При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих
Игровые технологии
Игра- высшая форма исследования.
Альберт Энштейн
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Феномен игры в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Классификация педагогических игр (поГерман КонстантиновичСелевко)
1) по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
По характеру педагогического процесса:
· обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие,
· познавательные, воспитательные, развивающие,
· репродуктивные, продуктивные, творческие,
· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
3) по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
По предметной области:
· математические, химические, биологические, физические, экологические,
· музыкальные, театральные, литературные,
· трудовые, технические, производственные,
|
|
· физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные,
· обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;
По игровой среде:
· без предметов, с предметами,
· настольные, комнатные, уличные, на местности,
· компьютерные, телевизионные, ТСО,
· технические, со средствами передвижения.
Игровая форма занятий, уроков создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким направлениям:
· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
· учебная деятельность подчиняется правилам игры;
· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Основоположник – Фридрих Шиллер (американский философ-прагматик, психолог и педагог). В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Ирина ЕфимовнаБерлянд, Лев Семенович Выгодский, Нинель Яковлевна Михайленко, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Илья Борисович Первин, Виталий Кузьмич Дьяченко) и др.
|
|
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры |
Мотивационныйсвязан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. | Установочный момент, игровая ситуация |
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся. | Задачи игры |
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. | Правила игры, игровое действие |
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания. | Игровое состояние |
Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. | Результат игры |
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
|
|
1) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра – один из приемов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих
условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
|
|
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и: даже раздела учебного предмета;
– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
– в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
– как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.)
Игровые технологии
· Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
· Подвижная игра – разновидность игровой деятельности, основу которой составляют разнообразные активные движения, двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.
· Ролевые игры — это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомство с материалом, но и вхождение в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства
· Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте:
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются не имитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно – игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Игровые технологиив среднем и старшем школьном возрасте:
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игровой технологии.
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!