Духовная культура и традиционные верования

История происхождения народа.

Имеется несколько гипотез происхождения чувашского народа. Большинство ученых придерживается следующей версии.
Тюрко-язычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, на территории между Тянь - Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь, еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбишным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.

В начале новой эры они стали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2 - 3 вв. н.э. Северного Кавказа.
В 30 - 60 - х гг. 7 в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось. В 70-х гг. серебряные (нухрат) болгары переселились в Волго - Камье.

После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Среднем Поволжье возник болгарский Союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена.
В конце 9 в. союз перерастает в раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарск. Луки на яге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.
В 10 начале 13 в. процессе объединения болгарских и суварских племен, ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность.
В 1236 Волжская Болгария была разгромлена монголо-татарскими войсками под предводительством хана Бату. Территория Среднего Поволжья включается в Золотую Орду как Болгарский улус.
Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной Чувашской республики.

На территории современной Чувашии, а также в приказанско - заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения болгаро-чувашей с марийцами, к концу 15 в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая болгарский язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши.
В конце 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г.Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей в состав Русского государства.

 

 


 

Ремёсла

Издревле у чувашей было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот. Ремесленники выплавляли металл, в том числе сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение и т. д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой.
Чуваши сами ткали полотна и сами шили себе одежду, поэтому наряды получались очень красочными: с вышивкой и ажурами.

 

Пища

 В пище чувашей преобладали растительные продукты. Разнообразны были жидкие блюда - супы, похлебки с клецками, щи, готовили каши из разных круп, толокно, вареный картофель. Из муки выпекали хлеб, обычно ржаной, пироги с разной начинкой – крупой, капустой, ягодой и др., варили кисель. Иногда готовили хуплу – запеченное между двумя блинами мелко нарубленные мясо или рыба. Значительным было потребление овощей – капусты, лука, репы, редьки и др. Дикорастущих трав – щавеля, борщевника, крапивы. С сер. 19 в. значительную роль стал играть картофель. Нечастыми на столе были молочные блюда – кислое молоко, пахтанье, творожные сырки, а особенно мясные. Готовили шартан – колбасу из овечьего желудка, начиненного мясом и салом, а также другие виды колбас с начинкой из круп, мяса, крови. Восточные чуваши в качестве обрядовой пищи употребляли конину, свинину. Масло, дичь, рыба, мёд дополняли стол. Лакомством были сваренные вкрутую и поджаренные на масле куриные яйца. Разнообразны были напитки – кислое молоко, пахта, заимствованные квас и чай, из алкогольных – медовый напиток, брага, пиво.

 

Духовная культура и традиционные верования

Обрядность жизненного цикла у чувашей содержала много архаических элементов. Так при рождении ребенка пуповина мальчика отрезалась на топорище, а девочки – на прялке, младенца кормили медом и маслом, особым обрядом его передавали под покровительство духа домашнего очага. Общение молодежи было свободным, что однако не приводило к распущенности. В хозяйственных интересах у чувашей поощряли ранняя женитьба сыновей и позднее замужество дочерей, поэтому нередко невеста была старше жениха на 8-10 лет. Свадьба в среднем продолжалась 4-14 дней, она проходила в домах невесты и жениха и сохраняла многие традиционные элементы: обращение старшего дружки с приветствием к родителям невесты, «выкуп ворот» при въезде во двор невесты, закрывание ее лица головным покрывалом перпенчек, ритуальное хождение новобрачной за водой и др. Языческие обряды производились и во время погребения: умерших хоронили в деревянных колодах, в которые клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили антропоморфный памятник, доставление которого на кладбище имитировало похороны.

Среди многочисленных календарных праздников чувашей можно отметить масленицу, весенний праздник жертвоприношения солнцу, богу Тура и предкам, который потом стал совпадать с Пасхой, и другие. Многие магические обряды были непосредственно связаны с производственной деятельностью. Так во время массового падежа домашнего скота от болезни производилось ритуальное очищение домашних животных путем прогона между двух костров, огонь для которых добывался трением.

Среди различных жанров фольклора особое развитие у чувашей получили песни – застольные, гостевые, свадебные и др., которые исполнялись под различные музыкальные инструменты – волынку, дуду, пузырь, гусли, позднее гармонь и скрипку.

Истории чувашей нашего села.

Как уже было выше сказано, в нашем селе живёт этот чудесный народ. К сожалению, многих уже нет в живых.

 Козлова Александра Яковлевна. В Бурлук она приехала 18 сентября 1961 года вместе с мужем Николаем Трофимовичем по приглашению его брата на заработки. С тех пор здесь и проживала. В те времена в нашем селе процветал колхоз, и Александра Яковлевна устроилась телятницей. В Бурлуке у неё родилось четверо детей : Елена, Владимир, Наталья и Сергей.
 Баба Шура единственная представительница среди чувашей нашего села, которая вышла замуж по чувашскому обряду.
 У бабы Шуры было много костюмов, которые сейчас находятся в Котовском Краеведческом музее.

 Александр Васильевич и Зинаида Антоновна Никифоровы.
 Приехали они в наше село в августе 1977 года. Но на своем веку побывали во многих городах России, прежде чем остаться в нашем Бурлуке. Рассказывают, что в те времена в сельском колхозе все было хорошо и зарплату во время давали, и работников уважали. Зинаида Антоновна долгое время работала телятницей и свинаркой, а на пенсию ушла в 1992 году.
 Она настоящая мать - героиня! У неё есть медаль. Зинаида Антоновна родила пятерых сыновей: Николая, Сергея, Александра, Владимира и Евгения. Александр Васильевич жив ,а Зинаида Антоновна умерла.

 Мария Федоровна и Петр Васильевич Прокопьевы. Приехали они в 1985 году. Долгое время работали на ферме, потом ушли на заслуженный отдых. У них пятеро детей: три дочки и два сына. Мария Федоровна тоже имела медаль «Мать - героиня». Когда она рассказывала  о своей жизни, то всегда пела частушки на чувашском языке. Говорила, что у них было традицией собираться на посиделки. Они пели разные песни про любовь, про жизнь. Петр Васильевич подыгрывал на гармони. А когда они были помоложе, то выступали в сельском клубе. Осенью этого года и их не стало.Но в нашем селе живут их замечательные дочери: Нина Петровна и Антонина Петровна. Эти две замечательные женщины чтут и соблюдают традиции своей национальности.

Заключение.

Чуваши - это маленький народ, но с очень богатой историей и интересным происхождением. Этот народ имеет огромное значение для России и мира в целом. Он еще раз доказывает, что существовать могут не только крупные национальности, но и маленькие, даже самые неприметные.
В заключении своей работы хочу сказать о том, что история любого народа по - своему интересна. Религия, ремесла и обычаи имеют огромное разнообразие, поражают своей красотой  и непредсказуемостью. Не стоит забывать о маленьких народах и народностях, потому что их истории - это часть огромного мира людей. Каждая из них внесла свой вклад в развитие общества, а без него не существует Всеобщей Истории.


  

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!