Квинтовый круг тональностей, параллельные тональности.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств г. Багратионовска»

Методическая работа ДШИ

                    Методическое сообщение

 

Нескучное сольфеджио»

( о роли дидактических материалов на уроке   сольфеджио)

 

                                     Преп. Генерозова В.В.

 

 

 

                                                 2015г.

 

 

     За годы работы в Багратионовской  ДШИ я изучила различные методические пособия по сольфеджио, музыкальной литературе, слушанию музыки. Это позволило накопить  опыт и использовать его в работе с детьми. Разрешите познакомить вас с некоторыми музыкальными пособиями, которые я использую на уроках сольфеджио.

Методика Сафаровой Илизы Эльфатовны стала для меня первым мощным толчком для работы по-новому. Многие её методы - на игры с движениями, пальчиковые игры здорово стимулируют интерес детей к занятиям, к музыке, это первые шаги детей,  показать свои музыкальные способности, это простор для их творчества.

Музыкальные игры c движениями  под аудио сопровождение:

«Карнавал» (игра на расслабление рук и творческую фантазию),

«Робот и бабочка» (контрасты: резко – плавно),

«Речка» (динамика и регистр),

«Шаги» (протяжные и короткие длительности),

 «Облака» (плавные движения),

«Туча и дождик», «10 индейцев», «Зима» (пальчиковые игры).

«Замиратик» (пауза),

«Ловля комара», «Кошки и мышки», «Будильник» (разминка).

 

После знакомства с методическим пособием Нины Владимировны Белой «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках» использую её методические рекомендации, наглядные пособия: музыкальное домино, музыкальное лото, ритмические картинки, карточки-билеты на уроках, контрольных опросах. Всё это помогает сэкономить время при проведении опроса, сделать этот опрос интересным и увлекательным для детей

 

 

                                                                               

Практическая работа с наглядными пособиями.

«Ритмические карточки»

Проговаривать длительности ритмослогами и показывать руками:

Шестнадцатые – «ту-ру-ту-ру», лёгкие хлопки кончиками пальцев.

Восьмые – «ти-ти», хлопки.

Четвертные – «та», руки плавно опускать на колени.

Половинные – «та-а», ставить руки на пояс.

 

- проговаривать ритмослоги, показывая руками длительности;

- проговаривать со счётом, показывая руками длительности;

- различные варианты устного ритмического диктанта

(послушать, найти карточку с прозвучавшим ритмом, проговорить ритмослогами или со счётом, показывая руками длительности). 

 

Музыкальное домино носит тренировочный характер. Наряду со зрительной тренировкой здесь возможен и «звучащий» вариант: сложив домино, скажем, по теме «Интервалы» или «Аккорды», можно пропеть или проиграть всё на инструменте, тем самым проверить на слух правильность выполненной работы.

Домино «Простые интервалы».

  Развивает и проверяет умение быстро определять строение интервала. Интервал, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Показываю ход игры и предлагаю слушателям сообщения продолжить выполнение задания).

 

 

 

Домино « Трезвучия и их обращения» развивает и проверяет умение быстро определять строение трезвучий и его обращений. Аккорд, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Начинаю и прошу продолжить игру, желающим поучаствовать).

Домино «Увеличенные и уменьшенные интервалы» аналогично работаем, как и с предыдущим домино.

 

Домино «Квинтовый круг тональностей. Слоговое обозначение» проверяет знание ключевых знаков в тональностях. По ключевым знакам, обозначение которых нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке название тональности, в которой находятся эти знаки, и соединить их. (Демонстрирую выполнение).

Домино «Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение» для старшеклассников на закрепление темы «Буквенное обозначение» Аналогично работаем, как и с предыдущим домино, но вместо слоговых обозначений дано буквенное.

 

Лото  «Характерные интервалы»,

 «Трезвучия и их обращения», «Септаккорды и их обращения».

Я называю интервал или аккорд и закрываю его фишкой, а ученики находят его в своих карточках, поют, если ответ верен, закрывают фишкой.

Играя в музыкальное лото можно провести анализ на слух, но вместо того чтобы назвать, я играю, а ученики поют, называют созвучие, закрывают фишкой. Можно пропеть гармонически,  разделившись на голоса. (Играем в лото).

 

 

Задания можно усложнять:

1)найдя септаккорд, определить его тональность и решить является ли этот аккорд доминантовым;

2)разрешить данный аккорд в тональности.

                                                       

 

 

 

 

«Карточки-билеты»

Карточки для индивидуальной работы, носят тренировочный и закрепляющий характер. Дают возможность мне определить уровень знаний каждого ученика, активизировать его мышление.

Карточки пронумерованы и посвящены одной теме, имеют одинаковое оформление, которое не только служит эстетическим целям, но и помогает  быстро собирать их после занятия в картотеку. В каждой карточке несколько заданий, необязательно выполнять их все на одном уроке,   задания даю в зависимости от того какую тему надо проверить или закрепить. Привыкнув постоянно работать с карточками, ребята бывают спокойнее и во время экзаменов.

 

Все представленные музыкальные игры и задания помогают моим ученикам быстро усвоить учебный материал и очень разнообразят проведение урока.

 

 

Следующее методическое пособие, с которым я познакомилась - это «Азартное сольфеджио» Татьяны Юрьевны и Арсения Фаритовича Камаевых.

Пособие содержит иллюстрировано-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным процесс обучения, и формы контроля, т.е. активизировать работу и интерес детей к уроку сольфеджио.

 

Квинтовый круг тональностей, параллельные тональности.

Работа с этими карточками проходит постепенно.   

- Сначала дети запоминают тональности: До, Ре, Фа, Соль,

Си-бемоль мажор и учатся их раскладывать.

До мажор посередине (без знаков), с правой стороны - диезные по порядку знаков (Соль и Ре мажор), с левой стороны - бемольные

(Фа мажор и Си-бемоль мажор). Это розового или красного цвета карточки.

-Затем учатся находить параллельные тональности. Выкладывают минорные тональности снизу от мажорных. Это голубого или синего цвета карточки. Запоминают, что мажорные сверху, минорные снизу.

-Знакомимся с квинтовым кругом, и выкладываем квинтовую цепочку мажорных тональностей. До мажор в центре, от него с правой стороны, (вверх) выкладывают диезные тональности, с левой стороны, (вниз) идут бемольные тональности. Затем находим и раскладываем параллельные минорные тональности. И наоборот.

 

Чем чаще дети будут выкладывать эти квинтовые цепочки, называя тональности вслух, тем быстрее они начинают ориентироваться в тональностях.

 

 

Кольцо – лента

помогает закрепить тему «Квинтовый круг тональностей». С помощью передвижной рамки можно показывать знаки по порядку, а дети называют тональность, которой соответствуют эти ключевые знаки или её параллельную. Так же можно показывать знаки вразброс, дети называют тональности. Ленту можно использовать и для отработки знаков при ключе, порядок диезов и бемолей.

 

 

Карточки с вопросами.

Очень удобно использовать карточки с вопросами. Сколько правильных ответов, столько карточек на руках, столько баллов зарабатывает участник соревнования. Кроме того времени на размышление нет, отвечать нужно сразу, быстро, коротко, если замешкал, ход переходит к другому участнику.

 

Ритмическое лото.

 

Ритмическое лото состоит из больших карт, которые закрываются маленькими карточками (одна большая карта вмещает 6 маленьких).

 

-Большие карты раздаю детям. Маленькие карточки оставляю у себя, перемешиваю и показываю их одну за другой, и прошу проговорить и показать руками, изображённый на них ритмический рисунок, найти его у себя и закрыть фишкой.

-После того как дети хорошо научились справляться с этим заданием, опять перемешиваю маленькие карточки и прохлопываю ритм, дети отгадывают по слуху, находят у себя этот ритмический рисунок и ставят фишку, после чего проговаривают его ритмослогами с показом длительностей руками.

-Опять перемешиваю карточки и на этот раз играю, дети находят ритм, ставят фишку и поют ритмослогами с показом длительностей руками.

Можно играть сразу с несколькими ритмическими картами. При этом я комбинирую карты с разной степенью сложности (одна-две карты с хорошо усвоенным материалом, третья – из нового, более сложного).

 

Много песен я использую из пособия по сольфеджио Ларисы Вениаминовны Ефремовой «Учиться интересно».

Вместо  правил – живые, лёгкие,  запоминающиеся песенки. Ребята с лёгкостью усваивают теоретические понятия.

Исполняю песни из сборника:

«Песенка о ступенях».

«Параллельный минор».

«Консонанс и диссонанс».

«Песенка об интервалах».

«Песенка о главных ступенях».

«Диез и бемоль».

«Песенка о порядке диезов и бемолей» (работу в этой теме дополняю стишками для лучшего запоминания и играми «Лифт» и «Лодочка»):

Игра «Лифт».

Находим для ноты без знака или с диезом лифт, он за спиной у ноты, совсем рядом, расстояние полутон, и начинаем считать, сколько выходит «диезиков» из лифта.

Например: Заходит в свою квартиру нота «Ми», у неё за спиной лифт «Ре#», лифт открывается и из него выходят «диезики», считаем их по порядку, до найденного лифта: фа#-до#-соль#-Ре#, записываем знаки на нотоносце возле скрипичного ключа, в семье Ми мажор четыре диеза.

Игра «Лодочка».

Усаживаем бемольную семью с бемольной Тоникой в подводную лодку, делаем ладошкой левой руки лодочку, а правой рукой усаживаем «бемолики» в лодочку, до Тоники и закрываем подводную лодку крышкой (добавляя ещё один бемоль) и поплыли.

Например: Семья Ля-бемоль мажор. Тоника Ля-бемоль. Усаживаем бемоли в лодку по порядку до Тоники и накрываем крышечкой: (бемоли) си-ми-Ля-ре. Записываем эти знаки при ключе.

 

«Песенка о квинтовом круге мажорных тональностей» (изучение и пение этой песни сочетаю с карточками тональностей Камаевых и с домино «Квинтовый круг» Н. В. Белой получается очень хороший закрепляющий эффект).

Очень хорошо развивают ладотональный слух попевки Ларисы Ефремовой на ладовые притяжения: «Три ступени», «Вводные ступени», «Разрешение неустойчивых ступеней», «Опевание». Дети с лёгкостью запоминают, играют и поют эти песенки в разных тональностях. (Исполняю попевки.)

 

Следующее пособие, с которым я хочу вас познакомить это сборник     Майи Фёдоровны Червоной  «Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении фортепиано».

 Автор приглашает отправиться в весёлое путешествие по музыкальной стране. Герои песен – интервалы. Они думают, мечтают, танцуют, поют и смеются. На время мои первоклассники превращаются в интервалы, чтобы хорошо познакомиться с характером каждого интервала, и легко угадывать интервал на слух. Мы разыгрываем путешествие, поём эти замечательные песенки. И я хочу вас с ними познакомить, может быть и вам они понравятся, и вы будете использовать их на уроках сольфеджио.

Исполняю песни: «Прима-тараторка», «Озорная секунда», «Ласковая терция», «Решительная Кварта», «Квинта-часики», «Хвастливый Тритон», «Благозвучная Секста», «Капризная Септима», «Принцесса октава».

 

 

 

 

Исполнение песенок с показом по лесенке; слушать и отгадывать ступеневые тяготения, показывая по лесенке и исполняя их нотами или пропевая номер ступени, или же имена ступеней.

 

 

 

 

И ещё у меня есть наглядное пособия, которые я использую для развития ладотонального слуха. Домик - устойчивые ступени, петелька - опевание, стрелочки - разрешение.

-Я называю тональность, раскладываю карточки в любом порядке, а дети поют, выполняя задания по обозначениям. 

-Я играю задания – дети слушают и определяют на слух, выкладывают, что услышали, объясняют и поют нотами или номер ступени, или имя ступени.

Работа над интервалами.

Эти карточки помогают легко усвоить характер интервалов:

колючая (секунды, септимы),

мягкая (терции, сексты),

твёрдая (кварта),

расплывчатая (квинта).

 

Играю интервал, дети слушают, выбирают карточку, прикасаясь ладошкой к её поверхности, называют характер и имя интервала.

 

Игрушки так же соответствуют характеру интервала. Большая Терция – девочка, которая любит подвижные игры, солнышко, её любимая песенка «Как светел день», и танцует она бодро и весело. Малая Терция – девочка, которая любит спокойные игры, любит мечтать, гулять под зонтом во время дождя, любоваться звёздным небом, её песенка «Ночь звёздная», и танцует она плавно, не спеша. Секунды это их собачки. У Большой Терции – большая, учёная собака, у Малой Терции – маленькая – всего боится и прячется. Лают они по-разному. Большая Секунда – смело, уверенно, Малая Секунда – жалобно тявкает. Играю интервалы, дети по характеру определяют их на слух, поют любимые песенки интервалов и танцуют их танцы.

Так же на уроках сольфеджио я пользуюсь наглядными пособиями Лии Степановны Синяевой. Представленная таблица помогает легко и быстро запомнить ступени, на которых строятся аккорды.

Первый столбик.

Первый аккорд - на I ступени, двигаемся вниз по столбику, видим Тонику, хорошо знаем, что это первая ступень, продолжаем двигаться вниз, считая ступени в нисходящем движении:  I – VII. Ступень аккорда через черту повторяется. Запоминаем ступени   аккордов первого столбика: I – I – VII – VII .
Второй столбик.

Хорошо знаем, что субдоминанта это IV ступень, и пошли от четвёртой ступени вести счёт в нисходящем движении, не забывая о том, что через черту ступень повторяется. Запоминаем ступени аккордов второго столбика: IV – III – II – II .

Третий столбик

Смотрим на первый аккорд третьего столбика, он в углу и подсказкой является его цифра (6), это и есть ступень, на которой строится этот аккорд - VI ступень. Дальше пошли в нисходящем движении – V ступень, продолжаем двигаться вниз, и видим доминанту, а её уже давно знаем – это V ступень, через черту ступень повторяется, и продолжаем двигаться вниз – IV ступень. Запоминаем ступени аккордов третьего столбика:

VI – V – V – V - IV .

 Отдельно можно поговорить об аккордах второй половины таблицы, о четырёхзвучных аккордах, о доминантовом септаккорде и его обращениях. В первом столбике D65 – первое обращение доминантсептаккорда, во втором столбике D43 – второе обращение и строится на II ступени, в третьем столбике D7 (в углу) – сам доминатовый септаккорд, и ниже D2 – третье обращение. Обращения соответствуют номеру столбика: I – II – III.

 

 

Надеюсь, что представленный мною методический и музыкальный материал окажется для вас полезным.       

 

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!