Раздел 1. Общая характеристика социологических взглядов Р. Э. Парка и предпосылки формирования концепции маргинальной личности



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Направление: 39.03.01 Социология
Профиль: Социальная теория и прикладное социальное знание

 

 

Курсовая работа

Концепция маргинальной личности в социологии Р. Э. Парка

 

Студент 1 курса

Группа 13.2-904

«__» ___________ 2020 г. _____________    Гафурова Д.И.

 

Научный руководитель, к.с.н.,

доцент каф. общей и этнической социологии

«__» ___________ 2020 г. _____________     Егорова Л.Г.

 

 


Казань – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Общая характеристика социологических взглядов Р. Э. Парка и предпосылки формирования концепции маргинальной личности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……….……………7

Раздел 2. Концепция маргинальной личности по Р. Э. Парку…………………………………………………………...…………………12

Раздел 3. Развитие концепции маргинальной личности в работах последователей Р. Э. Парка……………………………………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………….....22

Список литературы…………………………………………………………..…..24


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается тем, что маргинальные группы в современном мире часто имеют ограниченные возможности влиять на институты и политику, определяющие их жизнь. А личности, которые в них входят, сталкиваются с системными препятствиями в процессе адаптации и интеграции в общественные институции.

Маргинализация – это процесс в современном обществе, где индивиды, находящиеся меж двух миров, лишены возможностей и результатов, которых они могли бы добиться в обществе. Маргинализация объединяет в себедискриминацию и социальную изоляцию. Это оскорбляет достоинство и отрицает права человека, особенно право жить как равные граждане. Изоляция удерживает слои населения от социального взаимодействия или изгоняет их.

Часто миграционный процесс, расширение культурных связей и доступность разнообразной информации во многих странах и у народов всех социальных классов приводят к различным человеческим явлениям, которые появляются на культурных границах. В сознании такого человека, оказавшегося на границе, переплетаются два и более «мира» культуры, часто осознание каждого из них несовместимо и противоречиво, а в сознании индивида возникает тем самым вдвое больше болезненных ощущений. Это может привести к таким проблемам, как внутренние конфликты, расовая и культурная дискриминация, трудности во взаимодействиях с отдельными людьми, группами, а также к сложностям адаптации и включения в различные социальные институты.

Поскольку в условиях современной городской жизни возникновение маргиналов является неизбежным из-за высокой социальной мобильности, доступного обретения контактов между людьми разных культур, то все перечисленные процессы нуждаются в осмыслении, дабы характеристики современной маргинальной личности стали понятны. У истоков социологического осмысления проблем маргинальной личности в современном обществе стоял американский социолог Роберт Эзра Парк, который в своих работах раскрыл сущность маргинальной личности и выделил ее характерные черты. Его работы актуальны и для нынешнего времени как всякие классические работы в социологии, к которым обращаются современные исследователи при возникновении теоретических затруднений и для прояснения своей собственной теоретико-методологической позиции.

Степень научной разработанности проблемы.В данной работе над поставленной проблемой наиболее активно использовалось изучение работ Р. Э. Парка о концепции маргинальной личности, такие как «По ту сторону наших масок», «Избранные очерки».Э. Стоунквиста, который как и Р. Э. Парк изучал маргинальную личность, но в отличие от своего коллеги сделал на психологическом состоянии индивида[1];Н. Дики-Кларка, дав в своей интерпретации маргинальности статусы – когда маргинальные люди принадлежат к определенной страте, из-за которой возникает пропасть между маргиналом и обществом[2]. Также, для исследования поставленной проблематики, были изучены работы таких современных авторов, как О. В. Каштанова пишет в своей работе о том, как возникло понятие маргинальное, какие существуют классификации маргинального, а также как это понятие развивается в ходе культурного конфликта[3]; В. А. Луков пишет в своей статье о тезаурусном подход, в котором он рассматривает чужаков ввиде маргиналов и дает анализ работам Г. Зиммеля, А. Шюца и других[4]; М. Д. Напсо в центр изучения статьи ставит современную проблематику маргинальности, рассматривая ее социальные причины, особенности возникновения маргинальной личности в среде[5];Ж. Б. Онзимба Ленюнго, в своей статье писал о том, что концепия маргинальной личности в Америке значительно обусловлена психологическими факторами[6]; Н. А. Шалагинова в центр изучения статьи ставит проблематику возникновения и обусловленности в современности маргинальной культуры[7].

Объектом исследования является концепция маргинальной личности.

Предметом исследования являются особенности концепции Р. Э. Парка о маргинальной личности и развитие идей о маргинальной личности у его последователей.

Цель работы – раскрытие содержания концепции Р. Э. Парка о маргинальной личности, а также выявление направления развития его последователями.

Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, были сформулированы основные задачи:

1. Анализ социологических взглядов Р. Э. Парка и предпосылок формирования концепции маргинальной личности.

2. Изучение концепции маргинальной личности Р. Э. Парка и определение сущности его теоретического подхода.

3. Исследование вклада последователей Р. Э. Парка в развитие концепции маргинальной личности.

Структура исследования. Курсовая работа изложена на 25 страницах печатного текста, состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы. Во введении обозначена актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования, обозначены объект и предмет. В первом разделе проанализированы социологические взгляды Р. Э. Парка и описаны возможные предпосылки формирования концепции маргинальной личности. Во втором разделе рассмотрены особенности концепции маргинальной личности, выявлена специфика теоретического подхода Р. Э. Парка к исследованию маргинальности на основе анализа его работ. В третьем разделе изучены работы других западных социологов, относящиеся к проблематике маргинальной личности. В заключении представлены результаты исследования с соответствующими выводами. Список литературы состоит из 13 наименований.


Раздел 1. Общая характеристика социологических взглядов Р. Э. Парка и предпосылки формирования концепции маргинальной личности

Роберт Эзра Парк является одним из лидеров Чикагской школы социологии. Он был известен как социолог-теоретик, разрабатывающий теории касательно урбанистики города, изучавший человеческую экологию и вместе с тем, посвятивший ряд работ расовым отношениям в социуме. Из его работ самыми явными являются такие, как «Социология и современное общество», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Введение в науку социологии», «Социальная экология», «Город: предложения по изучению человеческого поведения в городской сфере».

В 1928 году Р. Э. Парк начинает изучать такое понятие, как «маргинальный человек». Данная проблема была разработана им еще когда он занимался иммигрантами, приехавшими в Соединенные Штаты. Там иммигранты чувствовали себя в отрыве от всего общества, они находились в некотором кризисе, что был свойственен им в этой ситуации, потому что их сопровождало чувство одиночества и то, что социум отказывался их принимать. В связи с этим, Р. Э. Парк разработал понятие о «маргинальной личности» – это такой человек, вынужденный находится в отрыве от двух миров: от того, из которого он прибыл и того, в котором он не был принят.

Р. Э. Парк черпал свое вдохновение к изучению общества из еще тогдашней репортерской работой и исследованиями, которые он вел под руководством Д. Дьюи. Его репортерское прошлое помогло во многом ему в создании теорий и идей, а интерес к общественному мнению помог раскрыть его как будущего социолога. Анализ и систематизация данных в социуме – это те вещи, которыми гордился Р. Э. Парк. Его разработки были направлены на различные концепции к понимаю социального мира.

Вместе с Э. Берджессом Р. Э. Парк занимался исследованием городского пространства Чикаго. Ими было сделано предположение, в основе которого стояла мысль о том, что городская среда имеет сходные черты с природной. Они выделяли понятие о конкуренции, назначая ее особенной силой. В обществе преобладала конкуренциями между различными группами: шла борьба за разделение земли и других ресурсов. Данное явление стало основой разделения города на экологические ниши.

Разработка приведенной теории позволило основать другую теорию – «цикл расовых отношений». Цикл можно разбить на четыре стадии: контакт, стоявший на первом месте, с него начинался сам цикл; затем конфликт; позже наступала стадия приспособления, где одни индивиды доминировали над другими и, наконец, ассимиляция, которой все и заканчивалось.

Также Р. Э. Парк занимался другой теорией, разработав методологию в социологии, названную «социальной экологией». Еще в статье 1936 года «Социальная экология» Р. Э. Парк вводит определенный принцип программы, поставив проблематику всей социальной экологии: «... существует ли, помимо социальной организации, система жизненных функциональных связей между людьми, которая может быть описана как симбиотическая, или экологическая»[8]. А также, им были разработаны следующие фундаментальные понятия «сеть жизни», «конкуренция», «симбиоз», «биотическая основа общества», «социальное равновесие» и др[9].

Р. Э. Парк видел в антропологическом подходе модель для исследования иммигрантов в городе, в частности потому, что характеристика антропологии состоит в изучении культуры и культурного разнообразия, а также, прежде всего, потому что он узнал себя больше в антропологическом, индуктивном подходе к социальным и культурным фактам, чем в спекулятивной социологии своего времени.

Р. Э Парк стремится понять, что происходит с человеком, который проходит процесс аккультурации из-за миграции и который сталкивается с множественными пристрастиями. Р. Э. Парк очень заинтересован в вопросе двойной принадлежности конкретного отдельного мигранта, с одной стороны, к вселенной его культуры и обществу происхождения, а с другой стороны – к вселенной культуры и принимающего общества. Он хочет понять, что происходит в самой интимной части человека, который переживает эту ситуацию двойной принадлежности. И именно для того, чтобы учесть особенности личности этого человека, он в 1928 году создал концепцию «маргинального человека».

Проблемы Р. Э. Парка здесь очень близки к проблемам североамериканской культурной антропологии и, в частности, к течению «культура и личность», которое стремится думать об артикуляции между культурой и человеком. Но Р. Э. Парк не придает чрезмерного значения культуре происхождения группы, к которой принадлежит мигрант, в формировании своей личности. Для Р. Э. Парка именно миграционный опыт и, в частности, опыт участия в двух различных культурных вселенных, но в контакте из-за миграции, является решающим в построении его личности.

Статья 1928 года «Миграция людей и маргинальный человек», в которой впервые использовалась фраза «маргинальный человек», стала поворотным моментом в мышлении Р. Э. Парка. До тех пор Р. Э. Парк придерживался модели этнического развития, называвшейся плавильным котлом, о слиянии различий, и считал, что будущим для иммигрантов обязательно была ассимиляция. По общему признанию, его концепция ассимиляции, которую он изложил в своей знаменитой теоретической диаграмме, которую он назвал «цикл расовых отношений», была более сложной, чем то, что обычно понимается.

Концепция маргинальности, сформулированная Р. Э. Парком в «Миграции и маргинальном человеке», реконструирована с целью создания более сложной общей теории маргинальности. Р. Э. Парк считал, что маргинальность возникает тогда, когда люди в группах мигрантов из-за предубеждений не могут полностью принять доминирующую культуру. Здесь утверждается, что маргинальный человек, взяв на себя элементы доминирующей культуры, также не может без изменений вернуться в свою первоначальную группу. Таким образом, маргинальный человек попадает в структуру двойной амбивалентности: он не может ни уйти, ни вернуться в исходную группу; не в состоянии ни слиться с новой группой, ни отбросить ее. Маргинальные люди обычно реагируют на это поле сквозного давления в четырех направлениях, которые здесь называются ассимиляцией, возвращением, равновесием и трансцендентностью.

В конце 1920-х Р. Э. Парк начал сомневаться в реальности американского плавильного котла. Рост ксенофобии в Соединенных Штатах, а также расизм против растущего числа небелых иммигрантов подрывают его уверенность. Позже, в конце тридцатых годов, Р. Э. Парк представит «цикл расовых отношений» только в качестве одной из гипотез, объясняющих будущее иммигрантов: помимо ассимиляции, которая не обязательно имеет место, он будет рассматривать также образование «меньшинств».

В своей статье 1928 года Р. Э. Парк начал с наблюдения, что миграционные явления создают не только демографические и географические проблемы, но также культурные и психологические проблемы. По его словам, факт миграции является фундаментальным для объяснения эволюции культур. Он утверждает, что исторически весь прогресс культуры начинается с нового периода миграции. Он писал, что то, что является новым в наше время, так это то, что мобильность людей увеличивается, в то время как коллективная миграция народов значительно уменьшается. Для Р. Э.  Парка результатом этой двойной эволюции является формирование нового типа личности, личности, которую он определяет, как «маргинального человека».

Таким образом, Р. Э. Парк в своих работах рассматривал город. Он писал о том, что тот состоит из постоянного напряжения между подвижностью и фиксацией, местом оседлого проживания, но также и местом интенсивной циркуляции, между космополитизмом и местными корнями, между центральностью и жизнью соседства. Подобно видам животных и растений в ситуации конкуренции на одной и той же территории, городские пространства и человеческие сообщества, которые их занимают, постоянно переопределяются в соответствии с процессами, аналогичными процессам, определенным естественной экологией (вторжение, симбиоз).

Создавая новые идентичности и новые связи, большой город склонен ставить социальные отношения под знаком мобильности, сдержанности и удаленности. Также американский социолог уделяет особое внимание фигурам иностранца, иммигранта, «маргинального человека». О маргинальной личности он пишет, как о личности, которая не способна или не желает принять господствующую культуру. Маргинальная концепция по Р. Э. парку – это концепция о человеке, который вынужден находиться в стороне: рожденный в одной культуре он не может найти себя в новой, абсолютно чуждой ему.


 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!