Методика исполнения упражнений у станка



Введение в предмет

    Народный танец – дисциплина предметной подготовки, изучаемая на протяжении всего периода реализации программы обучения педагога дополнительного образования в области хореографии.

    Обучение народной хореографии является важной составляющей в формировании профессиональных навыков и умений будущего руководителя детского хореографического коллектива.

Цель обучения – изучение народного хореографического искусства во всём его многообразии.

Задачи обучения:

1. Знакомство с национальными танцевальными традициями различных народов.

2. Формирование и совершенствование танцевальных навыков и умений в области народного танца.

3. Формирование лексического багажа для самостоятельной творческой деятельности студентов.

4. Развитие творческого потенциала студентов.

Курс обучения включает в себя разнообразный танцевальный материал: танцы народов России, Прибалтики, Молдовы, Венгрии, Польши и т.д. Урок народного танца состоит из упражнений у станка, упражнений на середине зала, танцевальных этюдов. На каждом уроке изучается новый танцевальный материал. 

Из истории развития народного танца.

Важнейшей составляющей неповторимого и уникального облика любого народа мира является его народное художественное творчество. Важной частью художественной традиции и творческой деятельности народов является фольклорный национальный танец.

Танец это вид искусства, в котором основой для создания художественного образа является движение, жесты, положения тела танцора. Истоки народного танца связаны с самыми глубинными процессами, происходящими в жизни того или иного народа. Танец возник с появлением первых людей. Через танец люди всегда выражали свои чувства, танец служил средством общения людей с окружающим миром. Так народы, занимающиеся животноводством, отражали в танце свои наблюдения за животными, необычайно выразительно и образно передавая характер и повадки зверей и птиц. Примером тому служат старинные обрядовые танцы многих народов мира: танец бизона у североамериканских индейцев, якутский танец медведя, памирский танец орла, русские танцы «журавель», «гусачок».

Источником, питающем искусство народного танца, является трудовая деятельность народа. В тематике трудовых танцев находит отражение разнообразные трудовые процессы, их отдельные этапы, связи между людьми в труде, отношения людей к труду. Например: танец жнецов у латышей, гуцульский танец дровосеков, белорусский «лянок», молдавский «поама» (виноград) и т.д.

Источником содержания народных танцев служит также домашнее хозяйство. Широко известны танцы этого плана у многих народов: «плетень», «капустка», «улица», «сени», «ворота», «веретено», «колесо». Уже само название танцев говорит о том, что лежит в основе их образности, пластики, настроения. Характерной чертой народного танца является его коллективность.

Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился, изменения социального строя, условий жизни меняли его характер и тематику. В народном танце прославляются лучшие черты национального характера и темперамента, создавшего его народа. «Мазурка» воплощает польский характер, «полька» с её отрывистым ритмом, лучше всего выражает характер чешского народа, «чардаш» отражает особенности венгерского национального характера, с его открытыми эмоциями, сочетающими тоску и бурную страсть.

В народном танце, в результате длительного процесса возникла целая система танцевальных движений, свой художественный, выразительный и уникальный язык пластики человеческого тела. Танцевальные движения – это гармония движений ног, рук, головы и корпуса, с помощью которых выражается образ, действие, чувство. Содержание национальных танцев и их образность передаётся с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных каждым народом на протяжение веков.

Будущему хореографу, руководителю танцевального коллектива важно изучать лексику народных танцев, овладевать их выразительными средствами, чтобы затем, в самостоятельной творческой деятельности создавать художественные образы, прославляющие лучшие национальные черты народного характера и прекрасный окружающий мир.

        

Методика исполнения упражнений у станка

Экзерсис у станка на уроке народного танца и русского танца состоит из 9 упражнений, которые исполняются в следующем порядке:

1. приседание;

2. скольжение стопой,

3. малые броски;

4. круг носком и каблуком по полу;

5. веревочка;

6. каблучное;

7. дробь (flik-flak);

8. adagio;

9. большие броски.

Используемые сокращения:

р.н. – рабочая нога,

о.н. – опорная нога,

л.н. – левая нога,

п.н. – правая нога,

л.р. – левая рука,

п.р. – правая рука,

муз.р. – музыкальный размер,

исх.п. – исходное положение.

Музыкальный размер:

муз. размер 4/4, темп медленный, счет 1 такта – раз, и, два, и, три, и, четыре, и.

муз. размер 2/4, темп быстрый, счет 1 такта – и, раз, и, два.

муз. размер 3/4, темп умеренно-быстрый (вальсообразный),
счет 1 такта – раз, два, три.

муз. размер 6/8, темп быстрый, счет 1 такта – раз, и, два, и, три – четыре, пять, шесть.

«и» - слабая доля такта;

затакт «раз» - сильная доля такта.

1. Приседание малое и большое – муз.р. 4/4, темп медленный. Методика исполнения упражнения полностью совпадает с методикой исполнения demi grand plie. В классическом танцев народном танце приседание исполняется по I, II, IV, V выворотным и I, II, IV, V, VI невыворотным позициям.

2. Скольжение стопой по полу с переводом ноги с носка на ребро каблука – муз.р. 2/4, темп быстрый, исх.п. V.

 1 такт – раз, и, два, и; р.н. выводится через скольжение стопой на носок, стопа вытянута и занимает выворотное положение.

2 такт – р.н. переводится на ребро каблука, сохраняя выворотное положение, стопа сокращена.

3 такт – р.н. возвратилась на носок, стопа вытягивается, сохраняя выворотное положении.

4 такт – р.н. через скольжение стопой по полу закрывается в исходную V позицию.

3. Скольжение стопой по полу с отрывом опорной пятки
муз.р. 2/4, темп быстрый; на вступление пятка о.н. отрывается от пола, колено сгибается, колено р.н. – прямое.

1 такт – р.н. выполняет скольжение стопой от себя и выводится на носок в выворотное положение, стопа вытянута. Одновременно пятка о.н. опускается на пол, колено выпрямляется. Таким образом, колено р. и о. ноги вытянуты.

2 такт – р.н. выполняет скольжение к себе и закрывается в V позицию, одновременно пятка о.н. отрывается от пола, колено сгибается. Таким образом, обе ноги занимают исх.п.

4. Малые броски – движение с отрывом опорной пятки,муз.р. 2/4, темп быстрый, исх.п. V, на вступление выполняется маленькое приседание, пятка о.н. отрывается от пола.

1 такт – р.н. через скольжение стопой по полу исполняет бросок, фиксируя высоту ноги в воздухе 350 четко и резко; стопа вытянута, одновременно пятка о.н. опускается на пол, колено согнуто.

2 такт – р.н. через скольжение по полу закрывается в V позицию, колено сгибается, одновременно пятка о.н. отрывается от пола. Таким образом, обе ноги возвращаются в исх.п.

5. Круги носком и каблуком по полу – исполняется на полкруга, до положения ноги в сторону и в полный круг до положения ноги назад. Муз.р. 4/4, темп медленный. Исх.п. V, на вступление р.н. исполняет скольжение в сторону и через небольшой мазок носок к себе на sur le cou de pied условное сзади.

Круг носком по полу.

1 такт – р.н. опускается на внешнее ребро стопы, колено вытягивается, стопа обхватывает пятку о.н., голова поворачивается к станку.

2 такт – р.н. внешним ребром стопы скользит вдоль о.н. и выводится на мизинец, накрест о.п., стопа р.н. скошена, корпус сохраняет противоход.

3 такт – р.н. с мизинца переводится на носок и начинает чертить дугу от себя,  стопа принимает выворотное положение, р.н. доходит до положения в сторону и останавливается.

4 такт – р.н. через мазок носком к себе закрывается в положение sur le cou de pied сзади.

Круг каблуком по полу.

Исполняется на ½ круга. Муз.р.4/4, исх.п. – тоже самое.

1 такт – р.н. исполняет движение как в 1 такте.

2 такт – р.н. внешним ребром стопы скользит вдоль стопы о.н. и выводится на ребро каблука, вперед и накрест о.н., одновременно колено о.н. сгибается, исполняется приседание, плечо и бедро о.н. сохраняет неподвижность, т.е. противоход.

3 такт – р.н. чертит дугу ребром каблука,  принимая выворотное положение, закрывает движение направление в сторону колено о.н. сохраняет приседание.

4 такт – р.н. через мазок носком к себе закрывается  в положение условное sur le cou de pied сзади, одновременно колено о.н. выпрямляется.

Круг носком и каблуком по полу «восьмерка»- муз.р.4/4, исх.п. и вступление – те же самые.

1-4 такт – р.н. исполняет движение №5, только нога доходит до направления в сторону и останавливается. 

5 такт – р.н. переводится на внешнее ребро стопы и скользит вдоль о.н. сзади, р.н. выводится на мизинец сзади и накрест о.н., стопа скошена, колено вытянуто, одновременно о.н. исполняет приседание.

6-7 такт – р.н. переводится с мизинца на носок и чертит дугу сзади до направления в сторону, стопа постепенно принимает выворотное положение, колено о.н. вытягивается.

8 такт – р.н. через мазок носком к себе закрывается в положение условное sur le cou de pied сзади.

6. Малое каблучное – движение с отрывом опорной пятки.

Муз.р. 2/4, темп умеренно-быстрый; исх.п. V, на вступление исполняется маленькое приседание, пятка о.н. отрывается от пола.

1 такт – р.н. прижимается к щиколотке сокращенной стопой, одновременно пятка о.н. ставится на пол.

2 такт – р.н. открывается на ребро каблука в направлении вперед-
в сторону-назад, колено вытягивается, стопа в выворотном положении сокращена, одновременно пятка о.н. ставится на пол.

3 такт – р.н. прижимается к щиколотке сокращенной стопой, колено сгибается, одновременно пятка о.н. опускается на пол.

4 такт – р.н. опускается в V позицию на всю стопу, одновременно пятка о.н. отрывается от пола.

7. Большое каблучное – движение с отрывом опорной пятки.

Муз.р.2/4, исх.п. и вступление – то же.

1 такт – р.н. с вытянутой стопой исполняет  passé retere, одновременно пятка о.н. ставится на пол.

2 такт – р.н. открывается выворотно от колена на 900 в направлении вперед-назад - в сторону, колено вытягивается, стопа сокращается.

3 такт – р.н. опускается на пол на ребро каблука выворотно, одновременно пятка о.н. отрывается от пола.

4 такт – пауза.

5 такт – р.н. поднимается на высоту 900 стопа сокращена, одновременно пятка о.н. ставится на пол.

6 такт – р.н. сгибается в колене, стопа вытягивается, нога приводится в положение passé спереди или сзади.

7 такт – р.н. исполняет retire и опускается на пол в V позицию, одновременно пятка о.н. отрывается от пола.

8. Flik - flak – мазки носком по полу  от себя и к себе, исполняются из VI позиции прямо; из V позиции вперед-в сторону-назад. Бывают простые и двойные. Flik-flak из VI позиции прямо. Муз.р. 2/4, темп быстрый, исх.п. VI, на вступление р.н. прижимается к щиколотке о.н. сбоку сокращенной стопой.

1 такт – р.н. исполняет мазок носком по полу от себя, в любой момент мазка стопа расслаблена, р.н. поднимается вперед на 45о, стопа вытянута.

2 такт – р.н. исполняет мазок носком по полу к себе, в момент мазка стопа расслаблена, р.н. прижимается к щиколотке сокращенной стопой.

Flik-flak с двойным мазком – муз.р., исх.п. и вступление те же.

«И, раз» – р.н. исполняет двойной мазок носком по полу от себя и к себе и возвращается в исх.п., т.е. прижимается сокращенной стопой к щиколотке, в момент мазка стопа расслаблена.

 «И, два» - пауза.

9. Движение группы adagio – муз.р. 4/4, 3/4, темп медленный, движение этой группы изучаются на уроке классического танца, танцевальные комбинации на уроке народного танца состоят из разновидностей движений, танцевальных элементов.

10. Большие броски – муз.р. 2/4, темп быстрый. Движения изучаются на уроке классического танца, танцевальные комбинации на уроке народного танца состоят из разновидностей движений танцевальных элементов.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!