Человек – это био-психо-социо-духовное существо.

Лекция. Целостное понимание человека в психологии

План лекции

1.  Основные модусы проявления целостности человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум

2. Этапы формирования личности.

3. Особенности формирования личности в детском возрасте

 

 

1. Основные модусы проявления целостности человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens .

В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Человек, как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда.

Человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие.

Человек как индивид обладает определенными свойствами:

- первичные - свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности и половой диморфизм (принадлежность к определен­ному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга,особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий.

Совокупность первичных свойств индивида определяет его вто­ричные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей.

 

 

Интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Субъект деятель­ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че­ловека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходи­мо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи.

Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание.

Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку.

Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целена­правленного поведения и, как след­ствие, преобразования окружающего мира.

В свою очередь, способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъ­екта.

Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности.

Человек как носитель предметно – практической деятельности; распорядитель душевных сил.


Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность».

Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении.

понятие «личностью характеризует человека как социаль­ное существо.

Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей.

В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация,темперамент, способ­ности и характер.


Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

 

Индивидуальность — человек как уникальная , самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

 

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнооб­разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

Человек может рассматри­ваться,

- во-первых, как представитель живой природы, биологический объект,

- во-вторых, как субъект сознательной деятельности,

 - в-третьих, как социальное существо.

 

 

 

Человек — это био-социальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность

Человек – это био-психо-социо-духовное существо.

Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего себя, свое бытие и место в мире.

 

 

2. Этапы формирования личности.

 

Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность <рождается> дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием <эффекта горькой конфеты>.

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него <горькой>.

О чем говорит этот факт»? Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив - взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой - выполнить условие взрослого (<социальный> мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка - свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что <узлы> личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия <завязывания> таких узлов.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!