Схема. Технологии инклюзивного образования.
Практическое занятие 14.
Технологии инклюзивного образования.
Доклад на тему: социоигровые технологии в инклюзивном образовании.
Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.
Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями.
1) Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса.
2) Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе.
3) Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности.
|
|
4) Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.
Более подробно рассмотрим 3ю группу технологий, а конкретно – социоигровые технологии.
В отечественной педагогике задачи дидактики, доступной для всех детей при организации совместного обучения решают социоигровые технологии (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов). Их использование позволяет успешно включать детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы, помогает всем детям приобретать навыки взаимодействия со сверстниками и создает при этом каждому ребенку благоприятные условия для индивидуального развития в своем собственном темпе.
Социоигровые технологии содержат дидактические игры, сконструированные на основе театральных упражнений, дворовых и обучающих игр, которые не только развивают внимание, волю, память, речь, сообразительность, координацию движений и прочее, но и формируют навыки делового взаимодействия одноклассников друг с другом и с обучающим их педагогом, что особенно важно в условиях инклюзивного образования.
С помощью социоигровых технологий:
|
|
· в игровой форме осваивается образовательная программа;
· осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
· рассматриваются возможности самих групп, коллективов — чего можно добиться с помощью коллективной работы;
· приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
· накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· как элемент более общей образовательной технологии (например, игра может быть использована в начале урока для активизации учебной деятельности, в качестве мотиватора для изучения темы);
· в качестве урока или его части (введение, контроль);
|
|
· как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра характеризуется учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
· учебная деятельность подчиняется правилам игры;
· учебный материал используется в качестве ее средства;
· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
· успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В обычной школе источник знаний — учитель. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом.
|
|
По ходу игрового задания выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то и перед кем-то,эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.
Схема. Технологии инклюзивного образования.
Кроссворд по теме семинара.
Вопросы по вертикали:
1. Система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков. (образование)
2. Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. (технологии (образования))
3. Технология, связанная с уровнем освоения детьми программного материала. (дифференциация)
4. Деятельность, которая направлена на исправление и изменение особенностей поведения у ребенка, его особенностей психологического развития, с помощью специальных средств психологического воздействия. (коррекция)
5. Процесс, в котором чему-либо придаётся устойчивость, законченность, определенный тип или что-то создают, организовывают, составляют, соединяют. (формирование)
6. Группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами. (коллектив)
7. Форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом. (урок)
8. Описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса – в данном случае действия учителя. (роль)
9. Ученики класса, учащиеся, другими словами. (дети)
Вопросы по горизонтали:
1. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. (обучение)
2. Качественно новый подход, направленный не просто на получение знаний, но и на развитие творческой, исследовательской, проектной деятельности учащегося, развитие его критического отношения к своей деятельности, повышение самооценки на основе свободы выбора видов деятельности, форм ее реализации с учетом собственных возможностей и доступности средств достижения поставленных познавательных задач – в данном случае технология инклюзивного образования. (портфолио)
3. Один из дидактических принципов, предусматривающих активное усвоение знаний, формирование речевых навыков и умений, а также активное участие обучаемых в занятия. (активность)
4. Человек, обучающий и воспитывающий новое поколение. (учитель)
5. Процесс реального включения детей с ОВЗ в активную образовательную жизнь. (инклюзия)
6. Новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования. (индивидуализация)
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!