Капелла - Большая музыкальная группа исполнителей - хор в сочетании с оркестром .

Класс

ВНИМАНИЕ! ВСЁ, ЧТО ВЫДЕЛЕНО ЖЕЛТЫМ ЦВЕТОМ – ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ!!!!!

Урок № 8-9. Тема урока: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки. Вторая жизнь песни».

Наш сегодняшний урок будет связан с вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является русский народ. Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни, появились сборники народных песен. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте…

  Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

Вот что говорил о значении народного творчества С.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни.

В  «Симфония №4. Финал» П. Чайковский звучит  народная песня  «Во поле березка стояла».

М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане», используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» .

Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народныйфольклор.

 

Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.

Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак, давайте запишем в тетрадь, что такое переложение.

Переложение – обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.

Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.

Обработка –любое изменение первоначального нотного текста с целью её усовершенствования

Третий способ использования песни называется ЦИТИРОВАНИЕ, т.е. композитор использует народную мелодию без изменений.

Цитирование – использование народной мелодии без изменений.

 Вывод: Народная песня помогает  создать картину народного праздника.

Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…».

Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Толковый словарь русского языка С.И Ожегова даёт понятии Родины: « Родина - место, страна, где человек родился».

Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:

Шукшин воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.

Сегодня мы также познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина, русского композитора 20 века.

Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. И вот к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов». Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появивщись в 70-е годы XX века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России.

Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога.

Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла.

Капелла - Большая музыкальная группа исполнителей - хор в сочетании с оркестром .

Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны..

Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

     Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.

Вывод

Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали? «Душа».


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!