Новгородская архитектурная школа

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Каменное строительство как наследие Византии начинает развиваться на Руси после принятия христианства, то есть с конца Х века. Было бы абсолютным заблуждением считать, что дохристианская Русь не имела опыта в строительстве, однако, следует отметить, что в силу, прежде всего, географических условий, на русской равнине издревле в строительстве использовали дерево. Помимо этого, как и многие народы на раннем этапе своего развития, восточные славяне создавали земляные и глинобитные сооружения. Возникшая в древнейшие времена традиция деревянного зодчества, окажется столь прочной, что никогда не будет изжита в России, а пластические формы деревянной архитектуры окажут значительное влияние на русские традиции каменного строительства.

Крещение Руси было ознаменовано строительством в Киеве первой каменной церкви в честь Богородицы в 989-996 годах. Для возведения храма князь Владимир пригласил "от грек" мастеров, а княжеская "десятина" доходов была выделена на содержание церкви, поэтому ее стали называть Десятинной. Во время взятия Киева войсками Батыя в 1240 году Десятинная церковь рухнула, поэтому об облике этого первого каменного христианского храма мы можем судить только по археологическим данным. Церковь была достаточно вместительной, богато отделанной мрамором, мозаиками, фресками. Территория ее, по-видимому, была обнесена стеной с торжественно оформленными воротами, а недалеко от храма были сооружены каменные палаты для официальных приемов. Так, на рубеже Х и ХI веков в Киеве был создан первый на Руси ансамбль монументальных построек, выделивших столичный город среди всех остальных русских городов.

После смерти князя Владимира Русская земля оказалась разделена его сыновьями на две части. Территория к востоку от Днепра отошла к Мстиславу, а к западу – Ярославу /впоследствии прозванного Мудрым/. Христианство продолжало укрепляться, поэтому в обеих частях развивалась практика каменного строительства. Мстиславом был сооружен Черниговский Спасский собор/ 1036г./ , а в Киеве Ярослав в 1037 г. стал возводить собор Святой Софии. Обе постройки сохранились до наших дней, однако София Киевская неоднократно перестраивалась и за этими подновлениями частично утрачена чистота ранних архитектурных форм. Черниговский Спасский собор является древнейшим полностью сохранившимся памятником каменного зодчества на Руси.

 

Собор Святой Софии Киевской. Современный вид.

Анализ первых каменных построек на Руси дает основания утверждать, что в их художественных образах развивалась традиция византийского столичного зодчества. По замыслу строителей, а ими были византийские артельщики, облик храма должен был подчеркнуть идею величия христианской православной церкви, а вместе с тем и божественное происхождение княжеской власти.

Первые русские каменные храмы были торжественно-монументальны. Их отличали большие, даже грандиозные, как, например, София Киевская, размеры.

 

 

Собор Святой Софии Киевской. Реконструкция.

Вместительность храма могла быть увеличена за счет галерей – Софийский собор в Киеве был опоясан ими с трех сторон – вероятно, за счет такого архитектурного решения разрешалась проблема все более увеличивающейся потребности, принявшего христианство населения, в культовых постройках. Внешний облик храмов напоминал византийские образцы не только своей внушительностью, но и характерной фактурой фасадов. По константинопольской традиции на Руси основным материалом в каменном строительстве был особый кирпич - более плоский и чуть больших размеров, чем привычный для нас, – плинфа, который клали на раствор розоватого цвета. Кладка исполнялась в технике скрытого ряда, при которой на фасадную поверхность выходили не все ряды кирпичей, а через ряд, тогда как промежуточные ряды плинф несколько отступали от фасада и были прикрыты снаружи слоем раствора. Такая кладка создавала чрезвычайно живописную полосатую поверхность стен.[1] Киев. Церковь Спаса на Бересте.11 век.

Русь восприняла у Византии и традиции пышного внутреннего убранства храма. Интерьеры Киевского собора Святой Софии сохранили значительную часть своего первоначального великолепия. Мерцающее золото мозаик, яркие фрески, предметы декоративно-прикладного искусства создают божественно прекрасный ансамбль торжества христианства. Возможно, человек, попавший в столь удивляющий художественным многообразием мир – мистически полузатененный внизу и с залитым

светом подкупольным пространством – особо чувствовал непостижимое величие христианства.

Характерной особенностью первых русских христианских храмов было то, что они строились с хорами (верхней открытой галереей, балконом внутри храма). Обычно во время службы князь с семьей и приближенными находился на хорах. Важно отметить то, что хоры постоянно использовались и для светских церемоний княжеского двора. На хорах Святой Софии Киевской князь мог принимать знатных гостей, здесь хранилась знаменитая библиотека Ярослава Мудрого. Таким образом, изначально русские православные храмы соединяли в себе традиции религиозной и светской культуры. Это вывод может подтвердить и тот факт, что на территории, прилегающей к Софийскому собору в Киеве, археологи обнаружили остатки митрополичьей усадьбы, хозяйственные постройки и даже маленькую кирпичную баню.

 

Вид на хоры. Собор Св. Софии Киев

 

 

Интересной особенностью первых русских православных храмов явилась их многокупольность– Десятинная церковь имела 25 куполов, Святая София Киевская

 

 

– 13, Спасский собор Чернигова – 5. В современной литературе нет однозначного объяснения этого феномена, безусловно, можно утверждать одно, что многоглавие способствовало формированию особо пластичного, декоративного художественного образа.[2]

После завершения строительства Киевского собора Святой Софии артель константинопольских мастеров построила еще два больших собора в крупнейших городах Руси – Новгороде и Полоцке. Новгородский собор Святой Софии (1045 – 1050 гг.), несмотря на значительный урон вовремя Великой Отечественной Войны, сохранил свой первоначальный облик.

 

 

Новгород. Собор Св. Софии.

 

Храм в Полоцке практически не сохранился. Несомненно, что существует кровная связь между этими храмами и киевскими, взятыми за образец. Формально Новгородская София меньше размерами, ее интерьеры чуть скромнее, например, здесь нет богатых мозаик, кладка стен соединила дорогую плинфу, которую привозили из Киева, и местный известняк, поэтому пришлось затереть стены известковым раствором, что изменило византийскую традицию. Тем не менее, в облике Святой Софии Новгородской сохраняется тот же величественно-торжественный византийский образ..

Итак, каменное строительство на Руси начинается с принятия христианства и развивается, прежде всего, как храмовое. Помимо этого, по всей видимости, та же константинопольская артель возвела в Киеве несколько дворцовых, представительских зданий и знаменитые Золотые ворота, названные по аналогии с константинопольскими. Киевские Золотые ворота, игравшие роль главного въезда в город, представляли собой красиво украшенный башенный проезд с небольшой надвратной церковью. Ворота, конечно же, имели фортификационное значение, но еще более важно было продемонстрировать этим образом преемственность византийских идеалов и даже, может быть, пригласить к сравнению их. Ни одна из светских построек раннего киевского периода не дошла до нас. В настоящее время в Киеве на подлинном месте древних Золотых ворот построили современную стилизацию торжественного въезда в древнерусскую столицу.

Феодальная раздробленность, начавшаяся в конце ХII века, в определенной степени способствовала становлению самобытных русских архитектурных школ. Их своеобразие выражалось в выработке стилевого единства в декоративном оформлении построек, иногда в способах каменной кладки, размерах. К этому времени, по-видимому, значительно увеличилось число артелей, занимавшихся строительством, причем это были не только иноземные мастера, а и собственно русские. Художественное творчество по созданию новых храмов, палат, княжеских дворцов зачастую зависело от политических амбиций заказчиков, финансовых возможностей и традиций социальной жизни.

В ХII веке выработался характерный русский тип крестово-купольного храма.1

Смоленск. Церковь Петра и Павла 12 век.

Как правило, это четырехстолпное, одноглавое сооружение со шлемовидным куполом, поднятом на высоком барабане. Алтарная часть - апсида2- часто состояла из трех частей, своеобразных лепестков (так называемая -строенная апсида). В такой форме алтаря, дома Бога видели символ троицы – триединого Бога. Стены храма членились лопатками – узкими, плоскими вертикальными выступами – соответственно разделению внутреннего пространства на нефы3. В четырехстолпных храмах мы видим трехнефное деление. Перекрытия в домонгольских храмах представляли собой сложную конструкцию, рисунок которой определяли полукруглые завершения верхней части стен – закомары. Такие перекрытия назывались позакомарные. В целом, сформировался образ храма, который за счет своих плавных линий, смягченных форм воспринимался чувственно. К этому следует добавить, что русские мастера умели подчеркнуть певучую красоту своих творений, выигрышно вписывая их в окружающую природу.

 

 

Новгородская архитектурная школа

Общие черты по отношению к древнерусской архитектуре «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки... но себе на уме... В его зодчестве такие же... простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силу­эты, энергичные массы». Общие закономерности, зависящие от единства происхождения, сходства социального развития и непосредственных культурных связей между русскими землями, определили общность путей развития русской архитекторы в целом при всем многообразии направлений, в которых эта общность получила отражение. Распространен крестово-купольный тип храма.
Принципиально отличительные черты от других школ Для понимания причин становления особой отличной от других архитектурных традиций необходимо понимание социального и политического положения Новгорода как обособленной области. Напомним, что в XII веке Новгород становится республикой, свободной от княжеской власти. Возглавляют область бояре и архиепископ, но большую роль также играют ремесленники и торговцы. Те же сословия определяли принципы монументального зодчества: зодчие возводят небольшие домовые (боярские) четырехстолпные храмы или же приходские церкви. Упрощается не только общая композиция и масштаб сооружения, но также внутреннее пространство: оно становится более лаконичным и просторным, столбы не крестообразные, а квадратные в плане, упрощаются хоры. Нередко к храму примыкает дополнительный объем – придел, посвященный покровителю заказчика. Отличается также техника кладки: вместо плинфы (плоского кирпича) используют известняковые плиты, затираемые с фасада раствором, во избежание выветривания. Ряды плит прокладывают рядами кирпичей (в целях выравнивания фасада). В рамках описанной техники мастера отказались от сложных декоративных элементов фасадов, оставив наиболее простые в исполнении. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Цвет купола также важен в символике храма. Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался тем самым влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.
Влияние традиций школы на дальнейшее развитие архитектуры Постепенно влияние типов и отдельных форм архитектуры Москвы усиливается, что приводит в Новгороде к отказу от традиционного одноабсидного решения алтарной части и замене его на трехабсидное, а также к появлению в Новгороде и Пскове пятиглавых храмов (а в Новгороде - и трехглавых). Большое значение имело появление трапезных с церквами в новгородских и псковских монастырях: их тип и декорация были попросту перенесены из архитектурной практики Северо-Восточной Руси. Следует отметить, что в 1530-1540-е гг. московское влияние шло часто не напрямую из Москвы, а транслировалось через зодчество Ростовской епархии, развивавшееся в близком к Новгороду Белозерском крае. После разгрома Новгорода в 1569 г. и серьезного ослабления обоих центров в конце Ливонской войны пути новгородской и псковской архитектурных школ разошлись: в Новгородской земле мастера в монастырских постройках конца XVI в. продолжали традицию местного варианта "грозненского стиля", но архитектурное качество форм было уже во многом утрачено, а во Пскове произошло возвращение к чистой местной традиции, что привело к появлению ряда архаичных памятников. К рубежу XVI-XVII вв. Новгород хотя и сохраняет "особность" своего зодчества, но превращается по сути в провинциальные архитектурные центры Московского государства.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!