Составьте кроссворд по теме семинара.

Выполнил: Коротков Захар

Семинарское занятие № 14

Дети с отклонениями в развитии. Особенности детей с нарушениями зрения, слуха и речи.

Вопросы и задания:

Составьте схему: технологии инклюзивного образования.


Доклад: социоигровые технологии в инклюзивном образовании.

В настоящее время особую значимость в психолого-педагогической науке приобретает проблема формирования социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Проблема продиктована тем, что обучающиеся с ОВЗ в недостаточной степени владеют умениями и навыками общения с людьми, а также у школьников наблюдается социальная дезадаптация в обществе, проявляющаяся в конфликтных взаимоотношениях, агрессивных отношениях с окружающими.

Социализация происходит во взаимодействии ребенка с дйствительностью. Сегодня ребенку с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо максимально проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Для достижения этой цели в условиях реализации требований ФГОС НОО ОВЗ помогут такие технологии, как:

· Информационно – коммуникационная технология

· Проектная технология

· Технология развивающего обучения

· Здоровьесберегающие технологии

· Игровые технологии и другие

Анализ и обобщение опыта показал о необходимости развития компетенций, относящихся к социальному взаимодействию и общению человека посредством игровой деятельности. Ведь игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершается управление своим поведением.

Однако исследования ряда ученых В.М.Букатова, К.Бюлера, К.Гросса, А.П.Ершовой, Йохан Хейзинга, А.С.Макаренко, Л.М.Некрасовой, П.И.Пидкасистого, Г.В.Плеханова, Е.О.Смирновой, Ж.С. Хайдарова показывают о том, что педагоги слабо владеют игровыми технологиями. Учителя не могут применять игровую деятельность в учебном процессе. Отсюда вытекает, что детям неинтересно монотонно заучивать материал, поскольку учителя не внедряют игру в учебный процесс.

Остановимся на современной «Социоигровой педагогики», представленной в свое время Е. Шулешко А. Ершовой и В. Букатовым. Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году.

Разведём понятие «социоигровой стиль». Здесь два составляющих компонента «социо» и «игра». «Социо» заключается в том, что именно в условиях социума возможно обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения и развитие всех психических процессов.

Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать. (Игры, направленные на умение договариваться, приходить к общему мнению).

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Социоигровая технология ориентирована на старший дошкольный, младший школьный возраст, на детей с ОВЗ. Использование социоигровых технологий в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание - создавать условия, раскрывающие таланты детей. Поэтому применение социоигровых технологий необходимо в работе с детьми с ОВЗ для внедрения их в социум.

Игры социоигровой направленности, предложенные Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым, отличаются прозрачностью в их применении:

· Игры для рабочего настроя

· Игры-разминки (разрядки)

· Игры социоигрового приобщения к делу

· Игры творческого самоутверждения

· Игры вольные (на воле)

В отличие от игры вообще педагогическая социоигровая технология обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся с ОВЗ к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

· учебная деятельность подчиняется правилам игры;

· учебный материал используется в качестве ее средства;

· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

· успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Социоигровые технологии имеют ряд особенностей. Один из критериев – системность.

Системность (комплексность, целостность) – технология представляет собой строго упорядоченную систему, представленную в виде совокупности методов, средств и приемов:

- в логике процесса (формально-описательный аспект технологии должен зафиксирован в проекте, или программе, или уставе, а так же в учебно-методическом оснащении (методическом пособии, разработке, планах и др.)

Логичность технологии заключается в том, что в ней реализуется системно-деятельностный подход, который включает в себя игры, направленные на планирование и конструирование социальной сферы развития учеников с ОВЗ, учет их возраста, психологии и физиологии при формировании учебной деятельности;

- во взаимосвязи его частей;

- в целостности (позволяет рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней).

Технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов;

- в управляемости (предоставление реализующему педагогу возможность осуществлять диагностику технологии, прогнозирование результативности, эффективность применяемых методов и средств, воспроизводимость в различных условиях и оптимальность её применения в процессе обучения детей с ОВЗ с целью коррекции результатов.

Системное использование социоигровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:

-научиться эффективно общаться;

-сделать образовательный процесс более увлекательным;

-способствовать развитию детей с ОВЗ активной позиции, самостоятельности, творчества;

-воспитывать в школьниках с особыми образовательными потребностями желание узнавать новое.

В отличие от традиционного обучения, дидактические знания и советы в ней не расчленяются на части (принципы, методы, приемы и результаты), а переплетаются друг с другом. Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию.

Общение детей в рамках данной технологии организуется следующим образом:

· сначала учим детей культуре общения, в процессе которого развивается связная речь (как договариваться между собой, умение слышать партнера);

· далее - полученный навык ребенок применяет практически: организовывает свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу.

· И как результат: в качестве педагогического средства – общения школьников - мы осуществляем обучение.

Социоигровые технологии предполагают проектные целенаправленные действия по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических принципов с целью определения, выработки, конструирования и использования в повседневной практике эффективных социально игровых моделей общения особых детей. В то же время социоигровая технология, существующая в конкретных условиях, должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения данной категории детей.

Следующей особенностью социоигровой технологии является комплексность - в технологию заложено множество процессов: организационные моменты, выполнение определенного комплекса заданий, упражнений. Например:

-игры-задания для рабочего настроя; они имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие повышение мобилизации внимания и тела;

-игровые разминки; в этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха, направленный на азарт и смешной несерьезный выигрыш;

-задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат и др.

Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает социоигровую технологию комплексной, требующей координации и взаимодействия всех элементов.

Социоигровая технология должна обладать и таким качеством как научность. Технология должна иметь под собой научно обоснованную концепцию, указывающую на ее эффективность и уникальность в работе с детьми с ОВЗ. Научный аспект – рассматривает образовательную технологию как часть педагогической науки, занимающуюся изучением и разработкой целей, содержания и методов обучения, а также проектированием педагогических процессов.

В настоящее время, с принятием новых стандартов образования (ФГОС НОО ОВЗ) в образовательных учреждениях все большую популярность приобретают социоигровые технологии. Авторы данной технологии, разработанной в конце прошлого века (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), видели ее сущность в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения собственной личности, что, безусловно, соответствует образовательным стандартам. Социоигровая технология включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных злементов прошлого опыта и того, что рождено социально-ориентированным прогрессом.

Концептуальность – следующее требование к социоигровой технологии, которое заключается в свершении каких-то глобальных социальных целей на основе механизма освоения общественного опыта, его закономерностей детьми с особыми образовательными потребностями. Концептуальная основа - это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе.

Социоигровая технология, в первую очередь, берет на себя миссию изменения подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны предусмотреть формирование и развитие социально-ориентированной личности и социально-адаптивного поведения. Сегодня наблюдается переосмысление и пересмотр обществом и государством своего отношения к детям с проблемами в развитии, признание их права на равенство в разных областях жизни, включая образование. Предусматривается систематическое участие детей с ОВЗ в проведении общешкольных праздников, совместных с нормально развивающимися сверстниками уроков, экскурсий и т.д. Такое объединение не только повышает уровень социокультурной интеграции и адаптации учащихся с ОВЗ, но и способствует воспитанию обычных детей и подростков.

Концептуальная основа социоигровой технологии – это технология сотрудничества, которая предусматривает личностно-ориентированное обучение и придерживается следующих принципов:

-взаимозависимость членов группы;

-личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи всей группы;

-совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

-общая оценка деятельности группы.

Основная задача этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся с различными способностями в разных учебных ситуациях.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Развивающий характер социоигровой технологии включает детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательной школы. В процессе инклюзивного образования предметом оценки выступают как сами достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения. Выбор формы текущего оценивания определяется общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации. «Вместе с педагогом-психологом учитель продумывает такую стратегию работы со всем классом, при которой дети учатся оценивать не только результат, качество продукта учения, а процесс, т. е. степень прилагаемых усилий, активность, меру участия в групповой работе». У школьников повышается интерес и развивается познавательная деятельность: ученик учится планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия. Дети с ОВЗ учатся работать в группе, вести диалог со сверстниками и педагогом, учатся отстаивать свое мнение. Развивающая среда способствует обеспечению коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществлению индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом их психофизического развития.

Таким образом, развивающий характер социоигровой технологии состоит в :

-направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка с ОВЗ;

-выделении и использовании психогенных факторов развития личности;

-выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса.

Алгоритмичность в данной технологии предполагается ряд определенных этапов:

1-й этап – школьников учат правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

2- й этап - общение, целью которого является понимание, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

3-й этап - общение как педагогическое средство, т.е. через общение школьники обучаются.

Таким образом, происходит разделение на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

Процессуальность как временный алгоритм в социоигровой педагогической технологии рассматривается как процесс – развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов.

Преемственность является одним из важных критериев социоигровой технологии. Она входят в группу игровых технологий. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Так, по области деятельности именно социальная игра является способом передачи опыта старших поколений младшим. Все игры социальны в своей основе. Эффективной данную технологию делает сочетание таких форм организации образовательной деятельности как словесные игры, дидактические игры, игры-драматизации, элементы инсценировки. Но всё-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом, ориентацией на социализацию личности человека. К ним, прежде всего, относятся сюжетно-ролевые и деловые игры.

Ролевая игра для детей с ОВЗ - форма моделирования ребёнком социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой, и по собственной инициативе они имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами своих партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Это подлинная социальная практика особого ребёнка, его реальная жизнь в коллективе, который формирует общественные качества и моральное сознание детской личности. Свойство ролевой игры - улавливать и отражать жизнь, изменение в жизни и развитие общества. А ведь цель социоигровой технологии и есть – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку с особыми образовательными потребностями на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания; воспитать самостоятельно мыслящую и социально-активную личность.

Немаловажной особенностью социоигровой технологии является вариативность / гибкость. Вариативность - это смена темпа и ритма- ограничение во времени, смена лидерства, смена мизансцен, смена обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, выполнять работу не только сидя, но стоя, педагоги могут использовать игры, когда дети хлопают в ладоши, играют с мячом, в любимом уголке, в приемной.

Обязательно на занятии должна быть 2-3 раза смена и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности. Тогда можно смело утверждать, что занятие прошло в стиле социоигровой педагогики.

Таким образом, при систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в школе можно отметить, что ученики с ОВЗ:

* всегда готовы к работе;

* активны на уроке;

* умеют работать в коллективе;

* готовы работать с любым учителем;

* не боятся высказывать своё мнение;

* ходят в школу с удовольствием.

Кроме того, социоигровые технологии помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно.

составьте кроссворд по теме семинара.

6 1

5

9 4

8 3
7
2
                                                   

1) инклюзивное образование выступает как очень эффективное средство реализации конституционных прав людей-инвалидов и лиц с ____ (овз)

2) Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его____________.(доступность)

3) Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям, т.е._________.(адаптация)

4) процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. (инклюзия)

5) включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизни. (интеграция)

6) Отделение специального образования от системы общего образования. (сегрегация)

7) негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе. (дискриминация)

8) Интеграция обеспечивает _________. (равенство)

9) программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. (мэйнстриминг)


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!