РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структура музыкальных способностей и их развитие в музыкальной деятельности
Для музыкальной педагогики является важным рассмотрение следующих вопросов: природа музыкальных способностей ( являются они врожденными свойствами человека или развиваются в результате воспитания, обучения) и определение понятий: «музыкальность», «музыкальные способности», «музыкальная одаренность».
Отечественный психолог, ученый, музыкальный теоретик Борис Михайлович Теплов дал всесторонний анализ проблемы музыкальных способностей. Он, сравнивая различные точки зрения, создал научные труды, в которых излагал свои позиции («Психология музыкальных способностей»).
Опираясь на работы Ивана Петровича Павлова, Теплов признавал врожденными лишь анатомо-физиологические особенности человека, т.е. задатки ( особенности мозга, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов , чувствительность анализаторов).
Задатки – некоторые врожденные анатомо- физиологические особенности мозга, нервной системы, являющиеся природными предпосылками способностей, влияющими на процесс их формирования и развития.
Способности – индивидуально- психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности ( одной или многих) ( по Б.М.Теплову).
У каждого человека имеется своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успех протекания той или иной деятельности (учеба, профессиональная деятельность). Реализация их зависит от множества условий: отношение в семье, в учебном заведении и др.
|
|
Музыкальные способности – индивидуальные психологические особенности человека, необходимые для музыкальной деятельности.
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности и необходимых для успешного ее осуществления.
Талант- это наиболее благоприятное сочетание способностей к определенному виду деятельности.
Музыкальная одаренность – это качественное сочетание общих и специальных способностей ( воображение, вдохновение, внимание, творческая воля, чувство природы и др.)
Гений- это исключительная по своей одаренности личность.
Возраст проявления таланта и способностей часто раннее детство. У Римского-Корсакова – в 2 года проявились музыкальный слух и память, у Моцарта –в 3 года, с 4 лет играл на клавесине, в 5 лет сочинял, в 6 гастролировал с концертами, в 8лет сочинил симфонию, в 11- оперу. У Гайдна в 4 года. Но не всегда способности определяются в раннем возрасте. Эйнштейн считался в в школе весьма заурядным учеником. Рахманинова хотели отчислить из консерватории за прогулы, Чайковский стал сочинять музыку после окончания училища правоведения.
|
|
Способности зависят и от наследственности. В семействе Бахов насчитывалось 60 музыкантов, из которых 20 – выдающихся. В семье Моцартов – 5 видных музыкантов и др. В случае династий уместно говорить не о биологическом наследстве, а о социальном, потому что с детства дети узнали больше, чем другие, о профессии своих родителей, полюбили ее. В таких семьях дети развиваются с раннего детства.
Современная точка зрения состоит в том, что наследственность создает лишь предпосылки развития способностей, а их реализацию определяет обучение.
Комплекс музыкальных способностей определяет понятие музыкальности.
СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
ОТКЛИК НА МУЗЫКУ
Способность чувствовать характер, способность вслушиваться,
настроение муз.произведения,способность сравнивать, оценивать
к творческому восприятию музыки наиболее яркие средства
муз. выразительности
|
|
Основные компоненты музыкальности определяют сенсорные способности -
восприятие отдельных качеств музыкальных звуков
МУЗЫКАЛЬНО- СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Различение высоты,тембра,динамики,длительности в отдельно взятых звуках
ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ЧУВСТВО \ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РИТМА
способность чувствовать способность звуковысотного способность
эмоциональную отражения мелодии активного
выразительность двигательного
музыки переживания
музыки
К неосновным относятся:
Тембровый слух- способность воспринимать различную окраску звучания голосов и муз.инструментов.
Мелодический слух- способность различать высоту звуков.
|
|
Динамический слух- способность различать звуки по силе звучания.
Гармонический слух- способность различения звуков при одновременном звучании .
Основные муз. способности определяют способности детей для конкретного вида музыкальной деятельности. Н.А.Ветлугина к таковым относила чистоту певческой интонации, пластичность, изящество ритмических движений, согласованность движений при игре на муз.инструментах, способность к творческой деятельности.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общепринятым мнением в педагогике и психологии является утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления.
Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах муз.деятельности. Она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве и чувстве ритма. Поэтому может быть развита прежде всего в восприятии музыки и музыкально-ритмических движениях.
Ладовое чувство может быть развито в процессе пения (чувство тяготения, ощущение устойчивости и неустойчивости звуков мелодии)
Музыкально-слуховые представления - пение, игра по слуху, восприятие, т.е. там, где требуется представления и воспроизведения мелодии по слуху.
Помощь окажет внутреннее подпевание мелодии, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью наглядности или движений рук.
Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально- ритмической деятельности, а также в пении и игре на инструментах.
Тембровый, динамический слух в процессе восприятия, в музыкально-дидактических играх.
Музыкальное мышление – это способность проследить за сменой настроений в музыке, развитием муз.образов, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысла произведения в целом, выразительности муз.речи, различать средства, передающие содержание. Для развития этой способности важно формировать у детей «словарь эмоций»,с помощью которого они могут высказаться о характере произведения. Эту способность важно формировать в раннем детстве, когда дети не могут высказаться сами, но поясняет педагог, помогая детям в дальнейшем высказаться о музыке.
Кроме муз.способностей в муз.деятельности получают развитие и общие способности: эмоциональность, творческое воображение, воля, произвольное внимание, умственные способности. Общие способности влияют на развитие музыкальных.
Важная задача музыкального воспитания – развитие исполнительских и творческих способностей (способность к продуктивному творчеству и способность к творческому восприятию музыки).
Большое значение имеет способ приобретения детьми умений и навыков. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не вело к натаскиванию. Развитие муз.способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, уровня общих способностей.
.
Основные муз способности определяют способности детей для конкретного вида музыкальной деятельности. Н.А.Ветлугина к таковым относила чистоту певческой интонации, пластичность, изящество ритмических движений, согласованность движений при игре на муз.инструментах, способность к творческой деятельности.
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общепринятым мнением в педагогике и психологии является утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления.
Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах муз.деятельности. Она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве и чувстве ритма. Поэтому может быть развита прежде всего в восприятии музыки и музыкально-ритмических движениях.
Ладовое чувство может быть развито в процессе пения (чувство тяготения, ощущение устойчивости и неустойчивости звуков мелодии)
Музыкально-слуховые представления - пение, игра по слуху, восприятие, т.е. там, где требуется представления и воспроизведения мелодии по слуху. Помощь окажет внутреннее подпевание мелодии, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью наглядности или движений рук.
Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально- ритмической деятельности, а также в пении и игре на инструментах.
Тембровый, динамический слух в процессе восприятия, в музыкально-дидактических играх.
Музыкальное мышление – это способность проследить за сменой настроений в музыке, развитием муз.образов, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысла произведения в целом, выразительности муз.речи, различать средства, передающие содержание. Для развития этой способности важно формировать у детей «словарь эмоций»,с помощью которого они могут высказаться о характере произведения. Эту способность важно формировать в раннем детстве, когда дети не могут высказаться сами, но поясняет педагог, помогая детям в дальнейшем высказаться о музыке.
Кроме муз.способностей в муз.деятельности получают развитие и общие способности: эмоциональность, творческое воображение, воля, произвольное внимание, умственные способности. Общие способности влияют на развитие музыкальных.
Важная задача музыкального воспитания – развитие исполнительских и творческих способностей (способность к продуктивному творчеству и способность к творческому восприятию музыки).
Большое значение имеет способ приобретения детьми умений и навыков. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не вело к натаскиванию. Развитие муз.способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, уровня общих способностей.
.
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!