ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 10 страница



евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические,

обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха

и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков-

ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)"

с "крестными родителями (отцом и матерью)".

Носителями религиозных отношений в зависимости от степени

 

58

 

 

влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс,

профессиональная группа, государство со своими подданными или

части указанных групп, т. е. такие социальные и политические

объединения, представители которых относят себя также к одному

общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос-

производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы-

делявшиеся по религиозному признаку, - варна брахманов в

древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах

Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях

и т. д.

Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидар-

ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы,

нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже

при "мирном сосуществовании", как правило, имеется представление

о превосходстве данного объединения, конфессии, направления,

религии.

§ 4. Религиозные организации

В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций

выступают институты и организации. Для "ориентации" во вне-

религиозных областях создаются экономические институты (например,

"Банк святого духа" в Ватикане), политические партии (христианские,

исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочие

формирования.

Виды и строение             Складываются учреждения и в религии -

религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовым

отнесем звенья управления внекультовой де-

ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра-

зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных

заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат,

епископат.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру-

ководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода

и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна-

хари и др. Складывались религиозные группы - "тайные союзы", не

совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации

общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов,

а вместе с ним и религиозные организации.

Последователи определенного вероисповедания составляют

религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов

деятельности - культовой и внекультовой - выделяется целая систе-

ма религиозных субгрупп. Существование и функционирование

общности как единого целого обеспечиваются организацией.

 

59

 

 

Строение религиозной организации предписывается традицией и

обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами,

конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со-

ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординации

и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев

организации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей,

призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус-

ловий возникновения и существования религиозные организации

принимают монархический (католицизм, православие), парламентско-

королевский (англиканство), республиканско-демократический

(кальвинизм, баптизм) и иной вид.

Общность со всеми своими организационными элементами пред-

ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой

объединения является религиозная община, над общинами надстраива-

ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения.

В объединении существует и целый ряд других составных элементов,

имеющих специфические организационные связи, но в то же время

включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество).

Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все

звенья становятся взаимосвязанными органами целого.

Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных

элементов организации являются нормы религиозного права и морали,

санкции и образцы, авторитеты.

Типы объединений Набор организационных элементов, их

  в заимосвязи, распределение позиций и ролей,

управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля

различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных

типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных

объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта,

мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило

признание трех первых типов.

Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение,

принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным

выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж-

дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно

и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во

многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и

роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав-

торитарному принципам.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем

или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия

на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен-

ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не-

редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к

 

60

 

 

духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство

считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов,

провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак-

цент на "обращении", предшествующем, членству. Историческая судьба

сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре-

мени прекращают свое существование. Другие с течением времени

превращаются в иные типы.

Деноминация может развиваться из других типов объединений или

складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль-

товые и организационные принципы формируются в оппозиции к

церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на

"избранности" членов, она признает возможность духовного возрож-

дения для всякого верующего. Изоляция от "мира" и замкнутость

внутри религиозной группы не считается обязательным признаком

"истинной" религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного

и строго контролируемого, членства, в соответствии с которым

предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности,

наблюдается тенденция к соединению с "миром", последователи

призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации

присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.

Глава IV

РЕЛИГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Значение- и смысло-пола- Религия представляет собой одну из областей

гание в культуре             духовной культуры (лат. culture - возделы-

вание, воспитание, образование, почитание).

В качестве плодотворно "работающего" в религиоведении примем

следующее определение культуры: "это совокупность способов и

приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые

реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и пред-

ставлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поко-

лениями. Культура характеризует как процесс деятельности людей

(под углом зрения владения соответствующими способами, приемами

и постоянного их воплощения), так и ее результаты. Она имеет в виду

соответствующие свойства сознания и поведения в различных областях

жизни - в экономике, политике, морали и т. д., подразумевает опре-

деленные стороны жизнедеятельности и индивида, и группы, и обще-

ства"

Культуросозидание совершается в области как материального, так

и духовного производства. И в той и в другой есть свои предметные

носители. Предметами-носителями культуры в сфере материальной де-

ятельности являются орудия и средства труда, искусственно создан-

 

61

 

 

ные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, сред-

ства связи и транспорта, а воплощениями духовного производства вы-

ступают язык в звуковой и письменной формах, различные

искусственные знаковые системы (например, схемы, карты, "язык" ма-

тематики), книги, газеты, произведения искусства.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное

и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятель-

ности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные про-

дукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов.

Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования

человеческой активности, включающие нормы, правила, требования,

эталоны, образцы, инварианты действия и общения. Качеством куль-

туры наделены учреждения и институты - образования, воспитания,

управления, власти.

Развитие и функционирование культуры возможно лишь в кон-

тексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные

предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным

сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и груп-

пы обеспечиваются "свечение" и движение культуры. Чтобы дейст-

вовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры,

представители новых поколений должны овладеть умениями, навы-

ками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В

труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимо-

действие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опред-

мечивание представляет собой воплощение в объективных предметах

человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание -

это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством

которых произведены те или иные предметы - носители культуры.

Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они оста-

ются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувст-

венной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную

реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувствен-

ными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором

откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи,

отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных

носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в

этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества

или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном

предметном носителе, оно представляет собой обобщение действитель-

ности.

Значение относится к разряду объективно-общественных явлений,

но входит и в духовный мир отдельного человека. Усваивая опыт пред-

шествующих поколений, индивид овладевает совокупностью значений.

Становясь фактом индивидуального сознания, значение не теряет

объективного содержания, однако наделяется личностным смыслом.

 

62

 

 

Смысл формируется под влиянием той макро- и микросреды, в условиях

которой происходят формирование и развитие личности* Данная среда

транслирует индивиду общественные значения в конкретизированном

виде, через призму сложившегося в ней опыта освоения этих значений"

По мере становления личности у нее вырабатывается собственная спо-

собность индивидуации значения. В ходе индивидуаций происходит

"переработка" значений. Они соотносятся с потребностями, интересами,

целями, сокровенными состояниями и переживаниями человека. Смысл

выступает как освоенное личностью значение.

Соотношение религии   Рассмотрим решение вопроса о соотношении

и культуры религии      и культуры в христианской теологии.

В ней понятие "культура" не является базо-

вым, а религия истолковывается на основе христианского самоосоз-

нания как связь между Богом и человеком (см. § 1 гл. I). Согласно

католическим воззрениям, культура - философия, мораль, искусство,

техника - представляет собой исторический факт, продукт деятель-

ности человека: лишенная религиозного измерения, она не является

подлинной культурой. Христианство - это не культура, а религия,

поскольку вера в Христа не есть просто ценность среди других цен-

ностей, которые содержат различные культуры. Но христианство не

безразлично и не чуждо культуре, нуждается в том, чтобы выразить

себя в ней; оно должно обновить культуру человека, пораженного гре-

хом. Существует "христианская квалификация культуры". По мнению

Иоанна Павла II, культура представляет собой "привилегированный

сектор евангелизации". Последняя, будучи автономной от культуры,

должна находить выражение в жизни народов и наций. Воплощение

Евангелия в какой-либо культуре - "инкультурация" - совершается

через обновление внутреннего мира человека. К высшему достоинству

- достоинству духовности, которое находит выражение в наиболее

возвышенном даре - даре любви, человек поднимается через cultura

animi ("культура души"). Чтобы культура сложилась как подобает,

весь человек должен участвовать в этом - вся его творческая сила,

разум, его знание мира и людей, способность сдерживать себя, жер-

твовать, быть солидарным и готовность содействовать общему благу*

Папа говорит: "...первым и самым важным является тот труд, который

совершается в человеческом сердце, а то, каким образом он включается

в построение собственного будущего, зависит от его понимания себя

и своего предназначения. Именно этой плоскости касается

специфический и существенный вклад Церкви в пользу истинной куль-

туры"1. Подлинной культурой является христианская (католическая)

культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душев-

ного стимула, данного религией.

Православные богословы базисом духовной культуры тоже считают

религию. Обратим внимание на идеи "единой философии культа", раз-

 

63

 

 

работанной П. А. Флоренским. По его мнению, религия стоит над

явлениями духовной культуры, культура возникает на основе религии:

искусство родилось как культовое, наука и философия явились как

попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право веч-

но базировались на религиозных заповедях. Культ - "средоточное"

место культуры, в узком смысле он - богослужение, богослужебное

действие, а в широком - феургия (греч. theurgea - богоделание). Фе-

ургия является "материнским лоном всех наук и искусств"2. В культе

встречаются имманентное и трансцендентное, дольнее и горнее, вре-

менное и вечное, поэтому он образует основу, источник культуры.

Культура - это то, "что от культа присно отщепляется, - как бы про-

растания культа, побеги его, боковые стебли его. Святыни - это

первичное творчество человека; культурные ценности - это производ-

ные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа..."3. Вспомогатель-

ные термины, понятия, формулы, являющиеся производными культа,

в процессе усложнения и автономного развития превращаются в "свет-

скую философию, светскую науку, светскую литературу"4.

Немецко-американский протестантский теолог и философ П.

Тиллих (1886 - 1965) в своей "теологии культуры" исходит из идеи

отчуждения человека от Бога (Самого Бытия) в результате грехопа-

дения и открывания Богом (Самим Бытием) себя человеку в историче-

ском времени. Главное для П. Тиллиха - "определить способ

соотнесения христианства и секулярной культуры"5. Религия и куль-

тура противостоят друг другу и одновременно образуют единство.

"Религия, - полагает П. Тиллих, - есть высшая забота... Религия

есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека"6, она

питает культуру и придает ей смысл. Религия есть субстанция куль-

туры, а культура - форма религии. Субстанция и форма постоянно

стремятся к синтезу и каждый раз разрушают достигнутый синтез.

Культура заключает в себе отношение к Безусловному, иначе говоря,

религиозный опыт, хотя это отношение постоянно подвергается де-

струкции. Вхождение Бога (Самого Бытия) во временную историче-

скую ситуацию - Кайрос (греч. kairos - надлежащая мера, норма,

надлежащая пора) соединяет ее с "вечным значением" и придает фор-

ме культурный смысл. По степени вхождения Безусловного, вечного

во временное П. Тиллих выделяет три типа культуры: теономную

(греч. theos - бог, nomos - обычай, порядок, закон), гетерономную

(греч. heteros - другой), автономную (греч. autos - сам). Теономная

культура выражает религию не как нечто чуждое, а как собственную

духовную основу; в истории этот тип нереализуем и недостижим. В

историческом отчужденном существовании представлены гетероном-

ный и автономный типы. Гетерономная культура - это крайне ав-

торитарная система, которая подчинена религии, а автономная

выражает оскудение духовной жизни, для нее характерны антропо-

центризм, гуманизм, но и в ней имеется измерение Безусловного,

 

64

 

 

религиозный опыт, хотя бы в негативной форме - переживания пус-

тоты и бессмысленности.

Осознание явлении культуры началось со сферы материального

производства, и прежде всего обработки земли. Не случайно вначале

употреблялся термин "агрикультура" (лат. agricultura - уход за зем-

лей), а впоследствии уже слово "культура" стало обозначать и город-

ской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для называния

явлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология,

которая синкретически объединяла разные способы освоения мира -

знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис,

орнамент, песню и пляску и др. В ходе дифференциации мифологиче-

ского комплекса постепенно вычленяются и относительно отделяются

различные сферы духовной культуры - искусство, мораль,

философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями куль-


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!