Но чем же отличается философия от религии?

Предисловие

Тема религии сама по себе очень неоднозначна и двойственна. Смысла спорить о том, правда это или вымысел - нет. Я лишь опираюсь на книжные данные, документы, пытаясь понять в первую очередь для себя, что есть ИСТОРИЧЕСКАЯ религия, и как она повлияла на ход мировой истории; что есть философия в понимании ценителя, и как эти термины связаны между собой. Все, что здесь написано не может быть достоверно точным, из-за утерянных данных, и объективным, из-за тех же самых. Я не пытаюсь кого-то оскорбить и стараюсь удержать нейтралитет, призываю относиться ко всем с уважением и терпением.

Что из себя представляет эта работа, точнее ее структура. Так как я пишу предисловие уже после того, как определил вектор возможного раскрытия темы, то могу сказать, что я не придерживаюсь определённых канонов написания. Мысли, зачастую, не структурированы и идут одним потоком, опровергая сами себя, но скажу, что пытался я начать с религии. Религию проще поставить под сомнение, и, из-за этого, идет опора на философию.

Чтобы написать эту работу и как-то доказать, я прочитал множество статей и книг на эту тему. И хочу ещё раз подчеркнуть, что все это может быть неправдой или вымыслом. Но я хочу верить, что читатель найдет для себя что-то новое. Всю литературу я оставлю в конце, чтобы читающий смог сам изучить эту тему и, возможно, найти ошибки. Никогда не верьте всему, что написано, проверяйте сами.

Приятного прочтения…

Почему философия и религия несовместимы?

Что есть философия? Каждый человек даст свое определение, но каждый согласится с тем, что она помогает людям «познать» мир, общество, людей, личность, добро, зло и многое, многое другое. Эти же черты есть и у религии.

Религия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, недоказуемое. Как показывает практика, многие верующие говорят, что это и не должно быть доказано, это то, что живет в каждом из нас. И тут появляются первые противоречия, на которые даже священники не могут дать ответ. Почему нормальные люди пытаются узнать саму суть сущего, узнать кто «мы» есть на самом деле, а остальные просто верят в что-то «сверхъестественное» и бездоказательное?

Так давайте разберемся во всем с самого начала…

Ни один образованный человек не перепутает теологию (религию) с философией потому, что это две диаметрально противоположные по своей природе дисциплины. Многие впадают в заблуждение в силу того, что они похожи в риторике и (или) в изложении, зафиксированном на любых носителях. Обе упомянутые выше дисциплины используют логику, метафоричность. На этом сходство заканчивается и начинается расхождение в разные стороны.

В религии есть основной «учебник» - Библия, Коран, Веды, по которым и «учатся» люди. Библия считается древнейшим и истинным сводам жизненных правил, их называют Заповедями. И каждая отдельная Заповедь раскрывается через истории или же сухо прописана в книге:1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. и другие.

Чем больше я читал Библию, тем больше задавался вопросами как современный человек: «Почему Иисус не может явить себя миру снова, чтобы доказать свое существование?», «Почему Иисус пошел против государства, зная, что за это полагается смертная казнь?», «Почему он ушел на Небеса, если он был послан помогать людям?» и многие другие вопросы. Но самый противоречивый – «Кто писал Библию и почему она адоптирована под конкретную страну?»

Библия была закончена в 98 году н. э. письменность зародилась в конце V — начало IV тыс. до н. э. А почему она отличается для всех народов? По моему мнению, Священнописание имеет аналоги, так как у Иисуса было 12 апостолов, каждый истрактовал ее по-своему, принеся ее разным народам.

Я задаюсь вопросом, могли ли люди просто переписать, выдумать это для тех, кто действительно нуждается в поддержке, но не может получить ее физически, материально. Если логически посудить, то это имеет смысл и по сей день. Ведь проще просто попросить опомощи, а не идти работать.

Сразу хочется уточнить, что речь идет не о ДУХОВНОЙ религии, а о ИСТОРИЧЕСКОЙ. Это очень важное уточнение, ведь чудеса реально случались и тому есть множества примеров. Но, к сожалению, невозможно объективно это оценить, доказать или опровергнуть, потому что это либо скрывают, либо это очень личное.

Когда я разговаривал со знакомым священником, я не получил внятного ответа на все интересующие вопросы, потому что все, на что опираются верующие – Священнописание, которое невозможно доказать, это вроде как есть, а вроде и нет, не на что опереться.Философия отличается от религии, именно в том, что ее можно доказать и объяснить, но об этом позднее…

Подтверждением моих слов выступит произведение Ницше «Антихрист. Проклятие христианству». Каков Христос в глазах Ницше? Это некто, стоящий по ту сторону «всякой религии, всех понятий культа, всякой истории, естествознания, мирового опыта, познания, политики, психологии, вне всяких книг, вне искусства». Христос у Ницше — «идиот» в понимании Достоевского — игнорирует все то, что понимается под «жизнью». Все составные элементы жизни понимаются им как символы, как материал для его притч о жизни совсем другой, считающейся за реальную, которую символически можно назвать «внутренней» и вне которой и нет ничего, включая смерть. Нет греха, нет вины, нет наказания. «Грех, все, чем определяется расстояние между Богом и человеком, уничтожен». «Бог», «Сын Человеческий», «Царство Небесное» становятся символами состояний, приравниваемых к блаженству, ставшему единственной реальностью. «Царство Божие» не есть что-либо, что можно ожидать, оно не имеет «вчера» и не имеет «послезавтра», оно не приходит через тысячу лет — это есть опыт сердца; оно повсюду, оно нигде…» Христос оставляет в наследство человечеству практику, в том числе практику поведения в различных неблагоприятных жизненных ситуациях, практику несопротивления. Ницше ставит в вину Церкви то, что ею из Евангелия «фокуснически изымается все понятие «блаженства», единственная его реальность, в пользу состояния после смерти!

Если рассматривать исторический контекст, то Христианство, как религия, зародилась в не самом лучшем свете. Опуская все детали, людей все угнетали и им было плохо, а они придумали ИДЕЮ, которая поощряла их ничтожность. Я не буду упоминать о истреблениях миллионов в Крестовых походах, пыточных оружий убийств, но хочу обратить внимание на Александрийскую Библиотеку. Прежде всего, стоит сказать, что на сегодняшний момент об этом загадочном месте вообще мало что известно. Ученые не знают ни одного текста, вышедшего непосредственно из этой библиотеки. Неизвестны ни дата ее основания, ни количество хранившихся там рукописей, ни даже ее точное месторасположение. В разрозненных античных источниках содержатся скудные, противоречащие друг другу сведения на этот счет.

 

Сама библиотека состояла из двух частей. Первая, основная, была окончательно уничтожена в конце III века императором Аврелианом. Что касается второй, то ее сожжение как раз и приписывают христианам. Считается, что это произошло во время столкновений между христианами и язычниками в 391 году, когда патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на разрушение всех языческих храмов. Входила ли в этот перечень Александрийская библиотека, достоверно неизвестно.

Вот что пишет церковный историк Сократ Схоластик: «Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа... Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили еще большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же, со своей стороны, платили христиане...»

Имеются упоминания о тех ужасных событиях и у других авторов, как языческих, так и христианских, каждый из которых предлагает свою версию происходившего. В частности, известно предание о том, как один исламский халиф повелел своему полководцу разрушить библиотеку, сказав примерно следующее: "Если в этих книгах говорится то, что уже есть в Коране, то они бесполезны, а если там что-то другое, то они вредны. И в том, и в другом случае их следует сжечь". Стоит обратить внимание и на тот факт, что Александрийская библиотека горела, подвергалась актам вандализма и разрушалась не единожды, и, в том числе, несколько раз еще до появления христианства.

Так что однозначно возложить здесь на кого-то вину сейчас уже невозможно, потому что единого мнения у исследователей на этот счет нет. И, к сожалению, никогда не будет, многие вещи просто невозможно воссоздать. Но, а как же слова «возлюби ближнего своего», ведь если бы не та стычка в 391 году, человечество бы обладало рукописями великих людей того времени. Не всегда вера – мир и добро, многое уничтожило именно вера.

Но были люди, которые хотели понять то самое «Сверхъестественное», научное и постараться его объяснить, познать и адаптировать, за что и были наказаны. Примеров тому множество и затрагивает все эпохи.

Святаяинквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле — «розыски», «расследование», «исследование».

Средневековая инквизиция, она же «святая инквизиция», преследующая отступников от веры – еретиков, а также сжигающая на кострах «ведьм» (на самом деле просто несчастных женщин, уличенных в «колдовстве») – давно стала одной из неотъемлемых частей наших представлений о европейском средневековье. Образ сурового инквизитора часто используется в художественной литературе, в фильмах и даже компьютерных играх о средних веках. Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году. А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время. А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других. В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.

Только лишь в 1992 Папа Иоанн Павел II официально признал, что инквизиция совершила ошибку.

Так кто же пострадал от инквизиции?За 6 веков, пока она существовала, миллионы людей оказались неугодными и были казнены или закончили жизнь в изгнании. Среди них немало эпохальных личностей, чьи имена никогда не померкнут на страницах истории.

Галилео Галилей (1564−1642)

Гелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.

Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» — подвергается сомнению.

Данте Алигьери (1265−1321)

В отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.

В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже. Данте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.

Мы не имеем право судить о тех вещая, которые делала инквизиция, так как мы не жили в том время и не ощутили те неудобства (это еще мягко сказано), но то, что делала инквизиция было глупо и ненормально. Процесс развития общества никуда бы не делся, а предотвратить это невозможно. Вот она, серая мораль. «…Христианская религия стоила человечеству более семнадцати миллионов жизней, то есть по миллиону казней в столетие, включая в это число тех, кто погиб от палачей юстиции, и тех, кто был убит руками других палачей, получавших жалованье и построенных в боевом порядке…» - так писал Вольтер из своей работы «Философский словарь», статья «Атеист».

Еще пару слов о Священнослужителях тех времен.

 

Секретарь римского сената Стефано Инфессура оставил примечательные записки: «Дневник о современных римских делах» (конец 15 века). Его рассказ о Сиксте 4 дает характеристику одного из «святых отцов» средневековья: «… этот Папа был необычайно жаден. Ведь всем известно, что он никому и никогда не передавал бенефиций или должностей, без того, чтобы ему не заплатили за них. Этот Папа был врагом всех образованных и честных людей; по душе ему были только дурные… Этот Папа, как представитель Бога, должен был выполнять все. Что он обещал, но он выполнял только то, что отвечало его желанию и его пользе...». О чем может идти речь, если согласно учению католической церкви, Папа является наместником Бога на земле.

 

Надеюсь, читатель понял, что религия тех времен не имела никакого отношения к РЕАЛЬНЫМ понятиям веры. Она была коррумпирована и использования для получения только выгоды, хоть ее идем и были, зачастую, логичными.

О Крестовых походах говорить не имеет смыла, это знают все, как и о наказаниях, пытках и других неуместных вещей. Моя цель связать философию, как олицетворение логичности, с религией.

Так что же такое философия?

Слово «философия» связывала все эпохи.Если мы, например, посмотрим на Античную философию, то мы увидим, что предмет Античной философии связан со Средневековой; предметСредневековой связан с философией Нового времени; Нового времени связан с Новейшим временем. Однако если мы попытаемся сказать, что общего для всех эпох в истории философии, то в рамках этой концепции окажется, что общего признака здесь не будет. Поэтому, если отвечать совсем кратко, то предмет философии это «о главном», как говорил Плотин, то есть универсальное знание или, как определял Хосе Ортега-и-Гассет, философ - это специалист, но специалист особого рода; это специалист который занимается универсальным, в отличие от, например, конкретного научного знания, которая сосредоточена на какой-то особой предметной области; это знание о том, как мы можем помыслить «целое», отсюда вытекают и основные функции философии. Ключевая функция- это мировоззренческая, другая функция, которую необходимо упомянуть, -  это методологическая, то есть способы нашего познания,и, наконец, третья функция это критическая, то есть способность критически относиться к окружающей действительности.

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Пифагор впервые употребил слово «философ», называя себя любящим мудрость. Сократ также подчеркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. Софисты, которые впервые стали профессиональными учителями философии, получающими плату за свою деятельность, резко критиковались Сократом. Поскольку философ – это не ремесленник, за труд которого нужно платить. Философия – это не готовое знание, это не то, что можно выучить и использовать. Философия – это поиск и стремление обладать истиной, требующий больших духовных и интеллектуальных усилий от 6 постигающего ее человека. Поэтому в истории философии по сей день слово «философ» не означает мудрец, а лишь только «любящий мудрость».

Что изучает философия? Мир, природу, человека и его духовную жизнь, общество. Если у отдельных наук есть свои узкие области исследования, то философия стремиться познать основания и фундаментальные принципы человеческого бытия и природы, то есть «все имеющееся как целостность». Но не все так просто…

Философия является одной из форм мировоззрения наряду с религиозным, мифологическим, научным, и вместе с тем особой формой знания. Тем самым необходимо отметить, что философия — это философия. Философия не является чем-то другим. Философия — это не религия, не наука, не искусство.Вместе с тем, очень часто можно встретить утверждение, что философия является наукой. Здесь необходимо понимать, что сам термин «наука»употребляется в разных значениях. Если под словом «наука» мы понимаем всякое рациональное и систематическое знание, то, безусловно, философия является наукой, но точно также наукой, например, будет теология. Это в широком смысле. Однако, если мы понимаем под наукой, вслед заКарлом Раймундом Поппером, знания, которое является верифицируемым и фальсифицируемым, то есть, другими словами, содержит в себе указание на критерий собственного опровержения, то есть, может быть принципиально опровергнута, то в этом смысле философия не является научным знанием.Попросту говоря, мы всегда должны держать в уме, что у слова «наука», как и у слова «философия», есть различные значения и, во всяком случае, философия точно не является наукой в том же смысле, когда мы говорим, например, о том, что наукой является физика или химия.

Однако, то что философия является особым видом знания мало что проясняет,поскольку нам необходимоконкретизировать в чем именно эта особость. Где пролегает различия между философией и другими видами знания? Легче всего пойти по пути выявления сходств и различий.

Так, применительно к науке, мы можем сказать,что философия родниться с наукой тем, что она является рациональным знанием. Во-вторых, она является систематическим знанием, попросту говоря, перед нами есть некая система понимания, где не просто отдельные факты, не просто отдельная информация, а возможность получения нового знания на основе предшествующего, за счет построения системных связей. В-третьих, подобно науке, философии является понятийной формой знания, она работает посредством понятий, их разработки, их уточнения и так далее…

Однако, в отличие от науки, философия работает с предельными понятиями. В отличие от остальных видов понятий, предельные понятия не имеют понятий более высокого уровня общности, следовательно, здесь мы встречаемся с логическим парадоксом. Если вспомнить, как определяется само по себе слово «понятие». Понятие — это то, чтоопределяется, то есть, чему полагается предел. То есть, мы определяем понятие через нечто иное и, как писал Аристотель, древнегреческий философ 4 века, один из создателей логики, определить понятие — значит указать на родовую принадлежность данного понятия и на видовое отличие. В случае с философией и теми понятиями, которыми апеллирует философия, у философских понятий нет родовой принадлежности, нет более высоких понятий, следовательно, получается, что философия вынуждена использовать другие формы не в силу недостаточности, по сравнению с наукой, а в силу специфики предмета своего мышления.

Но чем же отличается философия от религии?

Ответ очень логичен и прост.

В отличие от религии, философия является рациональной и доказательной формой знания, то есть это способ осмысления в понятиях, который предполагает изначально критичность. Иными словами, это не означает, что в философии нет чего-либо, что мы принимаем на «веру», как в религии, безусловно, мы всегда должны откуда-то начинать. Ключевое заключается в том, что в философии любой тезис, который мы принимаем и который мы апеллируем, может быть принципиально поставлен под сомнение.Основываясь на вышесказанном, нет никакого смысла доказывать философию документально.

Философия работает понятиями, а не образами. Это одновременно и преимущество философского знания, поскольку понятийная форма придает философскому знанию универсальность и сообщаемость, в отличие от искусства, а с другой стороны, это же означает, что, поскольку, мы мыслим в образах, мы способны воспринимать информацию непосредственно, мы способны воспринимать больше, чем нами осознается. Отсюда и главные отличия.

 

Философия всегда предполагает осознание, это рефлексия, и, следовательно, мы не можем обладать философским знанием, мы не можем разделять философские концепции не зная об этом. Именно поэтому, когда мы говорим, что у каждого человека есть «своя философия», то мы имеем в виду, что убеждения или представление каждого человека могут быть представлены в философской форме, но отнюдь не в том смысле, что он обладает подобным знанием.

Литература

Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с.


17. Васильев, Л. С. История религий. Учебное пособие в 2 томах. Том 2 / Л.С. Васильев. - М.: КДУ, 2016. - 432 c.

Философия религии. Учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 274 c

Ф. Ницше «Антихрист. Проклятие христианству»


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 756; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!