Древнерусские каменные храмы.

Урок: Портал и его эмоционально-образное

Звучание.

Цели:

Знакомство с понятием ПОРТАЛ.

Формирование способности анализировать произведения архитектуры.

Учить понимать образный язык архитектуры и воспринимать как воплощение идеалов данного времени.

Формировать навыки работы по воображению.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация.таблицы на партах у уч-ся ( по необходимости)

/. Организационный момент.

 

//. Вступительное слово учителя.

Архитектурный облик здания по своему эмоциональному звучанию зависит от многих составляющих элементов. Огром­ное значение имеет портал - архитектурно оформленный вход в общественное здание. Один из древнейших и важных элементов архитектуры, портал может быть торжественным или грозным, светлым или мрачным, скорбным или радостным. Подходя к па­радному входу здания, мы невольно настраиваемся на ту эмо­циональную волну, которую передает нам портал. Он как бы готовит нас к познанию внутреннего пространства сооружения. В лучших произведениях зодчества портал всегда гармонически связан с назначением здания и его интерьером.

///. Беседа «Портал и его эмоционально-образное звучание».

Абу-Симбел

Абу-Симбел- древнеегипетский храм, усыпальница фараона - наместника Бога на земле. Четыре огромные 24-метровые статуи украшают вход в этот храм, вход в загробный мир фараона.

Какие чувства вызывает этот вход и почему он выглядит именно так?

(Человек рядом с огромными статуями чувствовал себя ничтожным.Вся архитектура Древнего Египта подав­ляюще действовала на человека, увеличивая пропасть между простым смертным и фараоном.)

 

Дворец ассирийского царя Саргона II.

 

Фланкирование двумя башнями - прием, распространен­ный в архитектуре стран Востока. У входа были установлены фигуры крылатых быков с человеческими головами. Отделка фасадов отличалась богатством и великолепием. Стены были украшены каменными барельефами, выкладками из цветных глазурованных кирпичей, яркими фресковыми росписями. Двери из кипарисового дерева были обиты бронзой. Строгие, торжест­венные, удивительные по красоте и разнообразию форм и обли­цовки порталы мусульманских мавзолеев и медресе отделяли владыку, находящегося за воротами, и простого человека, не решающегося пересечь заветный порог

 

Дворец ассирийского царя Саргона II в Цур-Шаррукине (ныне Хорса-бад). VIII в. до н.э. Главный вход (графическая реконструкция).

Собор Парижской Богоматери 1163-1230 гг.

Посмотрите на вознесшийся к небу готический собор Па­рижской Богоматери или церковь романского стиля с нарядны­ми арочными порталами. Такой портал назывался перспектив­ным, т.к. был оформлен расположенными одна за другой уменьшающимися арками, опирающимися на пристенные ко­лонны из резного камня. Что там, за массивными бронзовыми дверями?

(Огромные соборы вызывают чувство восхищения, подав­ляют своей грандиозностью.Но в трудное время церковь была укрытием для всего города от врагов, способство­вала гражданский и религиозным чувствам людей.)

 

 

Архитектура Древней Греции.

 

Посмотрим на торжественную и легкую архитектуру древнегреческого храма. Порталы храмов оформлялись стройными колоннами и треугольным фронтоном, украшенным рель­ефами. Почему такой вход создает ощущение торжественности, недоступности для человека?

(Древнегреческая архитектура была соразмерна человеку и не подавляла его.Она прославляла человека, возвышала его сипу и красоту, подобную божественной.)

Древнегреческий портик получил широкое распростране­ние в архитектуре Древнего Рима, эпохи Возрождения, класси­цизма. И сейчас у входа в особые здания нас встречают строй­ные колонны и фронтон. Какие это здания?

(Театры, учебные заведения, общественные здания.Пор­тики придают этим сооружениям торжественный, зна­чимый вид.)

Даже простое, прямоугольное в плане здание с рядами окон античный портик способен вывести в ряд нарядных, архи­тектурно оформленных сооружений.

 

Древнерусские каменные храмы.

Светлый легкий портал у древнерусского каменного хра­ма. Пропорции его не угнетают человека. Декор, нарядный и бесхитростный, приглашает войти внутрь. Для того, чтобы под­черкнуть важность входа, использовали высокое нарядное крыльцо. Важную роль в эмоционально-образном звучании зда­ния играло оформление окон. Их форма и декорировка либо ук­рашала здание, либо делала его неприступным.

 

Мы уже говорили о том, что в архитектуре середины XX века использовались античные типы входа. В последнее время с развитием технологий и сами здания, и их центральные входы стали более современными и легкими, широко использу­ются стекло, пластик, легкие сплавы. Но все это касается лишь административных зданий, банков, магазинов.

- А как выглядит вход в дом, в котором вы живете?

- Какие чувства вызывает у вас вход в подъезд вашего дома?

Вывод: итак, портал - вход в здание играет важную роль в том, какое эмоциональное впечатление оказывает на челове­ка все сооружение.

IV. Задание: сделать эскиз порталов различного эмоциональ­ного характера.( один)

Материалы: бумага, гуашь, акварель.

Зрительный ряд: изображения порталов и оконных проемов.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!