Формы (номинации) конкурсных работ

Методические рекомендации

По проведениюобластного конкурса видеороликов на антикоррупционную тематику«Мы за честную Россию без коррупции»

Общая информация

Противодействие коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.       

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе обучения и воспитания:

· дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления;

· сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

· сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

· стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Антикоррупционное воспитание как система деятельности образовательной организации осуществляется в контексте следующих направлений:

· формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся;

· формирование необходимых для правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с коррупционными явлениями и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

· формирование психоэмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;

· стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.

 

Термины и определения

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в пункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

В свою очередь, противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

· по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью надраспределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

· коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышениемдолжностных полномочий;

· коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, которыйпредполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

· коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов иправил с использованием подкупа должностных лиц;

· коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный сдемонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложностипри его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества,государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (например, привлечение школьников к созданию видеороликов следующих жанров на антикоррупционную тематику: интервью, репортаж, видеоклип, мультфильм) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.

В 9–11-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, вкоторых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. В работе с учащимися решается основная задача системыантикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционногомировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. Для учащихся предлагается проведение социального практикума, в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки.

 

Формы (номинации) конкурсных работ

Информационное интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины. Необходимо заранее определить характер интервью, его основную идею и подготовиться к ее раскрытию. Иллюстрируют интервью, как правило, двумя способами: 1) отдельно смонтированным сюжетом по теме;2) наложением видеоряда (дополнительно отснятого или архивного) прямо на звук записанного интервью.   

Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортёра), т.е. создать "эффект присутствия". Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

Событийный репортаж.К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны: использование ярких деталей и подробностей;использование речевых стратегий (мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей).

Аналитический (проблемный) репортаж. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

Познавательно-тематический репортаж.По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь – не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Репортаж-комментарий.Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".

Видеоклип. Общим при работе над различными экранными произведениями является технология создания от замысла до его реализации: через создание сценария сценаристом, съемку оператором, монтаж специалистом по монтажу и этап озвучания и музыкального оформления, на котором в дело вступает звукорежиссер. Все вместе они называются съемочной группой. Руководит ее работой и объединяет творческие силы на всех этих этапах режиссер как главный организатор процесса создания экранного произведения.

Замысел – это то, с чего начинается творчество. Он начинается с того, что хочет сказать своим произведением художник. Иногда эмоциональный настрой, иногда наблюдение над действительностью или придуманный образ. Но что бы это ни было, в замысле должна присутствовать мысль, потому что даже экранное произведение – это высказывание, но сделанное языком определенного вида искусства. Надо искать мысль, а уже потом – все остальное. Необходимо определиться с формой будущего произведения. Что вы будете делать: игровой или документальный видеофильм, музыкальный или видовой клип, социальную рекламу или что-то еще. Важно понять: а может ли быть реализована ваша мысль в конкретной, выбранной вами форме будущего экранного произведения.Определите жанр будущего произведения. Что такое жанр? Проще всего в поисках ответа на этот вопрос ответить себе, а как я хочу, чтобы реагировал зритель на то, что я ему покажу. Я хочу, чтобы он засмеялся. Или чтобы задумался. То есть, какие чувства я хочу пробудить в нем при восприятии моего произведения.

После того, как определены замысел, форма и жанр, можно приступать к сочинению сценария. Что такое сценарий? Сценарий – это особенное драматическое литературное произведение, которое написано специально для съемки. Поэтому оно должно соответствовать определенным требованиям технологии. А главное, оно должно нести в себе драматургию будущего фильма, клипа. Сейчас для простоты понимания часто употребляют вместо слова «драматургия» слово «история» и говорят, что фильм должен рассказывать историю. Будем соответствовать времени, тем более что суть не меняется. Каждая история должна иметь свое начало, как-то должна развиваться и как-то заканчиваться, то есть иметь завязку, развитие, кульминацию и развязку.

Монтаж - это завершающий этап работы над экранным произведением. Он включает в себя как непосредственно монтаж – соединение отснятых кадров, так и монтаж звука, который называют «озвучанием». Запись звука в съемочный период – одна из самых проблемных позиций. Если ей не уделить особого внимания, то плохое звучание фильма испортит впечатление от него. Какая у вас будет звуковая дорожка надо обсуждать на предсъемочном этапе. Звук фильма может быть трех видов с точки зрения технологии его создания: весь звук делается на этапе монтажа и в этом случае на съемках записывается только рабочий звук; звук пишется во время съемок и это требует определенной аппаратуры и опыта работы с ней. В этом варианте монтаж звука такая же трудоемкая работа, как и монтаж визуального изображения; используются оба варианта вместе. Это самый сложный вариант.

При монтаже визуального изображения также надо определиться с технологией. И здесь есть три подхода: вначале создается звуко-музыкальная дорожка, а потом на нее монтируется изображение; первичным является монтаж визуального изображения, а работа со звуком делается на втором этапе монтажа; в этом варианте используют в разных эпизодах разные походы. Главное, чтобы в результате работы появился синтез изображения и звука.

Мультфильм. Последовательность работы над мультфильмом: разработка сценария; выбор техники в создании мультфильма; создание декораций и фона; изготовление главных героев; съемка мультфильма; монтаж и озвучивание мультфильма.

Вы можете изготовить мультфильм как при помощи фотоаппарата (объединяя множество кадров воедино), таки с помощью программ компьютерной графики.

Список литературы

Амиров К. Ф., Амирова Д. К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10 –11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань:Магариф-Вакыт,2010.

Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под научной редакцией С. В. Жолована. – СПб., 2010.

Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.

Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001.

Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд. – М., 2000.

Волженкин Б. В. Коррупция. – СПб, 1998.

Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. – 2000. – № 6.

Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. – 2001. –№ 3.

Дема Е.Г. Искоренить казнокрадство пытался еще Петр I // Военно-исторический журнал. – 2000. – № 2.

Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.

Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

Замалетдинов Р. Р., Ибрагимова Е. М., Амирова Д. К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: учеб.пособие для учащихся 10 –11 кл. общеобразоват. учреждений. – Казань, 2010.

Зубов В.Е. Коррупция в среде российского чиновничества: исторические корни и особенности // Чиновник. – 2001. – № 3.

Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.

Кириллова Л. Е., Кириллов А. Е. Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: метод.пособие. – Казань, 2011.

Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.

Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

Коррупция. Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В. В. Лунеева. – М., 2001.

Коррупция: материалы Всемирного банка для учащихся: http://www.un.org/ru/youthink/corruption.shtml

Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 3. января 2000 г.) // Российская газета. – 2000. – 18 января.

Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. URL:
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/

Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.

Сафронова И. В., Фокеева И. М. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие / науч. рук. В. И. Пискарёв. – Казань, 2010.

Учебно-методическое сопровождение антикоррупционного образования: обучающий семинар / ред.-изд. сов.: Е. Г. Скобельцына, А.В. Леонтьев, В. И. Пискарев. – Казань, 2011.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!