Проблема познаваемости мира и сущность агностицизма
Сознание как способ отношения человека к миру
Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности. Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.
Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.
Многообразие отдельных состояний сознания образует еще одну группу его значений.
Вопрос о происхождении сознания
1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса, и оно неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
|
|
2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;
• животным присущи свои «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.
3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Структура сознания
Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания.
1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).
|
|
Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.
2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.
3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.
4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.
5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.
|
|
Сознание и бессознательное
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой.
Бессознательное:
1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.
2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.
|
|
Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:
1) непосредственное эмоциональное чувствование;
2) идентификация;
3) заражение эмоциональное;
4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам.
2. Познавательные способности человека
Чувственное познание — познание, которое осуществляется органами чувств человека.
Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.
Характеристики и свойства:
§ является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром;
§ несмотря на определенную роль сознания на этой ступени познавательной деятельности, чувственное познание часто характеризуют как «пассивное»;
§ исключительно важная характеристика чувственного в рамках практически всех культур, существовавших и существующих в истории человечества, данные органов чувств воспринимаются как несомненно соответствующие действительности;
§ на этом уровне человек способен зафиксировать лишь «вещное», данное в органах чувств. Мы не способны проникнуть за оболочку внешних, чувственно воспринимаемых свойств предметов, не способны постичь их сущность, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Эта характеристика иллюстрирует недостаточность чувственного познания с точки зрения формирования целостной картины мира.
Видными представителями материалистического сенсуализма в 17 веке являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.
Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом.
Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Характеристики и свойства:
§ оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;
§ носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;
§ рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;
§ рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.
В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания.
Проблема познаваемости мира и сущность агностицизма
Большинство философов утверждает, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания.
Как говорил А. Эйнштейн, "самое непостижимое в этом мире то, что ои постижим". Прежде чем заниматься проблемами познания, нужно решить в принципе, познаваем ли мир. Четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Гносеологический оптимизм настаивает на безграничных возможностях познавательных способностей человека и полагает, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Они признают, что, конечно, имеются определенные трудности в процессе познания, но развивающееся человечество в конце концов их преодолеет.
Позицию гносеологического оптимизма разделяли как представители материализма, так и многие представители объективного идеализма.
Гносеологический скептицизм представляет собой сомнение в возможности достижения достоверного знания. Скептицизм глубоко укоренен в философской традиции. В истории философской мысли выделяют следующие формы скептицизма:
- • скептицизм Античности (Пиррон, Секст Эмпирик);
- • скептицизм Нового времени (Д. Юм и др.);
- • современный исследовательский скептицизм.
Произошла трансформация скептицизма, который в настоящее время представлен в форме научного исследовательского скептицизма – философской позиции, выражающей сомнение в достоверности любой концепции, предлагаемой в качестве научной вне соответствующих критериев.
Агностицизм (от греч. а – отрицательная приставка, gnosis – знание, agnostos – недоступный познанию) исходя из этимологии термина длительное время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.
В чем суть агностицизма, какова его определяющая черта? Этот термин был введен в употребление английским зоологом и сподвижником Ч. Дарвина профессором Т. Г. Гекели в 1869 г. По его определению, агностик – это человек, отказавшийся от веры в богов и убежденный в том, что первичное начало вещей неизвестно и не может быть познано. Он считал, что агностицизм позволяет ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. Трактовка агностицизма как учения, подвергающего отрицанию принципиальную познаваемость мира, является неточной и неприменима ни к одной из его распространенных форм, причем не только настоящего, но и прошлого.
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!