Вспомогательные                         Проходящие



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова»

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

(для учащихся выпускных классов ДШИ)

                      

Автор программы                 Кортякова Е.С.

Автор учебной версии         Правиковская Т.С.

2009

ИНТЕРВАЛЫ

 

Интервал - от итальянского intervallo = промежуток. Интервал в музыке это сочетание двух звуков. Нижний звук – основание, верхний – вершина.

Интервал бывает двух видов: мелодический, если звуки берутся последовательно и гармонический, если звуки берутся одновременно.

Из мелодических интервалов рождается мелодия, из гармонических – аккорды.

Интервал имеет две величины: количественную по числу ступеней и качественную по числу тонов. По количественной величине определяется обозначение интервала. Названия происходят от итальянских порядковых числительных: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта,             6 – секста, 7 – септима, 8 – октава.

Любой интервал может быть уменьшен и увеличен, исключая ум.1. 

 

Название интервала Обозначение Количество ступеней       Количество    тонов
Чистая прима ч.1         1      0
Малая секунда м.2

   

        2

       0,5
Большая секунда б.2       1
Увеличенная секунда ув.2      1,5
Малая терция м.3

        3

     1,5
Большая терция б.3        2
Уменьшенная кварта ум.4

        4

       2
Чистая кварта   ч.4       2,5
Увеличенная кварта ув.4        3
Уменьшенная квинта ум.5

        5

       3
Чистая квинта   ч.5       3,5
Увеличенная квинта ув.5        4
Малая секста м.6

        6

       4
Большая секста б.6       4,5
Уменьшенная септима ум.7

        7

      4,5
Малая септима м.7        5
Большая септима б.7       5,5
Чистая октава ч.8         8        6

 

Обращение интервала – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или нижнего звука на октаву вниз. При обращении образуются пары: 1 – 8, 2 – 7, 3 – 6, 4 – 5.Чистые интервалы обращаются в чистые, большие в малые, малые в большие, тритон в тритон.

1 ↔   8  2  ↔     7 3  ↔   6 4 ↔  5   

 

  б.   ↔     м. ч. ↔ ч. ум. ↔  ув.

 


Название интервала Количество ступеней Обозначение
Нона     9 секунда через октаву м.9, б.9, ув.9
Децима    10  терция через октаву м.10, б.10
Ундецима    11  кварта через октаву ум.11,ч.11, ув.11
Доудецима    12  квинта через октаву ум.12, ч.12, ув.12
Терцдецима    13  секста через октаву   м.13, б.13
Квартдецима    14  септима через октаву ум.14, м.14, б.14
Квинтдецима    15 двойная октава        ч.15

 Составные интервалы

 

Интервалы в пределах октавы называются простыми, шире октавы – составными.    

.

 

По акустическому звучанию интервалы делятся на три группы:

- совершенные консонансы (все чистые – ч.1,ч.4, ч.5, ч.8 )

- несовершенные консонансы (м.3, б.3, м.6, б.6)

- диссонансы (м.2, б.2, м.7, б.7, тритон)

Консонанс – от итальянского consonanza = благозвучие, диссонанс – от итальянского dissonanza = неблагозвучие, несогласие.                    

Унисон (от итальянского unisono = однозвучный) - это одновременное исполнение звуков одной высоты в двух или нескольких голосах.

 

 

                                 Консонансы

Диссонансы
Весьма совершенные Совершенные Несовершенные

 

м.2 б.2

           ув.4

                  ум.5

м.7 б.7

  ч.1      ч.8   ч.4     ч.5            м.3 б.3 м.6 б.6

 

 ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ

Мин.  нат. I II III IV V VI VII
м.2 * *
б.3 * * *
ч.4 * * * * * ув.4 *
ч.5 * ум.5 * * * * *
б.6 * * * *
б.7 * *

 

Мин. гарм . I II III IV V VI VII
м.2   * * ув.2 *
б.3   * * *  
ч.4 * * * ув.4 * ув.4 ум.4
ч.5 * ум.5 ув.5 * * * ум.5
б.6 * * * *
б.7 * * * ум.7

                           

 

Маж .  нат. I II III IV V VI VII
м.2     *       *
б.3 *     * *    
ч.4 * * * ум.4 * * *
ч.5 * * * * * * ум.5
б.6 * *   * *  
б.7 *     *  

 

Маж . гарм . I II III IV V VI VII
м.2   * * ув.2 *
б.3 * * *
ч.4 * * ум.4 ув.4 * ув.4 *
ч.5 * ум.5 * * * ув.5
б.6   * * * *
б.7 * * * ум.7

 

 

! Примечание :

   б.2, м.3, м.6, м.7 строятся на ступенях, которым соответствуют пустые                        

    клеточки на схеме.

 


 

ТРИТОНЫ

 

Тритон – это интервал, качественная величина которого три тона. Встречается в двух видах: уменьшённая квинта и увеличенная кварта. Они одинаковы по акустическому звучанию, но различны по числу ступеней. Тритон –это диссонанс, существующий в условиях натурального звукоряда. Тритоны встречаются в мажоре и миноре на всех неустойчивых ступенях.

В условиях лада существуют две группы тритонов.

Первая группа – доминантовая, включает седьмую ступень, как признак доминанты; строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре.

Вторая группа – субдоминантовая, включает вторую ступень, как признак субдоминанты; строится в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

 

         ув.4                        ум.5           IV                    VII      ув.4                    ум.5       VI                   II
         Натур. мажор          Гарм. минор     Гарм. мажор     Натур. минор

 

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

 

Характерные интервалы встречаются только в гармонических ладах, только для них характерны.

Образуются в результате понижения шестой ступени в гармоническом мажоре и повышения седьмой ступени в гармоническом миноре. В отличие от тритонов, характерные интервалы не имеют особого акустического звучания: увеличенная секунда = малая терция; уменьшённая септима = большая секста; уменьшённая кварта = большая терция; увеличенная квинта = малая секста.

В условиях лада существуют две группы характерных интервалов.                         

Первая группа – ув.2 и ум.7

Вторая группа – ум.4 и ув.5

      ув.5           ум.4   VI               III ув.2           ум.7  VI             VII                     ув.5       ум.4  III          VII
   Гарм. мажор   Гарм. мажор    
      Гарм. минор    Гарм минор

 В ладу тритоны и характерные интервалы требуют разрешения. Общий принцип разрешения: все уменьшённые интервалы – уменьшаются, все увеличенные – увеличиваются.

 

 

                     

АККОРДЫ

 

Одновременное сочетание нескольких звуков – это созвучие.

Одновременное сочетание трёх и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям, – это аккорд (от итальянского accordo = согласие, гармония).

Аккорд из трёх звуков – это трезвучие.

Существует четыре вида трезвучий:

- большое трезвучие имеет мажорную окраску, встречается в мажоре на главных ступенях, в миноре – на побочных; исключение – доминанта в гармоническом миноре;

- малое трезвучие, имеет минорную окраску, встречается в миноре на главных ступенях, в мажоре на побочных; исключение – субдоминанта в гармоническом мажоре.

- уменьшённое трезвучие встречается на вводных ступенях: на седьмой в мажоре и гармоническом миноре, на второй в гармоническом мажоре и натуральном миноре, разрешается по правилу тритона в терцию с удвоенным основанием;

- увеличенное трезвучие встречается только в гармонических ладах. В мажоре на шестой низкой с разрешением в тонический квартсекстаккод, в миноре на третьей ступени с разрешением в тонический секстаккорд.

 

Большое и малое трезвучия является консонансами, их крайние образуют чистую квинту.

                                

                         Ум 53

 

                          Ув 53

    VII       II            VI          III
Натур. мажор Гарм. минор   Гарм. мажор  Натур. минор         Гарм. мажор   Гарм. минор

Уменьшённое и увеличенное трезвучия являются особыми видами трезвучий, получившими названия по квинтам, образуемым крайними звуками. Эти трезвучия являются диссонансами.

 

 

 Трезвучия имеют два обращения, они называются по тем интервалам, которые их составляют. Первое обращение – секстаккорд, второе обращение – квартсекстаккорд. Наибольшее распространение получили обращения трезвучий главных ступеней: тонические, субдоминантовые, доминантовые.

 

             Главные трезвучия с обращениями в мажоре и миноре

      T     S       D
        6           4     V          I      II
    6   III      VI    VII
5 3     I         IV      V

 

ТИПЫ ГАРМОНИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ

По принадлежности к функциональным группам обороты бывают:

 

  1. автентические – если используются только аккорды T и D группы
  2. плагальные – если используются только аккорды T и S группы
  3. полный функциональный оборот - S  D  T , II6 K64 D7 T53
  4. прерванный оборот - D VI

 

По типу движения голосов обороты бывают:

 

Вспомогательные                         Проходящие

  T S64 T                                            T53 D64 T6

        T II2 T                                              T6 D64 T53

 

        T64 D53 T64                                             T53 D43 T6

 

        D53 T64 D53                                            T6 D43 T53

                                                                           

                                                                       S53 T64 S6

                                                                       S6 T64 S53

 

СЕПТАККОРД

Аккорд из четырёх звуков называется септаккорд. Крайние звуки образуют септиму. В зависимости от трезвучия, лежащего в основе септаккорда, и от типа септимы различают семь видов септаккордов:

- большой мажорный ББ7 = б.3 +_м.3 + б.3

- большой минорный БМ7 = б.3 + б.3 + м.3

- большой увеличенный БУв7 = б.3 +б.3 + б.3

- малый мажорный МБ7 = б.3 +м.3 + м.3 (D7)

- малый минорный ММ7 = м.3 + б.3 + м.3

- малый уменьшённый МУм7 = м.3 + м.3 + б.3

- уменьшённый Ум7 = м.3 + м.3 + м.3

Септаккорд имеет три обращения, они называются по тем интервалам, которые их составляют. Первое обращение – квинтсекстаккорд, второе обращение – терцквартаккорд, третье обращение – секундаккорд.

Самым распространенным среди септаккордов являются МБ7                                                                                                                                                                                                                                                                                     (Д7),ММ7(II7), МУм 7(VII7), Ум7(УмVII7)

.

    D 7 с обращениями в мажоре и гармоническом миноре

 

Обозначение Название Строение Расположение в ладу
                   D 2                                                                                         ДОМИНАНТОВЫЙ: секундаккорд           б.2 + Б53                    IV
      D 4 3                    терцквартаккорд м.3 + б.2 + б.3 II
D 6 5           квинтсекстаккорд Ум53 + б.2 VII
D 7 септаккорд Б 53       + м.3 V

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!