.Ю. Лермонтова:


Многие из них даже принимались современниками композитора за народные песни («Красный сарафан», «На заре ты ее не буди»).
Современник и друг Варламова –

 

А. Гурилев (1803-1858) - сын крепостного руководителя оркестра графа Орлова. Лучшие романсы композитора - «Вьется ласточка сизокрылая», «Матушка-голубушка», «Вам не понять моей печали», «Сердце-игрушка», «Однозвучно гремит колокольчик»:

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

20.05 (1.06) 1804 - 3.02 (15.02). 1857

Новоспасское - Берлин
Великий русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, заложивший классические основы всех жанров русской музыки. Его называют «Пушкиным русской музыки», т.к. сходно их значение: объединение русских (народных и профессиональных) и западноевропейских традиций, классических и романтических; с их творчеством русское искусство заняло одно из ведущих мест в мировой культуре.

Родился в культурной дворянской семье в Смоленской губ. Музыкальные впечатления в детстве: крепостной оркестр дяди, церковное пение, колокольный звон, народные песни. «Музыка - душа моя» - высказывание 10-летнего Глинки. Домашнее образование: литература, история, география, языки (знал 8), музыка (фортепиано, скрипка, флейта), рисование. 1817-1822 гг. - Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге; встречи с Пушкиным, посещение оперных спектаклей, занятия по фортепиано, скрипке, теории;создание вариационных циклов для фортепиано. 1823 г. - поездка на Кавказ, запись народных восточных мелодий, первые оркестровые сочинения. 1824-1829 гг. - служба чиновником, сочинение и издание романсов (в т.ч. «Не искушай меня без нужды» на слова Баратынского), занятия вокалом, частые встречи с Варламовым, Одоевским, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским. 1830-1834 гг. - поездка в Италию, Германию; знакомство с Мендельсоном, Берлиозом, Беллини, Доницетти; создание романсов, фортепианных пьес, камерных ансамблей; занятия с теоретиком 3. Денном (в Берлине); мысли о создании оперы.

1834г. – возвращение в Россию, начало работы над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). 1835г. - знакомство с Даргомыжским. 27 ноября 1836г. - успешная премьера оперы «Жизнь за царя» (присутствовали Пушкин, Гоголь, Одоевский, Жуковский). 1837-1840 гг. - служба в Петербургской Придворной певческой капелле, работа над оперой «Руслан и Людмила», создание романсов «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокального цикла «Прощание с Петербургом» (на слова Кукольника, самые известные песни этого цикла - «Попутная песня» и «Жаворонок»).

1842г. - знакомство с Листом (в Петербурге), 27 ноября - премьера оперы «Руслан и Людмила». 1844 год - авторский концерт в Париже. 1845-47 гг. - поездка в Испанию, создание двух Испанских увертюр («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»).Последние годы жизни: поездки в Варшаву, Париж, Берлин; создание «Камаринской», оркестровой редакции «Вальса-фантазии», романсов; замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница». 1857 г. Берлин: занятия с Денном, болезнь, смерть 3 февраля.Похоронен в Петербурге.

«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» («Иван Сусанин»)
Исторический сюжет: война с Польшей 1612-1613 гг. Либретто барона Розена (в постановке 1936г. - С. Городецкого). Авторское определение жанра: «отечественная героико-трагическая опера». Впервые в опере показан героический подвиг русского народа.

Национальные традиции: песни (3 цитаты и темы Глинки с народными интонациями), романсы, канты, партесное пение, знаменный распев, колокольный звон. Западноевропейские традиции: Генделя (хоровые сцены), Баха (полифония), Бетховена (оптимистический финал, несмотря на гибель главного героя - как в «Эгмонте»), итальянской оперы (виртуозность вокальных партий).

Черты классицизма: сходство с классической драмой, логичность развития (подготовка заключительного хора» «Славься» с 1 хора «Интродукции»); романтизма: лирика, темы, характеризующие поляков, жанры песни и романса; реализма: психологическая правда (сцена Сусанина с поляками в 4 д.).

Характеристика русских. Темы вокального склада (песенные, романсные и речитатив - впервые в русской опере), герои - яркие индивидуальности: по авторскому определению, «Сусанин - характер важный, Антонида (его дочь) - характер нежно-грациозный, Собинин (жених Антониды) - характер удалый, Ваня (приемный сын Сусанина) - характер простосердечный».

Характеристика поляков - инструментальная танцевальная музыка (соответствие национальной традиции), показаны в целом - нет конкретных действующих лиц.
Увертюра - сонатная форма, основной конфликт оперы и вывод - торжество русских. Вступление - интонации 1го хора интродукции (героические) и трио эпилога (трагическое); т.ГП - соль минор - хор из 3 д., т.ПП (Си-бемоль мажор) - песня Вани. Разработка - конфликт: т.ГП и польские ритмы. Реприза - тональное сближение тем. Кода - противопоставление польской темы из 4д. и торжественное звучание русской.
1 действие. Интродукция - хоровая, раскрывает 2 грани одного образа - русского народа: 1й хор (мужской) «Родина моя» - величие, суровость:

2й хор (женский) - жизнерадостный характер:

Завершение - фуга, ее тема объединяет интонации обоих хоров, которые прозвучат во многих эпизодах (патриотического характера) и подготавливают хор «Славься» (бетховенский прием).
Каватина и рондо Антониды (сопрано) - «портрет» героини: каватина лирическая, распевная:

рондобыстрое, жизнерадостное, виртуозное - как в итальянской опере, но интонации русские:


Первая характеристика Сусанина (бас) - не в традиционной арии, а в Сцене с хором (как в народной песне: запевала и хор) на народной теме (песня лужского извозчика).
Трио «Не томи, родимый» - Антонида, Собинин (тенор), Сусанин - романсная тема, полифоническое развитие (канон)

2 действие - «польское», 4 танца: полонез, краковяк, вальс, мазурка.Впервые танец - средство характеристики (горделивость, изящество, блеск).
Полонез:

Мазурка:


3 действие. Песня Вани (контральто) - спокойный характер, мелодия в духе колыбельной:

Сцена прихода поляков - раскрытие героического характера Сусанина.

Эта тема почти совпадает с хором «Славься», «Страха не страшусь» 4д. близок 1-му хору интродукции).


Ответ близок 1-му хору из интродукции.
Ариозо Сусанина «Ты не кручинься, дитятко мое» - прощание с дочерью, трогательное, скорбное, но сдержанное.

Свадебный хор - светлый, спокойная лирика:

Размер 5/4. ладовая переменность. Контраст предыдущей сцены и следующей.
Романс Антониды - печальный характер, создан раньше (романс на стихи Дельвига «Не осенний частый дождичек»)

4 действие. Ария Сусанина - 3-х частное строение. Вступление: речитатив и оркестровая тема (нисходящие фразы). Основная тема песенного склада; передает глубокое раздумье. Характер сдержанной скорби. Кульминация в коде.
Финал 4 д. (сцена гибели Сусанина) - трагическая кульминация оперы и первая развязка. Оркестровый эпизод фугато, изображающий бурю, затем присоединение темы рондо Антониды и мазурки (контрастная полифония). Речитатив «Чуют правду» - великолепный пример распевного речитатива:

Ария «Ты взойдешь, моя заря» полна глубокой скорби. В ней Глинка по словам Одоевского сумел «создать новый, неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии»:

Ариозо «Хитрить мне нужды нет» (повторяется дважды) на теме лужского извозчика (1 д.), в оркестре тоже народная песня - «Вниз по матушке - по Волге» - их введение подчеркивает национальный характер героя.

Эпилог. Хор «Славься» - объединяет черты национальных жанров (знаменный распев, кант, партесный концерт, народная песня, колокольный звон):


торжественное, величественное звучание, итог развития, начатого в интродукции.

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Произведений немного, все одночастные, программные.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» стала первой вершиной симфонического творчества Глинки. Она была сочинена после окончания работы над оперой и передает ее главную идею победу светлых сил над миром зла. Увертюра написана в праздничном Ре мажоре, имеет сонатную форму. Ярко национальный характер звучания первых тактов достигается благодаря плагальным оборотам (тема вступления):

Тема главной партии динамична и неудержима, воплощает богатырский образ:

Певучая тема побочной партии в Фа мажоре (в репризе в Ля мажоре) построена на теме любви из арии Руслана из 2 действия:

«Камаринская» (1848г.) фантазия на 2 русские народные темы - свадебную «Из-за гор, гор высоких» (плавная, неторопливая, величаво-спокойная):


и плясовую «Камаринскую»:

(быстрая, задорная тема); форма - двойные вариации; разнообразные приемы развития, большинство из которых происходят из народной музыки. Оркестр изображает звучание народных инструментов. Глубокий смысл - раскрытие русского национального характера (сопоставление тем напоминает Интродукцию оперы «Жизнь за царя»). «Русская симфоническая школа – вся в «Камаринской, подобно тому, как весь дуб в желуде» (Чайковский).


«Вальс-фантазия» - любимое сочинение композитора, первоначально написано для фортепиано и связано с именем Екатерины Керн. Галерея музыкальных портретов. Форма рондо. Тема рефрена носит элегический характер:


Испанские увертюры («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде») написаны под впечатлением поездки в Испанию. Содержат народные мелодии (основная тема «Арагонской хоты» процитирована также позднее Листом в Испанской Рапсодии и Даргомыжским в опере «Каменный гость»).
РОМАНСЫ
Более 70. На стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Баратынского и менее значительных поэтов (Кукольник, Павлов, Одоевский и др.), которые привлекали композитора современностью идей. 1-е произведение - нач.20-х гг., последнее («Не говори, что сердцу больно» на стихи Павлова) - 1856г. Не бытовые романсы (как у Варламова, Гурилева и др.), а классические: их отличают глубина содержания, совершенство стиля (соответствие мелодии поэтическому тексту, большая значимость фортепианной партии). Разнообразие лирических настроений: «Не искушай меня без нужды» (сл. Баратынского):

Вокальный цикл «Прощанье с Петербургом» создан на стихи Нестора Кукольника – единственный в творчестве композитора.

№ 1 - «Попутная песня» - мелодия которой изображает быстрое и энергичное движение:


Средний раздел (3-х-5-и частной формы) – распевная кантилена:


«Жаворонок» - лирический образ родной природы:


Романс «Я помню чудное мгновенье» (сл. Пушкина) посвящен Екатерине Керн написан в трехчастной форме. Основная мелодия пленяет своей выразительной лирической кантиленой:

Жанры вокального творчества композитора: лирический романс, элегия, «русская песня», серенада, баркарола, застольная песня, баллада.
Значение творчества Глинки: - итог развития огромного периода русской музыки от X до XIX века: интонации народных песен (цитат мало), знаменных распевов, жанры канта, романса, партесный стиль, колокольный звон, соединение русских и западноевропейских традиций («Жизнь за царя»); классицизма (сдержанность в выражении чувств, логичность развития, сонатность) и романтизма (лирика, интерес к культурам разных стран, красочность гармонии и оркестровки, обращение к исторической тематике), предвосхищение реализма (народных драм Мусоргского).

Творческое наследие: 2 оперы (танцевальные сцены в них подготовили русский классический балет), симфонические произведения, романсы, фортепианная музыка (циклы вариаций, миниатюры - ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, контрдансы), камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения.

Произведения Глинки явились источником вдохновения и мастерства для композиторов «Могучей кучки», Чайковского, Лядова, Глазунова и др. Значение его творчества не уменьшается и сейчас. «Чем дальше отодвигается от нас эпоха жизни М.И. Глинки, тем глубже и всестороннее, шире и ярче чувствуется, познается и оценивается его музыка» (Асафьев).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ

1813. с. Троицкое Тульской губ. - 1869. Петербург
Младший современник Глинки, композитор-новатор (в опере и камерно-вокальных произведениях), стал для «Балакиревцев» и Чайковского (композиторов следующего поколения) «великим учителем правды» (Мусоргский).

Вырос в культурной семье: отец чиновник министерства финансов, любитель музыки; мать - поэтесса (ее стихи печатались в журналах). Получил домашнее образование. Занятия музыкой начались с 6-и лет (фортепиано, позднее скрипка и вокал).

Первые произведения - в 11 лет (романсы и фортепианные пьесы). В 14 лет зачислен на службу чиновником. 1831 г. - издан романс на стихи матери. 1835 г. - знакомство с Глинкой, повлиявшее на творчество Даргомыжского, создание романсов на стихи Пушкина. 1838-41 гг.. - работа над оперой «Эсмеральда» (по Гюго) — поставлена лишь в 1847 г. 1843 - создание кантаты «Торжество Вакха» (по Пушкину), переработанной позднее в оперу-балет. 1844-45 гг. - заграничная поездка (Вена, Брюссель.Париж, города Германии). Конец 40-иач.50-х гг. - создание романсов на стихи Лермонтова, работа над оперой «Русалка» (по Пушкину). Педагогическая деятельность (вокал), исполнение романсов на музыкальных вечерах.

1856г. - премьера оперы «Русалка» в Петербурге; отрицательные отзывы прессы и статья Серова (его оценка верна и сейчас). Конец 50-х годов - знакомство с поэтами, основавшими сатирический журнал «Искра» -Курочкиным, Вейнбергом; написание произведений на их стихи.

60-е годы — заграничная поездка, дружба с Балакиревым, Кюи, Мусоргским, Римским-Корсаковым; участие в работе Русского музыкального общества (РМО); новая (успешная) постановка «Русалки»; создание симфонических увертюр-фантизий «Баба-Яга», «Украинский казачок», «Чухонская фантазия»; работа над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), законченной после смерти композитора Римским-Корсаковым и Кюи.

Важнейшая область творчества Даргомыжского - камерно-вокальные произведения (романсы и песни), в них проявилось новаторство:

1 -в содержании - показ «униженных и оскорбленных», сатира, психологические портреты;

2 - в театрализации жанра - монологи, сценки;

3 - в музыкальном языке - декламация, отражение в мелодии деталей текста.

«Я вас любил» (на стихи Пушкина) - элегия, но с чертами монолога: почти нет распевов в мелодии (слог-звук), тесный диапазон, короткие фразы. Форма куплетная.

«Ночной зефир» (на стихи Пушкина) - сценка. Форма рондо. Рефрен - изобразительный пейзаж. 1 эпизод - «портрет» испанки: ритм болеро, гитарный наигрыш, декламация и распевная мелодия. 2 эпизод - «портрет» испанца: ритм менуэта, гитарный наигрыш (как в 1-м эпизоде).

«Шестнадцать лет» (на стихи Дельвига) - пасторальная песня, отличающаяся от традиционной пасторали большей непосредственностью и искренностью чувства, ясно ощутимой, хотя и завуалированной, вальсовостью:

«Мельник» (на стихи Пушкина) - комическая сценка. Два действующих лица: мельник (изображается походка, различные интонации - окрик, вопрос, насмешка) и мельничиха (скороговорка, народная песня «Шла девица за водой»).

«Мне грустно» (на стихи Лермонтова) – новый тип романса – монолога. Он строится на развитии одного чувства. Мелодия напряженно-экспрессивна:

«Старый капрал» (стихи Беранже в переводе Курочкина) - трагическое произведение. Социальные проблемы (реализм). Речь о Франции, но подразумевается Россия. Декламация, точное следование за текстом. Монологическая сцена:

Припев с признаками марша и песни (авторское обозначение — «драматическая песня»), последнее проведение у фортепиано (театрализация - событие после смерти героя).

«Титулярный советник» (на стихи Вейнберга) - два «портрета»: бедный чиновник - жалкий, приниженный (тесный диапазон мелодии - 6.2, тихая звучность) и генеральская дочь - гордая и высокомерная (решительные восходящие ч.4, форте):

Для произведения характерна декламация, изобразительный аккомпанемент.

«Червяк» (на стихи Беранже в переводе Курочкина) - сатира, высмеиваются лесть и безнравственность. Характеристика главного персонажа - «ползущая» мелодия, изображение льстивых поклонов. Образ «его сиятельства»: решительные интонации в мелодии и аккорды в партии фортепиано. Театрализация песни: авторские пояснения - «улыбаясь и заминаясь», «прищурив глаза», «скромно» и т.д.

Опера «РУСАЛКА» - новаторское произведение: социальная тема - неравенство (князь и дочь мельника), бытовая обстановка (нет героики), чувства Наташи (сопрано), Князя (тенор) и Мельника (бас) понятны любому человеку (реализм); в 1-м д. мало традиционных номеров (1 ария и 1 хоровая сцена), их заменяют сцены со сквозным развитием (зависимость от сюжета, текста), повышается роль речитативов (новый вид — выразительные интонации, передающие оттенки настроений).

Ария Мельника (1 д.) - напоминает народную песню, плясовые ритмы придают ей комизм.
Дуэт Князя и Мельника» (3 д.) - нетрадиционный ансамбль (нет «совместного пения»), у каждого героя индивидуальные темы, т.к. чувства их различны: Князь - запоздалое раскаяние, Мельник - частая смена настроений (болен, не понимает смысл происходящего), плясовые ритмы усиливают трагизм, так как не соответствуют ситуации (новаторство).
Обобщение: Главное в творчестве Даргомыжского - новаторство:

1) реалистические черты - социальные проблемы, показ бытовых сцен, раскрытие чувств обыкновенных людей;

2) новый вид оперы, обновление жанров романса и песни;

3) речитативная мелодия («Каменный гость» - речитативная опера) - это принципиальная позиция автора: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (Даргомыжский).

Реализм соединяется с романтизмом - Испания, восток, жанры романса и песни (в том числе в опере).

Творчество Даргомыжского - связующее звено между эпохой Глинки и второй половиной XIX века (творчество «Могучей кучки» и Чайковского). «Эта музыка еще эхо пушкинской культуры и вместе с тем накануне Мусоргского» (Асафьев).

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 60 - НАЧАЛА 70 ГОДОВ XIX ВЕКА

Период реформ, общественно-политического подъема. Расцвет литературы (Тургенев, Л. Толстой, Достоевский, Гончаров, Островский, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Лесков и др.), живописи (Товарищество передвижных художественных выставок), музыки - «Могучая кучка» (другие ее названия - «Новая русская школа», Балакиревский кружок, русская пятерка).В нее, помимо Балакирева, входили: химик А.П. Бородин, морской офицер Н.А. Римский-Корсаков, чиновник М.П. Мусоргский, военный инженер Ц. Г. Кюи; направлял молодых композиторов музыкальный критик В.В. Стасов), Чайковский.

Музыкальная критика - Серов, Стасов, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский, Ларош.

1859г. - образование в Петербурге Русского музыкального общества (РМО) - руководитель А.Г. Рубинштейн. 1862г. - преобразование музыкальных классов при РМО в Петербургскую консерваторию (директор А.Г. Рубинштейн). 1866г. открытие консерватории в Москве (директор Н.Г. Рубинштейн). 1862г. организация Бесплатной музыкальной школы в Петербурге (руководитель Балакирев).


МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ

1836-1910

Выдающийся композитор, дирижер, пианист, педагог, глава «Могучей кучки». Детство и юность провел в Г.Новгороде. Раннее проявление таланта, занятие музыкой с 6 лет под руководством матери, с 10 до 14 лет — у К. Эйзриха, который ввел его в кружок Улыбышева (меценат, любитель музыки, автор книг о Моцарте и Бетховене), выступления на музыкальных вечерах, первые сочинения, в 14 лет -дирижерский дебют. Образование: гимназия, Александровский дворянский институт, Казанский университет (не закончил).

1855г. - переезд в Петербург. Знакомство с Глинкой, Даргомыжским, Стасовым. 60-е годы - расцвет деятельности: создание симфонических и фортепианных произведений (в том числе «Исламей»), романсов, организация кружка (Мусоргский, Кюи.Римский-Корсаков, Бородин), Бесплатной музыкальной школы, концертная и педагогическая деятельность, запись народных песен (составил сборник), поездка в Прагу (дирижировал произведениями Глинки); знакомство с Чайковским.

70-е годы — кризис (распад кружка, болезнь, тяжелое материальное положение), уход из музыки, служба чиновником. 80-е годы - возвращение к музыкальной деятельности: создание симфонической поэмы «Тамара», 1 и 2 симфоний, романсов, фортепианных произведений, руководство Придворной певческой капеллой. 1894г. - поездка в Берлин (открытие мемориальной доски на доме, где умер Глинка).

Стасов о значении деятельности Балакирева: «Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие».


АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН

1833 (Петербург) - 1887 (Петербург)
Разносторонне одаренная личность: великий русских композитор, выдающийся ученый-химик, педагог, музыкальный критик, общественный деятель; исполнительская деятельность: дирижировал хором, играл на виолончели в любительских ансамблях.

Композитор эпического склада: длянею характерно обращение к прошлому, к образам русского богатырства (опера «Князь Игорь», 2-я симфония), лирика эпически спокойная, драматизм и трагизм редки - один из самых оптимистичных художников. Соединение романтизма (прошлое, восток, красочность музыкального языка) с классическими традициями (жанры: симфонии, камерные ансамбли; сонатная форма - даже в опере). Творческое наследие невелико, но художественный уровень произведений очень высок.

Отец - князь Л.С. Гедианов, мать - А.К. Антонова - дочь солдата. Записан сыном П. Бородина (крепостного князя). Домашнее образование: все предметы гимназического курса (успешная сдача экзаменов на аттестат зрелости в 1850г.). Увлечение химией и музыкой: игра на флейте, фортепиано, виолончели, участие в любительских кружках, создание фортепианных пьес (первая - в 1842г. -полька «Елена»), камерных ансамблей, концерта для флейты с фортепиано.

1850г. - поступление в Медико-хирургическую академию (МХА). 1855г. - создание трио на народную тему «Чем тебя я огорчила», песен. 1856г. - окончание МХА, знакомство с Мусоргским, защита диссертации на степень доктора медицины. 1859-62 гг. - научная командировка в Германию, посещение Франции, Италии; дружба с Менделеевым, знакомство с Тургеневым, пианисткой Е.С. Протопоповой (стала его женой в 1863г.).
1862г. - возвращение в Петербург, знакомство с Балакиревым, Стасовым, Кюи; начало работы над 1-й симфонией, создание 2-х трио, 2-х квинтетов, Тарантеллы для фортепиано в 4 руки. 1864г. - избрание профессором МХА. 1865г. - знакомство с Римским-Корсаковым. 1867г - постановка оперы «Богатыри» (имя Бородина не объявлялось), окончание работы над 1-й симфонией, создание песни «Спящая княжна» на собственный текст. 1868г - начало музыкально-критической деятельности, написание вокальных произведений:«Фальшивая нота», «Песня темного леса», «Морская царевна» (сл. Бородина). 1869г. - первое исполнение 1-й симфонии, начало работы над 2-й симфонией и оперой «Князь Игорь». 1872г. - участие в организации Высших женских врачебных курсов, коллективная работа Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Кюи над оперой-балетом «Млада». 1874г. - избрание зав. кафедрой химии МХА. 1878г. - первое исполнение 2-й симфонии, избрание академиком МХА.Знакомство с Листом (в Германии). 1879г. - создание 1-го струнного квартета. 1880г. - создание симфонической картины «В Средней Азии», первое публичное исполнение произведения Бородина (I симфонии) за границей (Баден-Баден), 1881г.- написание 2-го квартета и романса «Для берегов отчизны дальной» (посв.Е.С. Бородиной), знакомство с Глазуновым. 1885г. - создание Маленькой сюиты для фортепиано. 1886г. - работа над 3-й симфонией; последняя встреча с Листом. 27 февраля 1887г. - внезапная кончина.

ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
Опера не закончена, завершили работу над ней Римский-Корсаков и Глазунов. Историко-эпическое произведение: древняя Русь, исторические образы, медленное развитие событий, принцип сопоставления: Русь — Восток, князь Игорь — князь Галицкий, серьезное - комическое и т.д. Характерные черты оперы: завершенность эпизодов, старинные жанры (былина, скомороший наигрыш, плач).
Пролог - грандиозная хоровая сцена в традициях Глинки - характеристика русского народа: оркестровое вступление - напоминает раскачивание колокола; хор «Солнцу красному слава» - народно-песенные интонации, параллельное движение голосов, возгласы «Слава!» - величие, колорит древности:

Сцена затмения - красочная оркестровка и необычные гармонии (увеличенные трезвучия, диссонансы без разрешения). Сцена Скулы (бас) и Ерошки (тенор) - комическая, изображает «дезертирство» персонажей: осторожные шаги (пиццикато струнных), вокальная партия - речитатив передает резкую смену настроения, оркестровая тема - изображение «работы мысли» Скулы.Завершение пролога - повторение 1 -го хора.
Сцена у князя Владимира Галицкого (брата Ярославны, жены князя Игоря, его партию исполняет высокий бас) начинается хором «Слава» (коротким, на беспорядочной скороговорке) и величальной песней Скулы и Ерошки - контраст величественному хору пролога: каков князь, такова и «слава». Песня Галицкого - 3-х частная форма; портрет «князя-босяка» (Стасов): стремительное вступление, простая по интонации тема с энергичным ритмом:

Ариозо Ярославны показывает лирические черты героини, ее основная тема близка по интонациям некоторым темам Игоря:

Хор девушек тихой светлой мелодией и нежными переливами переменного лада напоминает русские песни:

Хор бояр «Мужайся, княгиня» - суровая размеренная мелодия (напоминает древние песнопения), начинается в низком регистре у басов, затем поднимается вверх - к тенорам; создается ощущение неотвратимости трагических событий:

Каватина Кончаковны (контральто), дочери половецкого хана — восточная лирика, в сопровождении - аккорды арфы, вокальная партия — извилистая мелодия со сложным ритмом, варьирование (импровизационность), гармонический и мелодический мажор.
Каватина Владимира Игоревича (тенор), сын князя Игоря - вступление изобразительное - пейзаж, южная ночь; основная тема -- лирическая, восторженная, пылкая. Каватина носит черты серенады.
Ария князя Игоря (баритон) - не только характеристика главного героя, но ксмысловой центр оперы, т.к. князь Игорь - образ-символ, идеал русского воина - храброго защитника и преданного супруга. Форма арии сложная Зх-частная с чертами концентричности (характерно для эпоса):

 ВступлениеАВ А Кода
Вступление - мрачное раздумье, речитатив, в оркестре - тяжелые «шаги» (размеренное нисходящее движение в низком регистре). Основной раздел: А - «И бранной славы пир веселый» ( «О дайте, дайте мне свободу»)- патетика, энергия, воля; тема прозвучит еще дважды, с каждым разом все более уверенно:

В - «Ты одна голубка-лада» - лирическая тема, ласковая, нежная, но сдержанная (так бывают выражены чувства в народных песнях):

Реприза (А) - героическая кульминация, на тон выше, чем в экспозиции, начинается восходящей ч.4. Кода - на материале вступления, но общее впечатление не мрачное, т.к. темы основного раздела более значительны.
Ария хана Кончака (бас) - «портрет» восточного властелина: непостоянство характера - храбрость, жестокость, коварство, хитрость, но может быть и великодушным. Контраст арии князя Игоря. 3 раздела на самостоятельных темах: восточный колорит. Основная тема арии:

Половецкая пляска с хором (финал 2 д.) - кульминация восточных сцен. 1 раздел - лирический хор - пляска девушек-невольниц: плавная и гибкая мелодия на фоне неизменных повторяющихся басов (органный пункт), синкопированный ритм:

2й раздел - стремительная, темпераментная пляска мужчин, 2 темы, близкие народным восточным мелодиям; 3 тема - общая пляска с хором, тема напоминает 2 раздел арии Кончака, но более быстрый темп. Варьированный повтор всех разделов.
Плач Ярославны (жена князя Игоря, сопрано) открывает IV д. Самый трагический эпизод оперы. Глубокое горе, но выражено сдержанно:

Впервые древний жанр - характеристика главной героини. Рондообразность. Рефрен - плач, эпизоды - обращение к силам природы (народная традиция); первый и последний - на лирической теме из арии князя Игоря (см. пример № 43) Красочная оркестровка, в последнем эпизоде изображение восхода солнца (тремоло скрипок в высоком регистре).
Хор поселян - лирическая протяжная песня:

Мастерское воссоздание народного стиля. Подголосочная полифония.
Заключительный хор – «3нать, Господь мольбы услышал» - радостный характер, менее величественный, чем хор пролога, который Бородин (по свидетельству современников) хотел повторить в конце оперы.

ВТОРАЯ СИМФОНИЯ, си минор, 1869 – 1876
«Богатырская» (Стасов): величественные эпические образы, древние жанры народного творчества. Эпическая драматургия: сопоставление контрастных разделов и тем, их завершенность. Классические традиции: 4-х частный цикл – 1ч. определяет характер произведения. Ее главная тема изложена мужественными, суровыми унисонами:


Второй ее элемент – оживленные плясовые терции у деревянных духовых инструментов, передающие молодецкую удаль:


Тема побочной партии (в экспозиции Ре мажор, в репризе – в Ми-бемоль мажоре) нежная мелодия виолончелей, полная благородства и тепла:

II ч. - скерцо, III ч. - медленная (Стасов называл ее «Песней Бояна»), IV ч. - быстрая, жизнерадостная; сонатная форма во всех частях (в скерцо - в крайних разделах 3-частной формы). Романтические черты: обращение к образам древности, национальный характер тем - русский (ГП I ч., темы III и IV ч), восточный (средний раздел скерцо), изобразительность («Богатырская скачка» - разработка I ч.), красочные гармонии.

Творчество Бородина - «Бояна XIX столетия» воссоздает связь времен, воспевает добро и красоту жизни, величие и могущество Руси.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
1839 (с. Карево Псковской губ.) - 1881 (Петербург)
Великий русский композитор, выдающийся пианист, обладал литературным дарованием, хорошо пел.

Самый смелый новатор среди «балакиревцев»: «Девиз мой, известный Вам: «Дерзай! Вперед к новым берегам!» (из письма Мусоргского к Стасову).


Творческое наследие: оперы «Женитьба» (I д.), «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», около 70 вокальных произведений, программные сочинения - симфоническое («Иванова ночь на Лысой горе») и фортепианные («Картинки с выставки»).

Принадлежал к старинному дворянскому роду. До 10 лет жил в имении родителей в Псковской губернии. Музыкальные впечатления в детстве: домашнее музицирование, церковная музыка, народные песни. Занятия музыкой с матерью; в 7 лет исполнял небольшие пьесы Листа, в 9 лет выступил на музыкальном вечере в доме родителей (исполнил Концерт Фильда).

1849г. - поступление в Петропавловскую школу в Петербурге, занятия по фортепиано у Герке. 1852г. - поступление в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, издание фортепианной польки «Подпрапорщик». 1856г. - окончание школы, зачисление в гвардейский Преображенский полк; знакомство с Даргомыжским, Стасовым, Балакиревым, Кюи, Бородиным. 1858г. - выход в отставку, решение посвятить себя музыке. 60 годы - создание вокальных произведений (в т. ч. «Калистрат», «Семинарист», «Светик Савишна», «Сиротка», «Озорник», «Козел»), музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип», Симфонической картинки «Иванова ночь на Лысой горе»; работа над оперой «Саламбо» (музыка вошла в оперу «Борис Годунов»).

1868г. - создание 1 д. оперы «Женитьба» (по Гоголю), начало работы над оперой «Борис Годунов» (1 ред. закончена в 1869, 2 в 1872 гг.). 1872г. - создание вокального цикла «Детская», начало работы над «Хованщиной». 1874г. - премьера оперы «Борис Годунов», создание вокального цикла «Без солнца», баллады «Забытый», фортепианного цикла «Картинки с выставки», начало работы над «Сорочинской ярмаркой» (не закончена).Последние годы жизни - мрачное настроение (распад кружка, непонимание его творчества, одиночество, бедность); создание вокального цикла «Песни и пляски смерти», песен (в т.ч. «Блоха»); выступление в концертах певицы Леоновой, гастрольные поездки по России. 1881г. - тяжелая болезнь и смерть 16 марта.


«БОРИС ГОДУНОВ»
По драме Пушкина. Либретто Мусоргского. Реформаторское произведение: приближение к драме (сквозное развитие, без разделения на традиционные номера, монологи, диалогические сцены, речитативы). Исторический сюжет - «смутное время» (конец 16 в.), борьба за власть - тяжелое бремя для народа.

«Народная драма» (Мусоргский): народ - коллективный герой, участник событий, показан реалистически, «без прикрас» (Мусоргский).Характеристика: народные сцены - песенные темы (иногда цитаты) и Хоровой речитатив (новое); образы-символы - Пимен (мудрость народная), Варлаам (удаль, сила), Юродивый (правда, горе). Психологическая драма - сложный образ Годунова. У Пушкина - мудрый государь, у Мусоргского - страдающий человек, совершивший преступление, но вызывающий сочувствие искренним раскаянием. Характеристика: монологи, лейтмотивы, лейттональности(трагические - ми-бемоль минор, ля бемоль минор, си-бемоль минор, до минор), колокольный звон (торжественный в Прологе, погребальный в 4 д.),

Неразрешимый конфликт 2-х основных драматургических линий - народа и царской власти. Необычный финал: печальная песня Юродивого с мрачными предсказаниями, интонация стона (м.2), неустойчивое звучание (V - VI ступени в мелодии). Дополнительные драматургические линии: боярство (представитель - Шуйский), Самозванец, поляки. Уникальная сложность драматургии.
Начинается опера не увертюрой, а Вступлением, его сумрачная тема напоминает народную песню:

Развивается как фугато (редко у Мусоргского), в последнем проведении к теме присоединяется подголосок-стон (нисходящая м.2 - лейтинтонация народа).
Пролог, 1 к. - народная сцена: хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш» - горестный характер, причитания, мольба:

и хоровой речитатив (реплики групп хора и солистов) - непонимание событий и равнодушие:


Пролог, 2 к. - 3-х частное строение: крайние разделы - торжественный колокольный звон и хор «Слава» (народная песня) в До мажоре:

средний раздел - доминорный монолог Годунова «Скорбит душа» (высокий бас или баритон) - этих слов у Пушкина нет, лейтмотив мрачных предчувствий:



1 д. 1 к. - в келье Чудова монастыря. Монолог Пимена (бас) - размеренная речь, оркестровая партия передает сосредоточенность Пимена на своем труде - летописи. Рассказ Самозванца (тенор) о вещем сне - красочные гармонии.
1 д. 2 к. - корчма на Литовской границе. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» - народный текст, в духе народных песен (фригийский лад, куплетно-вариационная форма), энергичный характер:

В оркестре (вариации на сопрано – остинато) - изобразительность.
Диалог Самозванца и Хозяйки корчмы - на фоне песни Варлаама «Как едет ён» - (цитата) - новый вид полифонии (полифония пластов, будет применяться в XX веке).
Сцена с приставом - соединение комического (чтение по слогам) и трагического (пристав готов привести «указ» в исполнение).
II д. - раскрытие образа Годунова в сценах с детьми, с Шуйским и в монологах.
1 монолог «Достиг я высшей власти» - изменение состояния от сдержанного до крайне возбужденного. Первый раздел имеет декламационный характер:

Второй раздел начинается благородно-возвышенной темой ариозного склада:



Заключительный раздел – трагическая кульминация монолога:

2 монолог (с курантами) - предваряется лейтмотивом галлюцинаций, вокальная партия целиком декламационна, звучание неустойчивое (роль тоники выполняет тритон - ново), передает начинающееся безумие.
III д. - «польское»: Самозванец и Марина Мнишек (дочь воеводы). Ее ария выдержана в горделивом характере мазурки:

IV д. 1 к. — песня Юродивого (тенор) - напоминает колыбельную:

Хор «Кормилец батюшка» сначала звучит сначала как тихая, но настойчивая просьба, но затем быстро перерастает в яростное требование, негодующий вопль и выражает открытую угрозу:


Сцена Юродивого с мальчишками (детский хор) из плача обиженного Юродивого (нисходящие м.2) вырастает хор «Кормилец батюшка, подай Христа ради» - обращение к Годунову. Мольба, отчаяние и угроза.

Заканчивается 1 к. сценой Годунова и Юродивого, который обличает царя-убийцу.
IV д. 2 к. - сцена смерти Годунова - реалистична; декламация, погребальный звон, лейтмотив несбывшихся надежд в оркестре.
IV д. 3 к. - сцена народного бунта (у Пушкина ее нет). Несколько разделов: хор «Не сокол летит по поднебесью», Варлаам и Мисаил (тенор) - тема «Солнце, луна померкнули» (былина «Жил Святослав» - цитата), хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» - кульминация:

Средняя часть хора основана на мелодии народной хороводной песни «Заиграй моя волынка» контрастна начальной теме своим задоно-ликующим характером:

Торжественный въезд Самозванца - марш, звучит механистически. Заключение - песня Юродивого (из IV д. 1 к., но с другим текстом) - словно многоточие, разомкнутосгь композиции (ново, не было понято современниками).

«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Написана под впечатлением посмертной выставки художника Гартмана - друга Мусоргского. Программная фортепианная сюита, с чертами рондообразности (рефрен - «Прогулка», изображающая автора) и вариационности (рефрен меняется в зависимости от увиденного автором). Новаторство: в содержании - эпические образы («Богатырские ворота»), социальные проблемы («Два еврея, богатый и бедный»), сценки («Ссора детей после игры»); в музыкальном языке - колокольность, речитативные интонации, изобразительность (новые виды фортепианной фактуры). 10 частей. Кульминация в №10 («Богатырские ворота») - преображенная тема «Прогулки», эпическая мощь, торжественный характер.

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Развитие традиций Даргомыжского: театрализация, речитативы, социальные проблемы, сатира, но более смелое новаторство, конкретность - как в литературе или живописи. Герои, ситуации - увиденные в жизни «Сиротка», «Озорник», «Светик Савишна» на собственные тексты:

Новые образы в камерно-вокальной музыке: показ народных персонажей («Калистрат» на ст. Некрасова), детей (вокальный цикл «Детская». Первая песня «С няней» передает тончайшие оттенки детской речи:

Отражена в творчестве композитора и антивоенная тема - баллада «Забытый» на сл. Голенищева-Кутузова:

Контрастные образы: трагические («Песни и пляски смерти») и комические («Семинарист»), сатирические («Блоха»). Музыкальный язык: речитатив, мелодии в духе народной песни; в фортепианной партии - необычные красочные гармонии, изобразительность.

Обобщение. Новизна и сложность творчества Мусоргского - причина недооценки его современниками (неодобрительное отношение к поздним произведениям даже единомышленников:Римского-Корсакова, Кюи, Стасова, Балакирева). В XX веке мнение изменилось: «Композитор, без которого для нас немыслима русская культура» (Сабинина). Влияние на музыку Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и др.«Озорник»), на собственные тексты. Новые образы в камерно-вокальной музыке: показ народных персонажей («Калистрат» на ст. Некрасова), детей (вокальный цикл «Детская»), антивоенная тема («Забытый» на сл. Голенищева-Кутузова). Контрастные образы: трагические («Песни и пляски смерти») и комические («Семинарист»), сатирические («Блоха»). Музыкальный язык: речитатив, мелодии в духе народной песни; в фортепианной партии - необычные красочные гармонии, изобразительность.

 

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙЙ-КОРСАКОВ
1844 (Тихвин Новгородской губ.) - 1908 (Любенкск, близ Луги)
«Художник живет на свете для созидательной работы, и таковая есть его нравственная обязанность» (Римский-Корсаков).

Происходил из старинного дворянского рода. Отец - чиновник в отставке. Большое влияние брата (моряк, на 22 года старше композитора). Раннее проявление музыкальности. Занятия музыкой с 6 лет, в 11 лет - 1-е произведение (дуэт «Бабочка» на сл. из детской книжки).

1856-62 гг. - учеба в Петербургском Морском корпусе (традиционная в семье профессия). Занятия у Канилле (фортепиано; композиция).

1861 - знакомство с Балакиревым. Мусоргским, Кюи, Стасовым. Начало работы над 1 симфонией.

1862 - смерть отца; окончание Морского корпуса; уход в плавание на клипере «Алмаз» (был в Западной Европе, Северной и Южной Америке).

1865 - возвращение в Петербург. Окончание и успешное исполнение 1-й симфонии (дир.Балакирев). Участие в деятельности Балакиревского кружка, посещение музыкальных вечеров Даргомыжского. Конец 60 гг. - симфонические произведения, в т.ч. «Садко»), работа над 1-й оперой «Псковитянка».

70-е гг. - активная деятельность: профессор Петербургской консерватории, инспектор хоров морского ведомства, директор БМШ (после ухода Балакирева). Начало выступлений в качестве дирижера. Создание оперы «Майская ночь». Женитьба на пианистке Н.Н. Пургольд.

80-е гг. - служба в Придворной певческой капелле. Работа над завершением произведений Мусоргского (ум.в 1881г.) и Бородина (ум. в 1887г.). Участие в деятельности Беляевского кружка. Создание симфонических произведений «Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник», оперы-балета «Млада».

Начало 90 гг. - тяжелые события в семье (смерть матери, сына и дочери), разрыв отношений с Балакиревым (расхождение во взглядах на развитие искусства и музыкальное образования), недовольство своим творчеством.

1894-1907 гг. — «оперный» период: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

1905г. - увольнение Римского-Корсакова из консерватории. Всеобщее возмущение этим. Возвращение в консерваторию после избрания Глазунова на пост директора.

1907г. - последнее зарубежное выступление (Париж). Весна 1908г. - постановка «Снегурочки» в Париже - начало мирового признания композитора.

Ухудшение состояния здоровья весной 1908г. Скончался 8 (21) июня в имении Любенск. Похоронен в Петербурге.

«СНЕГУРОЧКА» 1881г.
Либретто создал Римский-Корсаков по «Весенней сказке» Островского. Отражение интереса композитора к мифологии, язычеству, воспевание вечной красоты природы, искусства (обряды, песни; символ искусства - Лель), любви (Лель - бог любви в славянской мифологии; образы Снегурочки и Купавы символизируют идеальную и земную любовь). 3 группы действующих лиц:
мифические –
Весна меццо-сопрано

Дед Мороз бас

Леший тенор


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!