Техника перцептивного взаимодействия. Приемы установления взаимопонимания:

Курс: Основы педагогического мастерства

Тема: Педагогическая техника и ее компоненты

1. Сущность педагогической техники.

2. Компоненты педагогической техники.

Литература

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88с.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 252с.

3. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. / Педагогический практикум. – М.:Просвещение: Владос, 1995. – 240с.

4. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: «Гном-Пресс», МГПО, 1999. – 192с.

5. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр. «Педагогический поиск», 2001. – 176с.

6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). – М.: МИПКРО, 1992. – 88 с.

7. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: ПОР, 2000. – 250с.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический», 2007. – 180 с.

9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учеб.для студ. образоват. учреждений средн. проф. образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2009.- 256 с.

 

Важная  роль в становлении и формировании высокого уровня профессионализма учителя принадлежит педагогической технике. Без педагогической техники, без владения умениями управлять собой и взаимодействовать с другими, педагог не может использовать себя самого в качестве средства обучения и воспитания.Педагогическая техника– важнейший элемент в структуре педагогического мастерства, включающий  комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать ичувствоватьсвоихвоспитанников.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».
Ю.П. Азаров понимает ее как «совокупность средств, приемов, с помощью которых мастер-воспитатель добивается необходимого воспитательного результата; техника – это составная часть мастерства. Мастерство проявляется в том, как ведет себя педагог, как владеет своим голосом, в каких границах позволяет себе техника проявить гнев, радость, сомнение, требование, доверие, как он умеет обращаться к коллективу и к ребенку».

Для достижения цели педагогической деятельности учителю необходимо овладеть комплексом следующих умений:

– техника и культура речи (постановка дыхания, голоса – его сила, интонационная окраска, тембр, дикционная четкость произношения речи, ее темп и ритмика);

– умения управлять своим организмом для выразительной презентации учебного материала, чувств и отношений к нему и участникам педагогического процесса через мимику и пантомимику;

– профессиональнаясаморегуляция психических состояний учителя,(снятие психофизических напряжений, зажимов, создание в себе творческого рабочего самочувствия);

– педагогическое общение и организация воздействия на личность и коллектив в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая техника помогает преподавателю:
Во-первых,
- глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с детьми все лучшее, профессионально значимое в его личности;
- освободить время и силы педагога для творческой работы,
- позволить в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.
- позволяет быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях,
- способствует росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых,
- оказываетпозитивное воздействие на дальнейшее формирование личностных качествучителя ажная особенность педагогических техники состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога; зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей).

 

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера.Самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отборвыразительных средств.

В-третьих,
- наиболее полно раскрывает нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

  Педагогическая техника – не главный элемент в структуре педагогического мастерства, однако недостаточная ее сформированность, пренебрежение ею приводит к тому, чтопедагогическое мастерство не находит внешнего выражения и не проявляется в учебно-воспитательной деятельности педагога. Основными ошибками учителя, не владеющего педагогической техникой, являются неумение наладить общение с учащимися, сдерживать свои отрицательные эмоции или, наоборот,невнятная речь, приводящая к неумению рассказать, доказать, убедить; чувство страха перед аудиторией, проявляющееся в излишней скованности или развязности,в монотонности речи или заикании и т.д.

2.Компоненты педагогической техники.В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением(поведенческие):

- умение владеть своим организмом (мимика, пантомимика);

- управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
- обладание социально - перцептивными способностями (внимание, наблюдательность, воображение);
- обладание искусством техники  речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения(организационно-обучающие):

- дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
-технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.

Каналы коммуникации. Вербальное и невербальное общение. В чем разница? Средства доставки информации партнеру по коммуникации. Виды невербального общения мимика, пантомима (язык тела, рук, ног), визуальное общение (глаза),проксемика(формы организации общения в пространстве и времени).Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова.

Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства.
Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Педагогу следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой.Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия.
Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

Структура общения:

1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.

2. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Техника перцептивного взаимодействия. Приемы установления взаимопонимания:

а. Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека.

б.Эмпатия — другое, близкое по содержанию к идентификации, явление, понимаемое как "вчувствование", умение распознавать эмоции окружающих, откликаться на них, стремление эмоционально его понять и эмоционально откликнуться на его переживания.

в.Рефлексия(позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

г.Экспектация[от англ. expectation — ожидание] комплекссоциальных ожиданий, представлений о том, каким образом другой личностью должны исполняться определенные предписания, действия.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи педагога детьми тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 80% всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия детьми учебного материала зависит от совершенства речи педагога.Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом.
Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории.
Голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей.Голос способен выражать мысли и чувства человека.
В педагогической деятельности чрезвычайно важно:

- говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируястихиипрозу;

- владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях.
Овладеть техникой речи - значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Орфоэпия в переводе с греческого обозначает "правильная речь". Орфоэпия-раздел фонетики, которыйохватывает всю фонетическую систему русского языка. Предмет изучения данной науки - нормы произношения слов. Разделы: 1.Нормы произношения согласных и гласных звуков. 2. Произношение слов, которые заимствованы из других языков. 3. Произношение некоторых грамматических форм.

Очень много людей сегодня не понимают значение слова «орфоэпия» и не уделяют ему особого внимания. В своем общении они используют диалект, на котором говорят многие жители той местности, в которой они проживают. И в результате неправильно произносят слова, ставят ударение не на те слоги, на которые нужно. Очень часто при общении можно определить род деятельности человека и его интеллект. Образованные люди произнесут [докумЕнт], а не [докУмент], как нередко можно услышать на улице.

Роль дыхания и дикции. Ди́кция (лат. dictio — произношение) — ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи. Особенно большое значение имеет для оратора, лектора, певца, актёра и так далее. Дикция - это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.
Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на:
- органические (их исправлением занимаются логопеды);
- неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений);
- связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти);
- нечетким произнесением согласных («каша во рту»).
Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.
Тренировать голос помогут скороговорки и упражнения, цель которых - отработка четкости и правильности произнесения звуков, активизация артикуляционного аппарата.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

И,в заключение,  приведем слова А.С. Макаренко «Мастерство воспитателя не является каким - то особым искусством… но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

 

Продумайте ответы на следующие вопросы:

 

1. Существует ли взаимосвязь педагогической и актерской деятельности.

2. Раскройте сущность системы К.С Станиславскогои урок.

3. В чем заключается мастерство учителя в управлении внутренним эмоциональным состоянием.

4. Определите понятие «педагогическаяимиджиология».

5. В чем проявляется мимическое искусство педагога.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!