Современная инсталляция имеет разные формы, но самым распространённым является скульптура.

Конец формы

 

24.12.20. Тема: Полихудожественный образ мира. Суть понятия «поли-художественный образ мира».

Домашнее задание: повторить изученные темы.

Инсталляция и перфоманс

 

Сегодня на слуху такие термины как инсталляция и перформанс. Не всегда лестные отзывы слышишь об этих модных течениях. Но все же... никакое действие не совершается просто так, без цели. Так что же называют перформансом и инсталляцией? И какие задачи ставят перед собой художники, работающие в этих направлениях, давайте разберемся ...

Термин инсталляция произошел от английского глагола "toinstall" (устанавливать), что до некоторой степени описывает технические аспекты изготовления инсталляции: ее не "рисуют", не "пишут", а именно что устанавливают, составляют, формируют из отдельных разрозненных частей. Искусство инсталляции - пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.

Самыми древними предтечами инсталляции можно считать всевозможные сооружения алтарного типа внутри культовых помещений. Полно инсталляцинно-подобных причуд было во все времена и особенно в период барокко и роккоко. Однако жанрово осмыслилась и тематизировалась инсталляция в совсем недавние времена, когда стали рушиться жанровые и видовые границы внутри искусств. Основоположниками инсталляции стали дадаист М. Дюшан и сюрреалисты.

 

Наряду с объектами, перформансами, хэппенингами, акциями, лэндартом и энвайронментом, инсталляция являет некий плавающий, в пластическом и жанровом отношении, вид деятельности, где доминирующими являются расширенный контекст проецирования и назначающий жест художник.

Эта большая интерактивная инсталляция под названием «Облако» была создана канадским художником Кэйтилинг Браун. Она засветилась в сентябре этого года на выставке в Калгари. «Облако» сделано из более 5000 лампочек, флуоресцентных лампочек и веревочек, за которые можно потянуть.

Посетители могли пройти «под дождем» из веревочек, включая и выключая свет.

Это давало забавную иллюзию, что по облаку проходят молнии.

 

Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.

Лондонский дизайнер Пол Кокседж создал изумительную инсталляцию, напоминающую листы бумаги, разносимые ветром. Он создал этот шедевр для Фестиваля огней в Лионе, Франция. Инсталляция появилась во дворе лионского отеля «де Вилле». Ее длинасоставляла 25 метров, и она состояла из светящихся электрических лампочек. Каждый из этих «листов» лепили вручную в Лондоне, а затем собирали на месте.

 

В чём же принцип этого вида искусства? Всё просто – нужно найти смысл каждой вещи. Инсталляция раскрываем многозначность каждого предмета вокруг нас, показывает его скрытые смыслы и черты.

Не обязательно выбирать для инсталляции что-то красивое и выдающееся, что-то шокирующее или вызывающее, сам по себе предмет является уникальным, поэтому приверженцы этого направления ищут искусство во всём.

Поиск смыслов и символов в мире – вот в чём суть инсталляции.Это не значит, что, смотря на вещь нужно со стороны подходить к её сути, нет, инсталляция предлагает стать самой этой вещью, проникнуть внутрь её и узнать её предназначение. Особенность этого вида современного искусства в том, что у каждого отдельно взятого человека вещь будет находить свои символы. Вот почему инсталляция как творчество эксклюзивна сама по себе. Все мы разные и видим мир своими глазами, поэтому и наша инсталляция будет очень индивидуальна и порой не постижима для другого человека.

 

Современная инсталляция имеет разные формы, но самым распространённым является скульптура.

Канадские архитекторы и дизайнеры из компании «ClaudeCormier + AssociesInc.» отдали дань уважения искусству Моне, отцу импрессионизма. Они собрали 90 000 пластиковых шариков над переходом к городской ратуши. Эти шарики пяти разных цветов заметно поднимали настроение и напоминали красочные виноградинки.

Именно через формы и объёмы мы может более глубоко проникнуть в предмет. Для своих творений авторы используют совершенно простые материалы, иногда даже те, которые, казалось бы, нельзя применять в искусстве. Например, металлом. Делая акцент с помощью цвета или формы, создатели пытаются донести смысл до человека.

 

 

Инсталляции можно подразделить на три основных типа, учитывая при том всю условность квалификации и многочисленные промежуточные и гибридные формы.

 

· Первый тип характеризуется доминирующим сюжетно-повествовательным (или квази, или псевдо-сюжетным) началом. Примером могут служить многочисленные инсталяции Кабакова и отдельные Комара и Меламида.

· Второй тип можно обозначить как объектно-предметный. Скажем, всевозможного рода имитации научных лабораторий, реальных и псевдо-реальных бытовых и музейных интерьеров.

· И третий – визуально-визионерский, делающий акцент на созерцание некоего изображения или сооружения.

 

В рамках художественного фестиваля «Агитагуэда» в июле этого года две улицы в Португалии были украшены прекрасными красочными зонтиками. И они не только спасали от солнца тех, кто был внизу, но казались чем-то волшебным, вися в воздухе на «невидимых» проволоках.

Некоторые представители этого искусства вообще ничего не сооружают, они просто выделяют из многообразного мира предметов, окружающего человека, какой-то определённый и тем самым, заставляют подумать о его смысле обывателя. Например, огромные упаковки денег. Что каждый из нас видит в этом сюжете?

Дом у моря? Бассейн с шампанским? Дорогую машину? Или может быть, просто счастье?

Всё просто – оглядитесь вокруг, возможно, смысл всего сущего совсем рядом!

 

 

А теперь представьте: вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

 

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления – акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что это? Это короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место,тело художника и отношение художника и зрителя.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства. От театра его отличает то,что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ими персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства – центральная роль человека, его представляющего.

 

Light Art Performance Photography или LAPP-PRO - этодуэтизБремена. LAPP этоЖанЛеонардоВоллерт (JanLeonardoWallert) иЙоргМедза (JorgMiedza), которыеспециализируютсянаперфоманс-фотографии.Процесс сопровождается музыкой. Называется такое искусство "световой скульптурой".

Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс – что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

 

Ближайшие соратники такого рода представления – акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики.

Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм – направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант – наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем.

Если акция — это действие, направленное на достижение какой-либо цели, а хэппенинг - просто "событие", то перформанс - именно представление. Соответственно, перформанс может быть менее внятен и лаконичен, чем акция; насыщен "второстепенными" деталями и нагружен скрытыми смыслами и неявными подтекстами. В этом смысле перформанс ближе к театральному представлению, чем, собственно, к акционизму. В отличие же от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специально приглашенные и подготовленные статисты. Однако, перформанс не обладает понятием отрепетированности, а театр - понятием серийности, которое в перформансе является одной из главных особенностей. В перформансе нет такого понятия как роль (нечто чужое, навязанное). То, что делает перфомансер, создавая перформанс, стоит назвать выбором дискурса - то есть определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра - художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же, цели спектакля и перформанса совершенно разные. Театр предполагает вызов определенных рефлексивных чувств, перформанс же, наоборот предполагает дистанцирование. А зритель — это объект приложения, но его эмоции и чувства — это совсем не цель перформанса.

Еще одно отличие перформанса от хеппенинга и акции — это стремление к невовлечености зрителя в процесс действия и отсутствие спонтанности. Главный объект в перформансе - художник, его перевоплощение, его жест, его тело. Здесь можно увидеть близость с боди-артом, где в качестве произведения искусства так же выступает тело человека. Но в боди-арте тело — это некий заменитель плоскости холста, а в перформансе акцент ставится на тактильности. В нем реализуется все многообразие значений "тактильность" (прилагательное tactile производно от латинского глагола tango - трогать, прикасаться, пробовать, испытывать). Наличие тактильности предполагает обнажение в перформансе, что усиливает погруженность данного вида искусства в реальную действительность, позволяет преодолевать многие табу, дает иные ощущения, нежели просто визуальное наблюдение.

 

Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них – «выходка» группы PussyRiot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем. Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций.

 

Для изучения темы пользуйтесь ссылками:

http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/145.htm

http://monemo.ru/culture/installjatsija-iskusstvo-individualnosti/

http://art.ioso.ru/wiki/index.php/

http://fb.ru/article/111491/perfomans---chto-eto-poprobuem-razobratsya

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://bezfishki.ru/9201-10-samyh-vdohnovlyayuschih-inst.html

http://www.liveinternet.ru/users/svettlana_z/post369885623/

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!