Свободная тема (по согласованию с преподавателем)

Объем доклада в печатном виде – 3-5 страниц (шрифт 14, интервал одиночный).

1. Специфика перевода художественного текста *

Ознакомьтесь со стихотворением Генриха Гейне и подстрочным переводом. Определите тему и идею стихотворения. Сравните литературные переводы стихотворения. Оцените качество переводов, передачу авторского замысла, художественное исполнение. Выберите перевод, который вы считаете наиболее удачным. Обоснуйте свой выбор.

 

2. Цитирование *

Ознакомьтесь с текстом песни Андрея Миронова «Белеет мой парус» из кинофильма «Двенадцать стульев» (автор текста Ю.Ким, композитор Г.Гладков). Какую роль играет обращение к стихотворению М.Ю. Лермонтова в этом тексте? Соотнесите контекст творчества М.Ю. Лермонтова с текстом песни. К каким темам, идеям, мотивам, характерным для творчества М.Ю. Лермонтова, обращается автор? Как соотносится текст песни с авторским замыслом романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев»?

 

Циклизация

Дайте определение понятию «цикл». Выделите виды циклов. Докажите, что стихи А. Блока о Прекрасной Даме – это цикл. Определите его тип. Охарактеризуйте его.

 

Мотивный анализ

Дайте определение понятию мотива. Перечислите типы мотивов. Перечислите произведения А. С. Пушкина, в которых возникает образ метели. Объясните, с какими мотивами связан этот образ. Являются ли они сквозными?

 

Компаративистика

Сравните реализацию мотива безумия в петербургских повестях Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего».

 

Работа автора над произведением

Сопоставьте две редакции повести Н. В. Гоголя «Портрет». Сделайте выводы о том, как изменились творческие установки Н.В. Гоголя. Сделайте предположение, почему это произошло.

 

Мотивный анализ

Проанализируйте образ игральной карты и мотив карточной игры в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

 

Комплексный анализ художественного произведения

Проанализируйте «собачье» и «человечье» начала в пьесе Булгакова «Собачье сердце».

 

Циклизация

Дайте определение понятию «цикл». Выделите виды циклов. Докажите, что музыкальный альбом можно рассматривать как цикл. Проанализируйте как цикл тексты треков альбома В. Кипелова и С. Маврина «Смутное время».

 

Анализ художественных образов. Компаративистика

Проанализируйте и сопоставьте образы собак в рассказе А.П. Чехова «Каштанка», повести  Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» и пьесе М. А. Булгакова «Собачье сердце».

 

Жанровое своеобразие

Выявите устойчивые темы и мотивы, характерные для баллад периода русского романтизма, воплотившиеся в творчестве группы «Король и Шут».

 

Анализ художественного образа

Выявите и систематизируйте средства раскрытия образа главного героя в в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».

 

Мотивный анализ

Выявите инфернальные мотивы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обоснуйте их присутствие в тексте.

 

Историческое литературоведение

Охарактеризуйте особенности жанра элегии в русской литературе XIX в.

 

Жанровое своеобразие

Охарактеризуйте особенности сонетной формы в творчестве А.С. Пушкина.

 

Мотивный анализ

Охарактеризуйте мотив двойничества в искусстве. Проанализируйте мотив двойничества в повести Ф. М. Достоевского «Двойник».

 

Образ автора

Проанализируйте и сопоставьте образ автора-повествователя в художественных произведениях А.С. Пушкина (от «Руслана и Людмилы» к «Евгению Онегину»).

 

Образ читателя

Охарактеризуйте роль читателя в художественном произведении. Проанализируйте обращения к читателю в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Анализ образной системы

Проанализируйте образную систему стихотворения С. Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…» с точки зрения архетипических образов и мифологем.

 

Мотивный анализ

Охарактеризуйте роль мотива дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

 

Циклизация

Докажите, что «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина являются циклом. Определите его тип. Прокомментируйте состав цикла. Какую роль играет использование устойчивых сюжетов и имитация заимствования?

 

Литературная преемственность

Охарактеризуйте шекспировскую традицию в творчестве А.С. Пушкина.

 

24. Идиостиль *

Охарактеризуйте идиостиль в рассказе И. Лялько «Я у Бога светлая»

 

25. Анализ образной системы *

Проанализируйте образную систему стихотворения Н. Гумилева «Потрет мужчины». Сделайте предположения об интертекстуальных возможностях данного текста

 

Анализ образной системы

Проанализируйте образную систему стихотворения Н. Гумилева «Волшебная скрипка». Выявите инфернальные мотивы и определите их роль в данном тексте. Охарактеризуйте образ скрипки в историко-культурном контексте.

 

27. Поэтика *

Проанализируйте рассказ К. Лукичевой «Знакомьтесь! Это – Я». Выявите, каким образом рождается комический эффект.

 

Свободная тема (по согласованию с преподавателем)


 

Переводы Генриха Гейне

 

Генрих Гейне

* * *

Ein Fichtenbaum stehte insam

Im Norden auf kahler Höh’.

Ihn schläfert; mit weißer Decke

Umhüllen ihn Eis und Schnee.

 

Er träumt von einer Palme,

Die, fern im Morgenland,

Einsam und schweigend trauert

Auf brennender Felsenwand.

(1827)

 

Подстрочный перевод

Хвойное дерево стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Ему спится; белым покрывалом

Обволакивают его лед и снег.

 

Оно мечтает о пальме,

Которая далеко в восточной стане

Одинокая и печально молчащая

На горячем утесе.

 

 

М.Ю. Лермонтов

* * *

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

Одета как ризой она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

(1841)

 

А.А. Фет

* * *

На севере кедр одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма,

В далёкой, восточной стране,

В безмолвной, глубокой печали,

Одна на горячей скале…

(1841)

 

Ф.И. Тютчев

С чужой стороны

На севере мрачном, на дикой скале

‎Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

‎И сон его вьюга лелеет.

 

Про юную пальму всё снится ему,

‎Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

‎Стоит и цветёт, одинока…

(1826)

 

М.Л. Михайлов

* * *

На северном голом утёсе

Стоит одинокая ель.

Ей дремлется. Сонную снежным

Покровом одела метель.

 

И ели мерещится пальма,

Что в дальней восточной земле

Одна молчаливо горюет

На зноем сожжённой скале.

(1845)

 

А.Н. Майков

* * *

Инеем снежным, как ризой, покрыт,

Кедр одинокий в пустыне стоит.

Дремлет, могучий, под песнями вьюги,

Дремлет и видит – на пламенном юге

Стройная пальма растёт и, с тоской,

Смотрит на север его ледяной.

(1866)

 

И.П. Павлов

* * *

Незыблемо кедр одинокий стоит

На Севере диком, суровом,

На голой вершине, и чутко он спит

Под инистым снежным покровом.

И снится могучему кедру Она -

Прекрасная пальма Востока,

На знойном утесе, печали полна,

И так же, как он, одинока.

 

 

Л.И. Уманц

Из Гейне

На севере диком, на круче бесплодной

Стоит одиноко сосна;

Вся снегом одета в дремо́те холодной

Как саваном белым она.

 

Ей снится, что чудная пальма Востока

В далекой и знойной земле

В тоске молчаливой стоит одиноко

На солнцем палимой скале.

(1887)


 

Белеет мой парус

 

Нет, я не плачу и не рыдаю,

На все вопросы я открыто отвечаю,

Что наша жизнь - игра, и кто ж тому виной,

Что я увлёкся этою игрой.

 

И перед кем же мне извиняться,

Мне уступают, я не в силах отказаться,

И разве мой талант, и мой душевный жар

Не заслужили скромный гонорар.

 

Пусть бесится ветер жестокий

В тумане житейских морей,

Белеет мой парус такой одинокий

На фоне стальных кораблей.

 

И согласитесь, какая прелесть,

Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь,

Орлиный взор, напор, изящный поворот,

И прямо в руки запретный плод.

 

О, наслажденье скользить по краю,

Замрите, ангелы, смотрите, я играю,

Моих грехов разбор оставьте до поры,

Вы оцените красоту игры.

 

Пусть бесится ветер жестокий

В тумане житейских морей,

Белеет мой парус такой одинокий

На фоне стальных кораблей.

 

Я не разбойник и не апостол,

И для меня, конечно, тоже всё не просто,

И очень может быть, что от забот моих

Я поседею раньше остальных.

 

Но я не плачу и не рыдаю,

Хотя не знаю, где найду, где потеряю,

И очень может быть, что на свою беду

Я потеряю больше, чем найду.

 

Пусть бесится ветер жестокий

В тумане житейских морей,

Белеет мой парус такой одинокий

На фоне стальных кораблей.

Белеет мой парус такой одинокий

На фоне стальных кораблей.

 


 

Я у бога светлая

 

Я у бога светлая, я у бога добрая, я у бога – красота.

Он и я – едины.

Божа любит меня, пальцем щекочет – по жилам ток пускает, а я смеюсь, хохочу, потому, как щекотка веселит – боженька ласков со мной.

Божа око своё открыл, меня туда посадил. Оком божиим на мир смотрю – любовь-красоту созерцаю, где ангелы знаю. Рядом они, близ да округ стоят – богу служат, меня охраняют. На мир светом дышат, за людьми наблюдают: кто, как поступает, учет ведут, да кто, что думает, слышат. От лихих лико сферы воротят, добрым в руки нежиться идут, потому как руки – часть души очевидная, трава сердечная, прорастает из мира тонкого в мир плотный. Ангел ведь как птица – нежен, впечатлителен, к добру чуток. А хорист-то, хорист, песенник какой– дудка травяная! Ноты – конфетины ему для целованья, ангелы в сласть смакуют их. В рот набирают, язычками ворочают, щёками слюнявят, растворяют, а как насладятся – музыка из ртов тонко полярных варганится, в мир плотный сходит, сквозь дудки летит – нитями шелковистыми сочится, через уши в души людей пролазит, живым человека делает.

Ой, ангелы дурашки ещё те, забавляться любят – веретено судеб, словно мяч катают, по нотной грамотке крылами ведут, подпевают, хозяину голубого неба звук веретенной преподносят, в карман вкладывают. А неба хозяин – то тятька мой роднявый, мастер великий, рук у него тысячи, покрывало праздничное нотами выкладывает – на свят вечер скатерть-украшение сама собой ткётся-ладится. Душа мира на полотне том проступает – древко широкое, листочков множество, а цветов так и вовсе не сосчитать. Цветы белые, цветки бруснично созревающие, цветы крытые сладко-синим, и все циркулем обведены, боками покаты, мощь в каждом не дюжинная: свёрнутая, разворачивающаяся, развернувшаяся. Ох, люблю цветы эти наблюдать, ох, и мастер тятя-Небо! Плоды золотые на древке том – яблоко не яблоко, но рот мёдом вымазывают, а нутро Истиной насыщают – благость-сладость Знания в кровь дают, силой неземной полнят.

    А вообще тятьки у меня два – неба хозяин и божа, душ врачеватель, и матери у меня две – ма великая, вся родсшая, в себе и вне себя одночастно пребывающая и ма земная.

    Вот так в квадратуре круга я воплощаюсь, в сфере пребываю, множество измерений в себе держу, из миров световых многосложных в миры простые выхаживаю. Птиц с руки покормить, ангелов послушать, да с людьми погрустить – чаю сердцем их обнять, порадовать, что болит в человеках, знаю – божа ведать научил, ключ волшебный к миру земному дал.

    Любит меня боженька, нянькает, сыздетства тайны рассказывает, в око своё поглядеть даёт – необъятность полюбовать. Вот я и наблюдаю: ма бесконечная свет в себя вгибает, точкой творит, словно нет его вовсе, а после пружину разворачивает! Ярко! Ярко миры родятся! Вселенные из пупка её одна за другой выныривают, шары миров, словно пузыри лёгкие выплывают, пластами измерений пересекаются. Множество их, песок космический безграничен, людям букашикам не сосчитать. Люблю рожденье это наблюдать, сквозь око боженькино любоваться. Ма красива всегда! Она и есть красота истинная, щедрость животворящая! Ма и тятек моих родила, одного и второго. Ма великая вообще всему – суть, начало, всему голова.

    А я доченька ма великой, луч света белого в мир земной тёмно-плотный, кровь моя – молоко её. Звёзды в глазах моих – озёра бездонные, отраженье мира запредельного. Я же далеко наблюдаю, где ангелы знаю. Близ да округ они, глядят-дивуются, обниматься идут – по нраву им – боженькина я! Сердце во мне бело-огненное, матерью великой неиссякаемой данное – биться ему вечно, свет излучать всегда – беспредельному разливаться без края!

 

Ирина Лялько


 

Портрет мужчины

Картина в Лувре работы неизвестного

 

Его глаза — подземные озера,

Покинутые, царские чертоги,

Отмечен знаком высшего позора,

Он никогда не говорит о боге.

 

Его уста — пурпуровая рана

От лезвия, пропитанного ядом,

Печальные, сомкнувшиеся рано,

Они зовут к непознанным усладам.

 

И руки, бледный мрамор полнолуний,

В них ужасы неснятого проклятья,

Они ласкали девушек-колдуний

И ведали кровавые распятья.

 

Ему в веках достался странный жребий

Служить мечтой убийцы и поэта,

Быть может, как родился он, на небе

Кровавая растаяла комета.

 

В его душе столетия обиды,

В его душе печали без названья,

За все сады Мадонны и Киприды

Не променяет он воспоминанья.

 

Он злобен, но не злобой святотатца,

И нежен цвет его атласной кожи,

Он может улыбаться и смеяться,

Но плакать... плакать больше он не может.

 

Николай Гумилев


 

Знакомьтесь! Это – Я.

Это Я. Я. – человек. У Я. есть работа. Я. не любит своих коллег. Я. хочет больше зарабатывать. У Я. нет образования, но, тем не менее, Я. профессионал своего дела. 

У Я. есть сестра, младшая. Я. любит свою сестру. Ну, или думает, что любит. У них нет родителей. Отец бросил ещё в детстве, а мать умерла от алкоголизма. Их воспитывала бабушка. Пока не умерла. Тогда у Я. уже была работа. Я. содержит их обоих, оплачивает образование сестры. Младшая сестра очень благодарна Я. Чтобы не висеть на шее у Я. она нашла себе работу.

Я. любит писать стихи, но не любит показывать их кому-то. Я. часто переживает по любому поводу. Я. всегда старается производить впечатление умного, светского, человека, но иногда это выглядит смешно и нелепо.

Я. ищет в людях только хорошее, поэтому Я. очень часто обманывали и предавали. Но у Я. есть друзья, которые поддерживают и восхищаются Я., потому что Я. моложе всех и у Я. вся жизнь «впереди». У Я. очень часто менялись друзья.

Я. страдает из-за проблем в личной жизни. Сейчас Я. в разводе. Виноваты оба. Это был тяжёлый удар. У Я. появилась новая любовь, но всё как обычно.

Скоро Я. лишится работы. Виноват кризис. Сестра часто говорит Я. о поиске новой работы, но Я. никак не может решиться. Я. очень боится перемен. Я. рассказали о возможности работать в другом городе и зарабатывать больше. Я. хочет зарабатывать больше, но Я. не соглашается, потому что очень боится перемен. Сестра подталкивает Я. к переменам, она любит перемены. Но Я. не слушает её, потому что Я. больше всего боится перемен.

Каждый день Я. ходит на работу, которой у Я. скоро не будет. Я. не любит своих коллег. Я. хочет получить высшее образование, но Я. не хочет тратить на это деньги.

У Я. есть мечты. Я. боится и не умеет воплощать их. Я. просто живёт.

Я. пытается контролировать жизнь своей сестры, потому что Я. не любит перемены. Сестра любит перемены, она постоянно где-то и всегда занята чем-то. Я. редко выходит из своей квартиры. В основном на работу, которой у Я. скоро не будет, потому что Я. боится найти новую.

Я. часто сидит в одиночестве. Я. любит выпить, плакать и писать стихи. У Я. это неплохо получается.  

Я. страдает от «любви», потому что Я. видит в людях только хорошее. Я. не любит разочаровываться. Я. не любит выходить из своей квартиры. Я. любит жизнь в своих грёзах.

У Я. есть мечты, которые не исполняться. Потому что Я. боится и не умеет их воплощать.

Я. любит свою сестру, но она этого не чувствует. Помощь с образованием – не аргумент. Она постоянно где-то, потому что Я. любит выпить, плакать и писать стихи. Я. никому не показывает свои стихи.

Сестра нашла себе новую, хорошо оплачиваемую, работу и очень довольна. Она любит перемены и не боится принимать решения. Когда её нет дома, Я. приглашает к себе друзей. Они восхищаются Я., потому что у Я. вся жизнь «впереди».

Я. ходит на работу, которой у Я. скоро не будет. Я. любит вспоминать прошлое и фантазировать о будущем. Я. сидит дома, плачет и пишет стихи, которые никому не показывает. Я. не хочет видеть друзей, потому что у Я. они часто меняются. Я хочет зарабатывать больше, но боится и не умеет воплощать мечты. Я. сидит в одиночестве, потому что младшая сестра переехала и живёт своей жизнью.

Я. не хочет выходить из квартиры, потому что Я. часто обманывали и предавали. Я. ищет в людях только хорошее. У Я. есть друзья, которые часто меняются. Я. плачет, потому что друзья меняются. Я. не любит перемен.

Я. любит выпить, плакать и писать стихи. У Я. вся жизнь «впереди».

Кристина Лукичева

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!