Тема: Джон Фаулз между реализмом и постмодернизмом (роман «Коллекционер)
Тема: Роман «Миссис Дэллоуэй» как памятник модернизма
План работы:
1. Эстетический манифест Вулф - статья «Современная художественная проза».
а) Писатели «материалисты» и писатели «спиритуалисты» - в чем различие их позиций, по мысли В.Вулф? Просьба подобрать цитаты из статьи.
б) «Подлинная жизнь» и задачи романиста.
2. Понимание «реальности» Вирджинией Вулф.
3. Утверждение новых принципов художественной изобразительности в романе «Миссис Дэллоуэй».
а) Особенности художественной организации времени и пространства
б) Композиционные «скрепы» романа: что создает ощущение целостности и единства художественного мира? С помощью каких приемов Вулф обнаруживает особые связи в хаосе эпизодов?
в) Тема Клариссы и тема Септимуса Смита. Их связь и взаимодействие.
г) Особенности психологизма Вулф. Приемы передачи «потока сознания». Изображение «людского потока».
д) «Второстепенные персонажи» и приемы их изображения. Насколько корректен применительно к художественной концепции Вулф термин «второстепенные персонажи»?
Литература:
- В. Вулф. Миссис Дэллоуэй
- В. Вулф. Современная художественная проза. В инете: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/dudova-mihalskaya-trykov-modernizm/virdzhiniya-vulf-sovremennaya.htm - Выписать цитаты в соответствии с пунктом 1.
Обязателен к конспектированию один из нижеуказанных источников, или статья или видеолекция:
- М. Брэдбери. Вирджиния Вулф. В инете: http://magazines.russ.ru/inostran/2002/12/br31.html
|
|
ИЛИ
- А. Аствацатуров. Лекция о В. Вулф (видеозапись).
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%92%D1%83%D0%BB%D1%84&path=wizard&parent-reqid=1463939175332752-401998810987591039349424-man1-1216&filmId=d1iy9BCdUXI
____________________________________________________________________________________ Семинар 2
Тема: Поэтика и проблематика романа Э.Хемингуэя “Прощай, оружие!”
План работы:
1. Анализ вводных абзацев романа:
а) голос лирического героя, его личность в стиле повествования,
б) система мотивов в этой вводной части романа в сопоставлении с поэтикой романа в целом,
в) характер восприятия войны.
2. Война и мотивы любви в первой части романа:
а) лирический герой среди “героев кодекса”,
б) любовь и “кодекс”,
в) ранение и роль этого эпизода в сюжетном развитии романа.
3. Любовь и изменение позиции героя во второй части романа.
4. Отношение к войне в третьей части:
а) эпизод с отступающими войсками,
б) эпизод с двумя девушками и мародерами,
в) эпизод расстрела.
5. Эволюция позиций героя от первой к последней части.
6. Общие особенности поэтики лирической прозы Хемингуэя.
Литература:
- Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. М.,1982. (Глава о Хемингуэе).
|
|
- Лекции А. Аствацатурова https://vk.com/audio?performer=1&q=Андрей%20Аствацатуров и
https://vk.com/audio?performer=1&q=Андрей%20Аствацатуров
____________________________________________________________________________________Семинар 3
Тема: Поэтика романа У.Фолкнера "Шум и ярость"
План работы:
1. Фабульный материал и его организация в романе. Художественная необходимость и смысл этой организации.
2. Повествовательная позиция каждой части романа и их художественная содержательность.
3. Проблема и образ времени в романе.
4. Человек и мир в особенностях субъективной организации повествования Фолкнера.
(Особенное внимание на занятии будет уделено вопросам №№ 2 и 3)
Литература:
- У. Фолкнер. Шум и ярость
(необходимо сделать конспект одной из перечисленных ниже книг или видеолекций):
- Анастасьев Н.А. Владелец Йокнапатофы. М., 1991 (Глава «Самое лучшее поражение») http://www.kulichki.com/moshkow/culture/litstudy/anastasiew/Anastasiev_Vladeletz_Yoknapatofy.txt
- Злобин Г. Падение дома Компсонов. - Предисловие к роману //Иностранная литература. - 1973. - №1.
- Толмачёв В. М. У.Фолкнер: Многообразие романтизма // Толмачёв В. М. От романтизма к романтизму. — М., 1997.
Видеолекции:
· Видеолекция Ю. Каминской: http://www.lektorium.tv/lecture/14186 - простовато, но доходчиво (смотреть с 23-й минуты)
|
|
· Видеолекции А. Аствацатурова: https://www.youtube.com/watch?v=d8Tk3lZiL5Ahttps://www.youtube.com/watch?v=d8Tk3lZiL5A
____________________________________________________________________________________ Семинар 4
Тема: Проблема человека в романе А.Камю "Чума".
План работы:
1. Экзистенциалистское решение проблемы человека. Сущность экзистенциального действия, понятия абсурда и бунта, соотношение рационального и иррационального, индивидуального и социального в поведении человека. Экзистенциализм и проблема личного выбора.
2. Альбер Камю: от «Постороннего» - к «Чуме»
3. Жанровая специфика и стиль романа. Жанровые структуры романа-хроники, романа-притчи, философского романа, идеологического романа, романа-мифа. Содержательность художественной формы романа.
4. Социально-исторический и метафизический смысл образа Чумы.
5. Общий характер постановки проблемы человека. Императив моральной ответственности человека
6. Спор доктора Рие и Панлу.
Литература:
- А.Камю. Чума. Миф о Сизифе.
- Лекция О.Ю. Пановой из цикла «Западная литература XX века» (Экзистенциализм. Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Лекция - 12) https://www.youtube.com/watch?v=V2Hx9SF0vFI&list=PLve86Uo20sGb7C3eQeB-CNEBHBXXVBbdf&index=13 (на обязательное конспектирование)
- Великовский С. Проклятые вопросы Камю. http://www.philology.ru/literature3/velikovsky-89.htm
|
|
- Ерофеев В. Мысли о Камю http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-franciya/erofeev-mysli-o-kamyu.htm
- Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.
____________________________________________________________________________________ Семинар 5
Тема: Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества". Особенности поэтики романа
План работы:
1. Особенности творческого пути Маркеса. Понятие «магического реализма» (материал о маг реализме очень внятно, хотя и коротко, изложен в видеолекции Кофмана).
2. «Сто лет одиночества» как обобщение судьбы латиноамериканского континента. Национальная мифологема одиночества (эпопея о роде и трагедия одиночества). Эпопея о роде, переживающем трагедию одиночки.
3. Основные сюжетные линии романа, отражение в них мифологических представлений и архетипов.
4. Особенности изображения пространства в романе
а) образ Макондо.
б) Макондо как «земля обетованная».
в) Способы моделирования пространства.
5. Особенности изображения времени в романе
а) образы времени в романе
б) историческое и метафизическое время.
в) технический прогресс,
г) проблема смены поколений и цивилизаций
6. Основные проблемы романа: родовой замкнутости, любви и брака, личности и цивилизции, биологического, материального и духовного в развитии личности.
7. Особенности поэтики романа: соединение возвышенного и низменного, комического и трагического; карнавальность текста; соединение эпических, мифологических и библейских элементов.
Литература:
- Г.Г. Маркес. Сто лет одиночества
- Земсков В. Гарсия Маркес: Очерк творчества. – М., 1986. Глава ««Для великого смеха всех грядущих поколений», или Роман о конце одиночества». http://marquez-lib.ru/library/markes-ocherk-tvorchestva4.html
- Вераксич И.Ю.: Зарубежная литература. ХХ век Курс лекций. Лекция № 26. Литература Латинской Америки. http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-26.htm
- Казанкова К. Фольклорно-мифологический аспект творчества Габриэля Гарсиа Маркеса (рассказы 1940—60-х гг., роман "Сто лет одиночества"). Глава «Фольклорно-мифологический характер сюжетно-композиционной основы романа «Сто лет одиночества». Пруденсио Агиляр и Мелькиадес», можно также посмотреть главу «Авторская мифология Г.Г. Маркеса» http://marquez-lib.ru/library/folklorno-mifologicheskiy-aspekt.html
- Кофман А. Истоки магического реализма. Видеолекция // http://postnauka.ru/video/21287
____________________________________________________________________________________ Семинар 6
Тема: Джон Фаулз между реализмом и постмодернизмом (роман «Коллекционер)
План работы:
1. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел
2. Семантика названия и основная проблематика романа. Проблема искусства, свободы и духовной тирании. Сюжетно-композиционные особенности романа, особенности повествовательной манеры.
3. Образы рассказчиков.
4. Интертекстуальность: шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии сюжета. Роль парафраза из «Бури» Шекспира
5. Роль контраста в романе
Литература:
- Д. Фаулз. Коллекционер
- Андреев Л. Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) http://www.philology.ru/literature3/andreyev-01.htm
- Храпова В. В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза "Коллекционер" http://www.philology.ru/literature3/khrapova-02a.htm
- Терновая Т. Ю. Шекспировские мотивы в романе Джона Фаулза «Коллекционер» http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/76158/11-Ternovaya.pdf?sequence=1
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!