Тема поэта и поэзии звучит в стихотворении “Гамлет”.

Г., литература, 26.10.20г.

Урок №18

Тема. Б.Л. ПАСТЕРНАК.Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта.

Цели.Познакомить с основными этапами жизни и творчества Б.Л. Пастернака.Сформировать представление о художественных особенностях лирики Б.Л.Пастернака и утверждаемых поэтом нравственных ценностях.Показать на примере творчества поэта, как сливаются воедино душа человека и стихия мира.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть 2, под ред. В.П. Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г., стр. 174

 

Домашнее задание .Изучить методический материал, сделать анализ одного из стихотворения Пастернака (на выбор) «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»

Методический материал.

Б.Л. Пастернак (1890 - 1960) - «талант исключительного своеобразия», как однажды сказал о нем М. Горький. Пастернак оставил глубокий след во всей русской поэзии. Высокое мастерство, необычайной силы лирический талант поэта, своеобразие, непохожесть его стихов ни на чьи другие выдвинули Пастернака на одно из первых мест в поэтическом движении 1910 - 1920 годов.
Очень многообразна тематика поэзии Пастернака. Одной из основных вопросов его творчества является тема поэта и поэзии. Особенно часто Пастернак обращается к этой теме в своих ранних произведениях.
Стихотворения «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» относятся именно к раннему периоду творчества поэта. Поэтому эти произведения еще недоработаны, во многом наивны, но тем сильнее и ярче пробивается в них основная поэтическая мысль, выраженная в строчках:

Очам и снам моим просторней

Сновать в туманах без меня.

Мы видим, что Пастернак как бы отдает стихам всю свободу, всю жизнь во всем ее многообразии. Получается, что поэт здесь взят жизнью «напрокат» как средство выражения, «уст безвестных разговор». То есть, мы видим, что произведениям поэт особо не нужен. Он существует лишь для того, чтобы читать свои стихи. Эта мысль Пастернака, выраженная в одном стихотворении, станет впоследствии одной из главных в его поэзии.
Отношение поэзии, искусства к реальному миру, к миру людей и вещей раскрывается у молодого Пастернака через органы чувств: осязание, звучание, ритмику. Внутренняя тема стихотворения осмысливается поэтом, но она никогда не задается, не подсказывается им.
Как уже было сказано, стихотворение живет своей собственной жизнью. Оно рисует человека, картины природы и т.д. Мы чувствуем отношение в стихотворении ко всему этому, к миру вещей, к реальному миру. Так Пастернак раскрывает нам проблему поэзии и действительности.
Вообще, у поэта с миром вещей свои, особенные, связи. У него все вещи, близкие человеку, тоже несут какие-то чувства, будто они живые. Возможно, что это происходит из-за того, что вещи постоянно сопровождают человека в жизни, беря от него частичку и становясь частично «живыми»:

Сегодня мы исполним грусть его –

Так верно встречи обо мне сказали,

Таков был лавок сумрак, таково

Окно с мечтой смятенною азалий.

О, город мой, весь день, весь день сегодня

Не сходит с уст твоих печаль моя!

Как видим, у Пастернака такие понятия, как «встречи», очеловечены: «встречи … сказали», «об окне с мечтой», «о городе в печали». Именно таким, живым, представляется поэту неживой мир природы, реальный мир.
Мы понимаем, что поэт может «вставить» себя в мир вещей в стихотворении, показать себя миру:

Взглянув в окно, даю проспекту

Моей походкою играть…

Но и тут он всего лишь «ненареченный некто». Поэт обезличен, его не видно в толпе таких же безликих людей.

В «Поверх барьеров» Пастернак выразил одно из лучших своих определений поэзии:

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Земной садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

Так рождался и складывался образ поэзии в лирике Пастернака. В стихотворениях Пастернака, где поэзия является темой, ее образ предстает в различных образах, взятых из жизни людей и из мира природы.

В ранних сборниках Пастернака этот, своеобразный, образ поэзии пробивал себе дорогу среди других, которые были созданы до этого. Есть здесь и райская лира («Эдем»), и поэтические застолья («Пиршество»), и «нищенское ханство» поэтов-изгоев («Посвященье»).

Итак, мы видим, что тема поэта и поэзии является одним из главных тем в творчестве Пастернака. Эта проблема глубоко рассматривается поэтом на протяжении всего его творческого пути, развиваясь и получая новые оттенки, смыслы.

Анализ стихотворений

В знаменитом стихотворении “Февраль”, которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник “Начальная пора”, поэт выражает свое настроение – грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствуетпочти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа и автор составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И этот мотив случайности всего происходящего

в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота.

 

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества “На ранних поездах”, поэт снова начинает с описания времени года, погоды: “зима”, “январь”, “снег”, “стужа”, “на улице ни зги”…

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт “сквозьпрошлого перипетии и годы войн и нищеты” узнает “России неповторимые черты”. Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством “обожания” и “боготворения” он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: “здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря”, – и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тема поэта и поэзии звучит в стихотворении “Гамлет”.

Писатель строчкой “я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку” определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”, – и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу.

Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение – “Зимняя ночь. Образ метели символичен: метель – революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы (“судьбы скрещенья”). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке – образы, символы. Так, например, свеча – библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” – небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” – связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение.

Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России.

Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!