Композиция в печатных изданиях. Ее средства и законы



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

ТЕМА: «Дизайн книги стихотворений Игоря Холина»

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса

Дневной формы обучения

специальности 

«Дизайн (графический)»

Полещук Ксения Игоревна

Проект к защите Работа защищена
допущен с оценкой _____________
«____» _____________ «_____» ______________
Руководитель работы ______________________
Старший преподаватель кафедры дизайна,                                                            ______________________ ______________________
Лещинская Е.А. _______________________
____________________ _______________________
       ( подпись)   (подписи членов комиссии)

Гродно 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3

1.ПРЕДРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ..............................................................4

1.1 Что такое зины?....................................................................................................4

1.2Какие бывают зины?.............................................................................................6

1.3. Композиция в печатных изданиях. Ее средства и законы...............................7

1.4Форматы печатных изданий................................................................................9

1.5 Верстка и макетирование....................................................................................10

1.6 Допечатная подготовка.......................................................................................12

 

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ............................................................................14

2.1. Анализ зинов.......................................................................................................14

2.2. Анализ цветовой гаммы.....................................................................................17

2.3. Анализ шрифтовой гарнитуры..........................................................................18

 

3.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.........................................................................................20

3.1 Как сделать зин поэтапно....................................................................................20

3.2Графическая разработка зина..............................................................................21

3.3 Формат зина..........................................................................................................22

3.4 Цветовая гамма зина............................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ......................................26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой курсового проекта является создание графического оформления поэзии Игоря Холина. Игорь Холин является поэтом поставангардистом. Один из самых ярких представителей русского андеграунда и лианозовской школы.

В своих стихах лианозовцы использовали язык подчёркнуто непоэтический, который можно было услышать в бараках, в магазине, на заводах — язык маленького человека, вынужденного существовать на окраине жизни. В противовес советской поэзии, наполненной громким пафосом и призывами к борьбе с мещанством, группа ориентировалась на инфантильную, аскетическую поэзию — такова была оборотная сторона задекларированного построения коммунизма.

«Жители барака»—не просто цикл поэтических миниатюр, но гипертекст. Каждое стихотворение, несмотря на композиционную формальную завершенность, является фрагментом сложной структуры. Как из смальты—мозаичная картина, из набора случайных трагикомических эпизодов складывается цельная конструкция, выявляющая новые смысловые слои.

    Стихи Холина нонкомфомистские поэтому и выбор стиля для графического решения его стихов пал на зин (сокращение от английского magazine)— любительское малотиражное издание на любую тему.

ГЛАВА 1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Что такое зины, история зинов

Зин(сокращение от английского magazine)—любительское малотиражное издание на любую тему.

Малотиражная печать существовала всегда, ну или, если быть точнее, с момента изобретения печатного станка Гутенбергом [1].

В XX веке у самиздата было несколько культовых тем—фантастика (в первых зинах даже печатался Лавкрафт) и музыка. Сегодня информационная повестка зинов значительно расширилась, теперь можно писать о чем угодно и на чем угодно: есть фан-зины об альтернативной музыке, посвященные андеграундным коллективам или солистам, другие пишут о том, что чувствуют, фактически публикуют личные дневники [1].

Сегодня зины набирают популярность—смысл их в уникальности, маленьком тираже и ручной работе. Чаще всего их распространяют бесплатно – передают из рук в руки знакомым. А некоторые находят место на полках небольших книжных[1].

В 1930-х годах даже появились первые специализированные машинописные журналы вроде The Comet или The Time Traveler, где тексты сопровождались любительскими иллюстрациями, а многие персонажи потом стали героями массовой культуры вроде Супермена [1].

Примерно так оно и продолжалось несколько десятилетий: множились наименования, расширялись темы в зависимости от новых культурных течений, многие авторы находили свою публику через фэнзины, но это все еще оставалось локальным явлением [1].

Настоящая революция произошла в 1959 году, когда всем известная компания выпустила первый офисный копир Xerox 914, который позволял переносить изображение на обычную бумагу. С этого момента все неформалы, запертые в белые воротнички, стали главными парнями на районе и начали быстро множить свое и чужое творчество, чтобы собирать из них те самые узнаваемые зины формата А5 на дешевой бумаге, скрепленной степлером [1].

Начиная с середины 1960-х на волне роста популярности рок-музыки, появляется огромное количество фэнзинов про любимые группы, субкультуры, этику Do It Yourself и философию панка в целом, при этом движение захлестывает не только Америку, но и Великобританию, где количество зинов и ирокезов вылезало за рамки адекватного восприятия мира [1].

Такие журналы как Crawdaddy! или Sniffin’ Glue имели большое количество выпусков и еще большее количество фанатов, что быстро сделало их культовыми, поэтому теперь нередко олдфаги ищут их для своих коллекций, сканируя и собирая цифровые подборки для всех неравнодушных. Некоторые гиганты выходят до сих пор, начиная с 1980-х, вроде Maximumrocknroll, который насчитывает уже более 300 выпусков[1].

В России же до 1990-х годов не существовало культуры зинов вообще, зато был самиздат, который отличался большим количество текстов и настроением диссидентства. Но после распада СССР появились и первые зины, которые были, прежде всего, панковскими, но встречались и печатные работы политических радикалов от анархистов до нео-наци. До того, как у тебя и твоих друзей появился дома компьютер с почасовой карточкой на интернет, зины были точками обмена интересов и выражения взглядов, которыми можно было спокойно и весело поделиться в своей тусовке, а также расширить ее и найти новых друзей, с которыми можно попить пивас и поговорить за жизнь [1].

В 2000-е годы интерес к печатным зинам сильно упал из-за появления интернета, где все тоже самое можно было делать куда быстрее, легче и с большей аудиторией. Но все же появлялись и вебзины, которые были небольшой альтернативой популярным личным блогам[1].

Новый расцвет зины получают с середины 2010-х, благодаря настроению некоторой усталости от возрастающего количества экранов и желании сделать что-то материальное, чем можно поделиться с другими лично и почувствовать радость от подарка. Поскольку сейчас зины делать еще проще, то и спектр тем вырос: появилось много арт-зинов, фотозинов, фэндомных, спортивных, поэтических и политических[1].

 

 

Какие бывают зины ?

Зины можно поделить на три типа. Первые — иллюстраторские, самые распространённые. Некоторые создаются одним человеком: он и арт-директор, и иллюстратор, и дизайнер, и ко всему инвестор. Второй вид — это плеяда фэшн-зинов. Их делают люди, одержимые стилем, модой или определённым направлением в моде. Третья группа субкультурная и объединяет аудиторию по интересам. Если люди обожают жёлтые передники — они и занимаются журналом обо всех достоинствах и недостатках жёлтых передников. Это типичная для фанзина редакционная модель [2].

Все кустарные вещи были ещё в XVIII веке. Кто-то издавал маленькие книжечки со стихами, кто-то политические памфлеты, стоящие королевской головы. Сейчас процесс коммуникации, конечно, упростился. Какое-нибудь контркультурное онлайн-издание так вообще требует минимум вложений — не нужны услуги типографий и распространителей. Но все равно есть ребята, обладающие обострённым чувством тактильности, они любят и умеют делать уникальные штуки: находить приятную бумагу, прострачивать два листочка на швейной машинке [2].

Разномастные красивые зины можно купить на музыкальных и немузыкальных фестивалей, где находятся по 50–60 небольших издательств, всегда готовых чем-то удивить. Есть визуальные или чисто шрифтовые издания, есть независимые марки и лейблы, которые сотрудничают с графическими дизайнерами. Фанзины красиво раскладываются, имеют свои особенности и ноу-хау [2].

Например, листы могут никак не скрепляться между собой — стильное и экономное решение. Зины производятся ручным трудом, а не полиграфическим машинным, и часто оказывается, что они задействуют качественные технологии, недоступные мейджорам. The New Yorker не может выйти даже с одной полосой, сделанной руками, в типографии попросту нет специалиста, который вытянул бы тираж. А зины — вещь штучная. Один из моих любимых проектов, Shadows, использует специальные «сетки», которые надо накладывать на статичную картинку и, двигая, придавать иллюстрации динамику. По сути, это интерактивный синемоушн-журнал, где читатель выступает «режиссёром картинки»[2].

Композиция в печатных изданиях. Ее средства и законы

Композиция(от лат. compositio) — составление, соединение различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением объекта. Когда нет композиции — нет дизайна. Расположение элементов происходит в логической последовательности, определяющей восприятие работы в целом.

Композиция делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, формирует единое пространство. Следует обращать внимание на логику композиции, наличие смыслового и изобразительного центров. Необходимо также выработать основную идею произведения, учитывать особенность читательского восприятия. Композиция должна помогать читателю выделять главное, находить взаимосвязь между отдельными частями [4, c. 36-38].

Основными средствами композиции, придающими печатной рекламе соразмерность и гармонию, являются пропорциональность, масштаб, ритм, метр контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Пропорциональность выражает соразмерность между отдельными элементами рекламы и всей ее формой. Варьируя пропорциональные соотношения частей, рекламе можно придать динамику, напряжение, то есть сделать ее эмоционально окрашенной. В целом пропорция служит средством общей согласованности, соразмерности печатной рекламы, или, как иногда говорят, гармонизации.

Масштабность устанавливает соотношение величины рекламного объявления с определенной мерой. Масштабность - понятие относительное. Особенно это заметно на примере восприятия уличной рекламы и рекламы, помещенной в печатном издании.

Ритм - это средство композиции, обеспечивающее выделение и связь элементов рекламного объявления путем их повторения, чередования, нарастания, убывания.

Метр, или метрический порядок, - простейшее проявление ритма, заключается в повторе одинаковых элементов при равных промежутках между ними. Очень важно, чтобы в метрических чередованиях элементов прослеживалась закономерность. В противном случае появляется ощущение случайности и хаотичности.

Контраст используется, чтобы противопоставить элементы рекламы по форме, цвету или другим признакам. Это позволяет показать характерные особенности элементов рекламы и содействует ее целостному восприятию.

Нюанс - средство композиции, противоположное контрасту. Так называют незначительное различие элементов по форме, размерам, цвету и т.д. Нюанс обогащает композицию множеством эмоциональных оттенков.

Симметрия и асимметрия - это одно из самых ярких средств композиции. Если главный смысловой элемент размещен в центре рекламного объявления, образуется симметричная композиция, а при его сдвиге относительно центральной оси - асимметричная. Принято считать, что симметричная композиция подчеркивает статичность рекламы, а асимметричная - динамичность. Композиционное построение печатного рекламного объявления должно осуществляться так, чтобы раскрывалась его внутренняя логика.[5, c. 263-278; 13]

 

Законы композиции:

1) Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. В композиции все элементы приводятся к гармоничной упорядоченности. Т.е. должна быть целостность самой формы и целостность между элементами форм.
Основные черты закона целостности:
- неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разрозненных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи;
- необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимости отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

2) Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

3) Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты) [3, c. 69-74].

 

Форматы печатных изданий

Формат книги— ширина и высота книжного блока или книги в обложке после обрезки.Форматы книг принято указывать сокращенно. Например, выражение 60×90/16 обозначает, что формат книги составляет 1/16 долю листа бумаги размером 60×90 см. Форматы книг и всех других видов печатных изданий стандартизированы (ГОСТы 1342-78 и 5773-76).

Одна из главных проблем при выборе формата книги состоит в том, чтобы подобрать оптимальное сочетание ширины и высоты книги. По одной из теорий, которой придерживался Леонардо да Винчи, гармоничными являются пропорции, основанные на принципе «золотого сечения». Применительно к формату книги этот принцип означает, что отношение ширины книги к её высоте должно быть равно 1:1,618.По другой теории, близкой к теории «золотого сечения», отношение ширины книги к её высоте должно быть равно отношению соседних чисел из ряда Фибоначчи, или «золотого ряда». Каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8, 13, 21 и т. д. Значит, ширина должна относиться к высоте как 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.

Наиболее распространенные форматы изображения — прямоугольные, круглые, овальные. Прямоугольный, вытянутый вертикально формат придает ощущение возвышенности, стремления вверх. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым»: ослабляется чувство замкнутости, уменьшается значение композиционного центра. Он удобен для сложных многоплановых композиций. Чаще всего используется прямоугольный формат золотого сечения. Он наиболее уравновешен и замкнут. Круглый и квадратный форматы слишком статичны, и поэтому на таких полосах трудно компоновать изображение. [7, с. 24-27]

 

 

Верстка и макетирование

Верстка—важный промежуточный процесс при создании газеты, журнала, каталога, брошюры и другой полиграфической продукции перед выпуском в

печать. Текст верстается в одну, а также в две, три и более колонок. Особые требования предъявляются к верстке текста с иллюстрациями, которые должны располагаться возможно ближе к иллюстрируемому тексту. Каждая иллюстрация должна быть поставлена с таким расчётом, чтобы страницы и развороты были уравновешенными и организованными[6].

Главная задача верстки — выявление логической структуры текста и графики, обеспечение удобно читаемости и необходимых пропорций страниц и издания в целом»[6].

Макет (макетирование) — в полиграфии, предварительный образец книги, журнала, изготовляемый в издательстве для точного размещения текстового и иллюстративного материала. Макетом называется также пробный экземпляр книги или ее переплета, изготовляемый в типографии до начала выпуска всего тиража. Перед версткой газеты составляется план размещения материала по полосам (страницам), частоназываемый макетированием»[6].

Верстка представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:

1) композиционные требования обеспечивают единство технической и информационной совместимости — соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно;

2) гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и др.;

3) требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним. В таком процессе как верстка издания должно достигаться выполнение всех указанных требований[6].

 

 

Виды верстки. По виду издания:

1) книжно-журнальная верстка. Верстка журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная;

2) газетная верстка. Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала;

3) акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор). Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колонлинейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий – проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм – пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды «мелочей»[6].

 

 

Допечатная подготовка

 

Несмотря на то, что телевидение, радио и компьютерные технологии достигли своего расцвета и предлагают человеку любую интересующую его информацию, никто не собирается отказываться от печатной продукции. Но прежде чем книга, открытка или календарь попадут в руки потребителя, они проходят три стадии, составляющие процесс производства:– допечатную подготовку; - печатные процессы; – послепечатную обработку [8].

Первый этап включает в себя разработку концепции оформления, подготовку текстового наполнения, графики и изобразительных оригиналов, а также создание необходимых для печати тиража готовых печатных форм. Тексты и графическое оформление, выполненное профессионалами, - это основа как печатной продукции, так и электронных публикаций. Поэтому помимо термина «допечатные процессы» активно используют другой, обозначающий домедийную подготовку, – «premedio». Суть данного явления заключается в оцифровке текстовых документов и изображений, то есть в подготовке их к выводу на конечный информационный носитель [8].

Подготовительная ступень домедийной подготовки предшествует допечатным процессам как таковым. В процессе перехода от традиционных технологий к цифровым в допечатных процессах наблюдались коренные изменения. Имелся недолгий переходный период, который ознаменовался использованием многими компаниями фотоформы (носителя данных). Традиционные и цифровые процессы допечатной подготовки отличаются методом изготовления фотоформ. Так, традиционные связаны с ручными и механическими операциями монтажа и верстки, с технологиями спуска и создания полос из отдельно взятых фотоформ. Цифровые же - с компьютером. А потому для них характерны такие процессы, как, например, «компьютер – печатная форма» и «компьютер – фотоформа». Еще в 1440 году книгопечатник Гуттенберг изобрел подвижные литеры, что дало толчок к широкому выпуску разной печатной продукции. Но одновременно с этим появилась задача, как сделать перенос графической и текстовой информации на печатную форму максимально эффективным, оперативным и недорогим [8].

Рассмотрим процесс изготовления печатных форм (или фотоформ) в рамках технологической цепи производства данного класса продукции. Первым шагом является создание фотоформ, служащих для того, чтобы в дальнейшем были получены печатные формы. Если раскрывать понятие «фотоформа», то следует говорить о просвечивающихся пленках, являющихся носителями информации. Все данные, имеющиеся на них, с помощью краски передают на печатный оттиск. Фотоформы используют и тогда, когда необходимо воспроизвести черно-белые оригиналы при печатных работах над однокрасочной продукцией. Допечатная подготовка в русле традиционного способа ориентирована на изготовление объединенной фотоформы из графической и текстовой составляющих, полученных отдельно друг от друга. Чтобы обработать и воспроизвести полутоновые или штриховые изображения, используют так называемые фотомеханические способы. Процесс вытеснения всех известных видов допечатной подготовки цифровыми очевиден. Процент аналоговых процессов резко упал. Компьютерные возможности активно применяются при наборе текста. Для этого издательства пользуются программными разработками таких компаний, как, например, «Apple». Облегчился процесс вывода фотоформ. Для этого служат разнообразные экспонирующие устройства. Заключительной стадией в процессе работы с традиционной технологией считается соединение с помощью монтажа текстовых данных и изображения в полноформатную готовую фотоформу. Для этого специалистами проводится обрезка и позиционирование необходимых фрагментов, а также наклеивание и другие операции [8].

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!