Изделия из металла, эмали и слоновой кости

В X веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль — романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков.

Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Византийское влияние (через памятники Равенны) особенно сказалось в архитектуре базилики, наиболее распространенной форме храмовых построек.

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной Европе были замки, монастырские ансамбли и храмы. Отличительные особенности — массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные порталы (входы) и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции.

2.Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема - Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.
Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций

3. Романский орнамент родился и сформировался на платформе духовности, религиозной Христианской идеи, но при этом вобрав в себя традиции византийской, греческой и кельтской орнаментики. В романском орнаменте присутствуют мотивы зооморфного орнамента, элементы плетёнки. Хотя мотивы кельтского орнамента в романском стиле потеряли свою знаменитую асимметричность, приобрели другие очертания, но кельтская пластика живёт в романском декоре.

Орнамент романского стиля имеет особенную структуру, являясь своеобразным посредником между духовным и чувственным миром, и именно он явился символом средневековья, порталом в самый яркий средневековый стиль – Готику.

4. Зооморфные элементы, драконы и львы могли соседствовать рядом с меандрами и квадратами, и всё это было с пальметтами, акантами и розетками. Отдельного растительного орнамента фактически не существовало.

5. Многие зооморфные элементы обрели в романском орнаменте новое значение, например, пеликан, который кормит своих голодных птенцов собственной кровью, был символом Христа и его жертвенной смерти. Символами мирских соблазнов стали сирены, а василиски и аспиды и иже с ними представляли в своих образах силы зла. Павлин был символом вечности. В одном и том же орнаменте могли мирно соседствовать рядом сфинксы с грифонами, кентавры с львами и гарпиями. Вся эта весёлая компания, не скупясь, украшалась плетёнкой, которая в романском орнаменте была очень популярна. Кроме этого, для обрамления чудовищ использовались стилизованные цветы, все виды фантастических растений и виноградные лозы.

6.Ведущим мотивом в романском орнаменте выступает специфичный для этого стиля мотив пальметты – крин. Он часто соединен с кругами, в которых уже практически нет спиральных аканфов. Крин, или лилия – это растительный мотив орнамента, весьма популярный во всём средневековом искусстве.

7. Перемежали с крином и зооморфные мотивы, часто встречаются круговые растительные орнаменты с крином в центре.

В архитектурном стиле повсеместно присутствуют шевроны – это орнамент, состоящий из зигзагов, он встречался ранее во всех видах орнаментов.

8. Розетка – это мотив орнамента в виде круглого цветка, нам она прекрасно знакома по другим стилям.

9. Разновидность романской плетенки в купе со жгутами и узлами — гильотировка. Этот мотив представляет собой два (или несколько) поясов, сплетённых воедино с образованием круглых промежутков между ветвями. Внутри промежутков круглой формы иногда находятся розетки либо другие элементы.

10. Цветовые гаммы у романских орнаментов были скромны и совсем невелики: это традиционная охра (как желтая, так и красная), это кармин, а также свинцовые белила, черный и серый цвета. В двенадцатом веке появляется ещё зеленый цвет, а потом и различные оттенки синего.

Использование цветовых гамм в орнаментах имело большое значение. Символика цвета использовалась в то время повсеместно:

· Белый цвет означал духовную чистоту и веру;

· Черный цвет – это скорбь и верность;

· Голубой цвет означает нежность;

· Красный – это цвет крови.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус, и ценились, вероятно, гораздо выше, чем сами картины.

Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225). К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. Большие реликварии и фасады алтаря делались в круговой деревянной раме, а менее масштабные изделия, типа шкатулок, изготовлялись из металла и эмали. Сохранились некоторые светские предметы, такие как зеркальца, ювелирные изделия, застежки, что несомненно указывает на важность изделий из драгоценных металлов для знати.

12. Акваманилы, являющиеся сосудами в форме животного для омовения рук, появились в Европе, по-видимому, в XI веке, и часто они имели фантастические зооморфные формы. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни. Фигуры отливали из бронзы золотистого цвета, ныне она приобрела коричневатый тон естественной патины. Для изготовления акваманилов использовали излюбленную в романскую эпоху технику потерянного воска, при которой первоначальная модель погибала, так что каждый акваманил - уникальное произведение.

 

13. Крест из музея Клойстерс в Нью-Йорке представляет собой необычно большое распятие из слоновой кости, украшенное сложной резьбой, включающей множество фигур пророков и других лиц. Клойтерский крест приписывается одному из сравнительно небольшого числа художников, чьё имя известно, мастеру Гуго, который также занимался иллюстрированием манускриптов. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным.

14.Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с острова Льюис. Другими артефактами являются посохи иерархов, декоративные тарелки, наперсные кресты и ряд подобных объектов.

15. Декоративно – прикладное искусство активно развивалось в городах. Из стеклянных изделий это были сосуды и лампады, а также витражи. Шикарные витражи во всю стену скоро придут вместе с Готикой, а пока это простоватые цветные или прозрачные изделия, геометрический орнамент создавался грубыми свинцовыми перемычками.

Примеры сюжетов романской скульптуры.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!