Революционно-освободительноедвижение в Беларуси в XIX-начале ХХ в. Революция 1905-1907 гг.



Беларуское национально-освободительное движение (далее в тексте – НОД) – это совокупность действий сознательных представителей беларуского народа за освобождение от колониального угнетения, национальное возрождение беларусов, за самостоятельное свободное развитие на основе своей государственности.

Исходным пунктом белорусского национально-освободительного движения (НОД) явилось восстание 1794 года в Польше, Беларуси и Летуве под руководством Тадеуша Костюшко против насильственного раздела Речи Посполитой монархами России, Австрии и Пруссии.

После восстания 1830—31 гг. зародилось революционно-демократическое течение, характерное соединением литературного просветительства с политической борьбой (Франц Савич, 1815—1845; Александр Незабытовский, 1818—1849).

Этапную роль в дальнейшем развитии беларуского НОД, особенно его революционно-демократической традиции, сыграло восстание 1863—64 гг. во главе с Константином Калиновским – первым беларуским политическим деятелем нового времени. Он положил начало соединению социально-экономических (особенно аграрных), политических и культурно-духовных (в т.ч. религиозных) проблем национально-освободительной борьбы беларусов. С Калиновского также началось оформление в русле польского освободительного движениясобственнобеларуских («литвинских») национальных требований (в т.ч. идеи о самостоятельности Литвы-Беларуси в демократическом союзе с Польшей и Россией). Калиновский первым обратил внимание на крестьянство как главную дееспособную силу беларуской нации, посвятив ему первое национальное периодическое издание – газету «Мужыцкаяпраўда».

В результате поражения восстания 1863—64 гг. и наступления политической реакции, созревание беларуской национальной идеи временно затормозилось. Усилилась тотальная русификация Беларуси, проводившаяся в соответствии с программой главного начальника Северо-Западного края Михаила Муравьева и идеологией ассимиляторской концепции западнорусизма.

Во второй половине XIX века в общественно-политическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословия-разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма. Центральное место в учении народников занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции.

Нового идейно-теоретического и политического качества белорусское НОД достигло на исходе XIX века в деятельности революционной народнической группы «Гомон» и ее нелегального одноименного журнала (1884г.). Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации. В качестве альтернативы имперскому абсолютизму они обосновали идею «федеративности Беларуси» на основе равноправного союза с другими народами демократизированной России.Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли.

В конце апреля- начале мая 1896 года в Вильно состоялся съезд представителей нееврейских социал-демократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия. Программа ЛСДП носила марксистский характер.

После поражения революции 1905—07 гг. главным центром становления и консолидации всех культурно-просветительских сил, формирования и распространения в обществе идей национального возрождения стала газета “Наша Ніва”.

Конец XIX – начало ХХ вв. – время создания и становления политических партий. На II съезде РСДРП (1903 г.)принята программа: самодержавия, установление демократической республики, а позже – и диктатуры пролетариата путем социалистической революции.

Начало ХХ. в. отмечено подъемом белорусского национального движения. В 1902 г. в Петербурге студенты из Беларуси Антон и Иван Луцкевичи создали Кружок белорусского народного просвещения культуры, который пропагандировал национальную культуру, вел поиск путей ее возрождения. В 1903 г. на первом съезде партия была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ). Этот съезд принял программу партии, которая декларировала необходимость ликвидации самодержавия и капиталистического строя. БСГ выступала за переход всех основных средств производства, земли в общественную собственность, право каждого человека на обработку земли без использования наемного труда, восьмичасовой рабочий день, бесплатную медицинскую помощь. В политической области она требовала равноправия людей, прямого, всеобщего, равного избирательного права с тайным голосованием, свободы печати, слова, собраний и т. д. БСГ выступала за национальную свободу, признание прав всех народов на автономию, создание независимых демократических республик.

Глубокие качественные изменения в белорусском НОД произошли в результате революции 1905—07 гг. Ослаб абсолютизм монархии, были завоеваны некоторые демократические свободы, в том числе право на легальную белорусскую печать. Появились газеты “Наша доля” (1906) и “Наша ніва” (1906—1915), позже – газета “Беларус” (1913—15), журналы “Лучынка” (1914) и “Раніца” (1914). Возникли профессиональные, общественно-культурные объединения и кружки (Беларуский учительский союз, Гродненский кружок белорусской молодежи (1909—14), Белорусский музыкально-драматический кружок (действовал в 1910—16), Белорусский научно-литературный кружок студентов (действовал в Санкт-Петербурге в 1912—14), издательства (“Заглянесонца і ў наша аконца” 1906—14), национальные театральные коллективы Игната Буйницкого и Флориана Ждановича.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!