Вокальная работа Разучивание песни Ю. Визбора « Наполним музыкой сердца»

Тема. Развитие жанров светской музыки. Концерт.

Цели урока: Поговорим о жанре концерта. Что такое концерт в музыке? Какова природа этого жанра и его особенности? Какие концерты обязательны к прослушиванию?

Инструментальный концерт

Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении. «Концерт, - говорится в музыкальном словаре, - публичное исполнение произведений по заранее составленной программе».

Но дело в том, что у этого слова есть и другое значение: так называется сочинение для какого-либо музыкального инструмента (или голоса) в сопровождении оркестра. А вот почему оно так называется? И почему участники конкурса должны были играть именно концерт?

Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для фортепиано с оркестром» - это состязание пианиста с симфоническим оркестром.

Концерт (в переводе с латинского – состязание) – музыкальный жанр, в основе которого лежит противопоставление солиста (или солистов) всему оркестру.

YouTube5:52 Понятие инструментального концерта. История жанра

 

YouTube11:49 Иоганн Себастьян Бах, Бранденбургский концерт №3

Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы... Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев, силы удара, - словом, умения музыканта-исполнителя. И композитор, создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом произведении показать все своё мастерство.

YouTube13:52 Эдвард Григ - Концерт для ф-но с оркестром ля-минор часть1

 

Вот что пишет о концерте Чайковский: «Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает (при условии талантливости исполнителя) маленький, невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций».

YouTube3:47 Чайковский, концерт №1 (фрагмент). Исп.Дмитрий Маликов

Концерт - большое, многочастное произведение (хотя бывают и одночастные концерты). Как правило, в нем три части.

Первая – самая действенная, «главный участок борьбы».

 Вторая - медленная, лирическая. Часто её образы связаны с природой.

Третья часть - финал. Музыка финала чаще всего особенно жизнерадостная, стремительная и блестящая.

Что напоминает такое строение? Ну конечно, симфонию! Маленькую симфонию. Только с новым действующим лицом - солистом.

В отличие от симфонии, в концерте есть так называемая каденция - большой эпизод, который солист исполняет без оркестра.

 

Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко.
Был создателем жанра – инструментального концерта.Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все) ”. Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий

YouTube2:39 Антонио Вивальди. Инструментальный цикл «Времена года». Лето. Гроза

На протяжении XVIII – XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский. Вслед за ним к жанру концерта обращаются С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. Ф. Стравинский и другие.

Концерты, которые стоит услышать: - И.С.Бах Бранденбургские концерты - А.Вивальди "Времена года" - В.А.Моцарт Концерты №20, 23, кларнетовые концерты, Концерт для флейты и арфы с оркестром - Л.Бетховен 5 концертов для форте- пиано с оркестром - фортепианные концерты Шопена, Листа, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева - скрипичные концерты А. Берга, Д.Д.Шостаковича - В.А.Екимовский "Бранденбургский концерт" - А.Г.Шнитке Concerto grosso - С.С.Беринский Концерт для кларнета с оркестром.

Вокальная работа Разучивание песни Ю. Визбора « Наполним музыкой сердца»

 

Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем.
Вот сквер - пройдёмся ж до конца.
Найдём любимейшую дверь,
За ней - ряд кресел золочёных,
Куда, с восторгом увлечённых,
Внесём мы тихий груз своих потерь,
Внесём мы тихий груз своих потерь.
Какая музыка была,
Какая музыка звучала,
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
А хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнём,
А душу греть вином или огнём.
И светел полуночный зал,
Нас гений издали заметил,
И, разглядев, кивком отметил
И даль иную показал.
Там было очень хорошо,
И всё вселяло там надежды,
Что сменит жизнь свои одежды...
Ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла
Ла-ла-ла-ла-ла-ла
Наполним музыкой сердца...

Д//з 1. Выучить песню «Наполним музыкой сердца»,Слушать  концерты (по выбору).


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!