Эксапостиларий (см. Ексапостиларий)

Акафист

Акафист` - (неседальное пение - так называются в восточной церкви хвалебные песни в честь Иисуса Христа, Богоматери и святых, исполняемые молящимися стоя в храме целую ночь) - VI век - молитвословие, состоящее из 1 кондака - поется (рефрен - “Аллилуиа”); икосов (рефрен - “Радуйся, Невесто Неневестная”) и кондаков ( поровну по 12 )- читаются. Песен- 24 - количество букв греческого алфавита, с которых начинается каждая песнь в первом греческом Акафисте Божией Матери, составленном или Романом Складкопевцем, или константинопольским патриархом Сергием (современнику осады Константинополя в 626 году), летописцем осады Константинополя 626 года Георгием Писидским, т.е. древнейшим образцом считается Акафист Божией Матери, написанный в VII веке по случаю избавления Богородицей Константинополя от нашествия персов и аваров (император Ираклий). Состоит из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке греческого алфавита (кроме первого кондака) и оканчивающихся восклицанием “радуйся”. Поется на Всенощном бдении в субботу на пятой неделе Великого поста.

Жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина (первая строфа греч. - кукулий, русский - кондак).

Херетизмы - в каждом икосе - 12 херетизмов. объединены попарно изосиллабизмом, в церковно-славянской музыке - синтаксический параллелизм (“радуйся, тела моего врачевание, радуйся, души моея спасение”).

После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (например, икос 1 и 2 - Благовещение, догмат вероучения (например, икос 7- девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 -вочеловечивание бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (например, икос 12 - Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения) следует более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием “хере” - “радуйся”.

Становление греческого Акафиста идет до сих пор. На русской почве церковно-славянские Акафисты отступают от старых правил.

Добавились:

674 - 678 - от арабов - император Константин Погонат;

717 - 718 - от арабов, император Лев Исавр.

Византийский источник создания гимна - кукулий “Взбранной Воеводе” - 626 г. (вступительные строки к кондаку) - вместо “Повеленное тайно” (как тропарь).

Первоначально Акафист Пресвятой Богоматери исполнялся во Влахернском храме (кондак на Благовещение) - перенесенная память Благовещения. Триумфальный собор (692 г.) разрешил праздновать Благовещение, затем установился постоянный день - 25 марта. Суббота Акафиста - память персидской войны; окончательный день - Суббота 5-й седмицы - после XI века.

 

Антифон

Антифон - звучащий в ответ (противогласие); большей частью из ветхозаветных книг, на обоих клиросах попеременно возвещают главным образом пришествие Сына Божия на землю и все дела Его, а иногда (в дни двунадесятых Господских праздников) содержат объяснение празднуемого события.

Антифоны (особенно литургические) состоят из трех частей и поются в три раза в честь Святой Троицы. Предполагают - введен Игнатием Богоносцем, другие - Иоанн Златоуст, третьи - Ефрем Сирин (в сирийской церкви). 102, 145 псалмы;

Разновидности антифонов:

1) изобразительные  - поются на литургии перед малым входом и состоят: 1 - 102 пс., 2 - 145 пс. - изображение Спасителя; 3 -Блаженны - стихи евангельские, в коих Христос обещает блаженство за различные добродетели; поются во все Субботы и воскресные дни. в седмичные - когда бывает Богородичный праздник или святого с бдением и полиелеем или великим славословием в период пред и по празднества и пение Цветной триоди. В Часослове и в Ирмологии;

2) кафизмы - части кафизм, именуемые Славою, потому что Устав назначает стихи ее петь попеременно двум ликам;

3) вседневные - на литургии перед малым входом; состоят из стихов 9, 92, 98 пс. с припевами (Благо есть исповедатися Господеви и т.д.), и поются во все седмичные дни (от понедельника до пятницы), в которых не случится никакого праздника (содержатся в Апостоле и Ирмологии);

4) праздничные - поются на литургии перед малым входом и состоят из стихов пророческих и псалмов, приличных воспоминаемому событию, с особыми  припевами (Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых; или Рождейся от Девы; или Молитвами Святых Твоих). Поются только в первый день 8 Господских праздников (Воздвижение Креста, Рождества Христа, Богоявления, Входа в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятницы, Преображение Господня; во все Неделю Пасхи). Содержатся в Апостоле, в Минее, в Триоди.

5) молитвы  (или молитвы согласия) - молитвы 1, 2 и 3 антифона, читаемые на литургии иереем или архиереем во время пения антифонов;

6) степенны  - поются на утрени перед чтением Евангелия и суть песнопения в честь Троицы. Составлены - применительно к пятнадцати псалмам (от 119 до 133), называемых “песнями степеней”.

Апокриф

Ап óкриф - тайный, сокровенный - в церковной литературе имеет двоякое значение: тайные книги, или сочинение, происхождение которого неизвестно (подложное, неподлинное). Со временем эти значения слились - стали обозначать что-то дурное. Две группы: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет - неканонические тексты. Новый Завет - 4 группы: а) апокрифические евангелия; б) деяния апостолов; в) послания апостольские; г) апокрифические апокалипсисы.

Апостол –

Апо́стол — многозначный церковный термин

Апо́стол (др.-греч. ἀπόστολος — «посол») — один из учеников Иисуса Христа

«Апостол» — богослужебная книга, включающая часть книг Нового Завета

Апостол — ранг в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

Величание

Велича́ние (воспевание, хвала, возвеличение, именование, кликание, прославление, возвеличивание) — ритуальное восхваление. В христианстве — стих в честь Иисуса Христа, Богородицы или святого.

Гимн

Гимн (др.-греч. ὕμνος) — песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество)

Глас

Глас - особенные напевы в церковной голосовой музыке, заимствованные из греческой гармонии пения, всех гласов - 8. Каждый глас имеет свой оттенок в переливах голоса и направлен к выражению и пробуждению в христианах достойный чувствований к Богу:

1 - торжественный - прогоняет леность, сон, смущение;

2 - кротость - утешает и отгоняет печаль;

3 - бурный - духовная брань;

4 - двоякий: радость - печаль, действие благодати;

5 - успокаивает душевное волнение, плач о грехах;

6 - благочестивые чувства;

7 - мягкий, трогательный, призывает просить о милости;

8 - вера в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души.

Догматик

Догматик - стихи в похвалу Пресвятой Богородицы, где упоминаются догматы (учение о вере)

Евангелие

Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, благовестие) —

1) Благовестие Христово (апостольское, христианское (1Кор.15:1)) о наступлении Царства Божия, о спасении человеческого рода от греха и смерти;

2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа.

Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие обозначает проповедь самого Иисуса Христа (Мф.4:23; Мк.1,14-15), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести.

Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными.

«ЕВАНГЕЛИЕ (Мк.1:1 и др.) – слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть… Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Евхаристия

Евхаристия (благодарение) - этим именем называется приношение великой жертвы - Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно и самая жертва сия, т.е. так называются:

1) литургия, на которой приготовляется хлеб и вино (Святые Дары) и пресуществляются в истинныя тело и Кровь Христа, Сына Божия;

2) самые Тело и Кровь Христа.

Святая Евхаристия есть:

1) благодарственная жертва за святых, т.е. чрез нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знаменем креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно, - что воспринял их от нас в церковь первородных, и успокоил в свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам в предстательство и помощь пред Своим престо-

лом. В таком смысле совершается приношение жертвы о святых, по чину литургии св. Иоанна Златоуста, по чину Вас. Великого и св. Иакова - вспоминают святых; 

2) умилостивительная жертва об усопшем, она приносится об отпущении грехов усопших в вере и надежде Воскресения в жизнь вечную;

3) очистительная жертва о живых, т.е. о всех живых христианах.

Ексапостиларии

Ексапостиларии - (высылаю, посылаю) - буквально -посылаемый тропарь, читаемый или поемый в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона,. В другие дни вместо ексапостилария в то же время на утрени читаются тропари, называемые светильнами.  Строфа тропарного типа, которая на утрени поется перед хвалитными псалмами (пс. 148 - 150) с их стихирами. Для исполнения высылается из среды певцов один певец на середину храма или амвон.   

Содержание отвечает только у воскресных ексапостилариев, где говорится о послании Апостолов на проповедь - связаны с 11 воскресными Евангелиями и соответствующими евангельскими стихирами. 

Ектения

Ектения - протяженность - протяженно совершаемое моление, содержащее в себе разные прошения, из которых каждое заканчивается пением “Господи, помилуй”; “Подай, Господи”; “Тебе, Господи”. В этом пении главным образом и состоит протяженность этого рода молений.

Задостойник

Задостойник - церковная песнь, которая на литургии может исполняться вместо “Достойно есть”.

В праздник Пасхи, во все двунадесятые - 1 января, в субботу Лазореву, в великий Четверг и в великую субботу уставом наложено петь на литургии вместо “Достойно есть, яко воистину” ирмос 9-й песни канона, положенного в те праздники, - каковые ирмосы называются задостойниками

Звоны

Звоны - см. колокола

Знаменный распев

Знаменный распев – основной вид древнерусского богослужебного пения.

Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.

Икос

Икос`- дом, сходство с кондаком по содержанию (икос читается всегда после кондака и никогда не читает один). Отличие - пространная песнь того же содержания (кондак - тема. икос - развитие). 

В Минее и Триодях икос находится в 6-й песне канона утрени.

Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Сходны по содержанию с кондаком, одинаковы по изложению, поются на один глас и оканчиваются большей частью одними и те ми же словами. По изъяснению св. Марка Ефесского, икосы получили свое название, так как пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преподобный Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Ипакои

Ипакои` -  (повиновение, послушание, внимание, внимательное слушание) - петь и слушать с особым вниманием. Песнопение, полагаемое в воскресные и праздничные дни на место седальнове (название - от способа исполнения - “слушать”, “отвечать”, “следовать”). Мелизматические.

Возможно, все присутствующие пели ипакои с канонархом.

Ипакои как седальны суть такие песнопения, которые поются сидя, как видно из названия. В наши дни обычно читаются - потеряло свое первоначальное музыкально-певческое значение.

Ипакои - такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обыкновенные седальны. Надо петь и слушать с особым вниманием - стоя, не послабляя телу, чтобы вместе с телом не ослабел во внимании и дух.

В литургии имеет значение припева с IV века.

Ирмологий

Ирмологий - отбор греческих образцов, собрание из всех богослужебных книг в одну книгу, все ирмосы по порядку 8 гласов. Зная глас канона, легко найти ирмосы всех его песен. Присовокупляются и подлинные тексты всех песен. взятых из Библии и расположенные таким образом, чтобы их удобно было петь, подобно антифонам, на обоих клиросах, по стиху на клирос, каковое пение называется стихословием песней. Другие прибавления к ирмологу сделаны для удобства чтеца, но не относятся к существенному содержанию этой книги.

а) Богородичны воскресны Октоиха 8 гласов - догматики вечерни - после стихир на “Господи, воззвах” и на стиховне; 

б) Богородичны 8 гласов, которые, когда есть “Слава” святому в Минее, поются на “И ныне”, по гласу тропаря, петого на “Славу” - “по гласу Славы”. Далее: песнопения утрени Троичны гласа; тропари по непорочных: воскресны и о усопших, полиелей и величания, антифоны степенны; песнопения пред чтением и после чтения Евангелия: прокимны воскресны утренние на 8 гласов. Песнь “Воскресение Христово видевше”, тропарь “Молитвами апостолов” (вместо тропари “Покаяния отверзи ми двери”), стихиры особые на некоторые Господние

и Богородичные праздники; песни Священного Писания (пророческие) - поются во время канона и др.

Нотный: ирмосы канонов по 8 гласам. Особо ирмосы канонов и трипеснцев на дни празднеств - праздников Рождества Христова и Богоявления. Припевы праздников - ирмосы и тропари на 9-й песни канона.

Ирмос

Ирмос`- ( связываю, соединяю) - первоначально так называлась строфа, соединяющая библейскую песнь с христианскими гимнами (ирмос - головной напев: библейская песнь - ирмос - христианский гимн).   

Затем так стали называть первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона.

Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самими оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале песни канона, чтобы по образцу его петь и прочие тропари, составляющие песнь. 

Таким образом, ирмос выступает как модель для тропарей.

Ввели Тимокл и Антим (Халкедонский собор - XII - XIII века). Канон - 9 песен - первая строфа - ирмос и 4 - 6 строф - тропарь.

В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее время - обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона - во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большей частью из песен ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий нового завета. В ирмосе прославляется священное событие или лицо: хвалитные; молитвенные

Силлабический принцип - заучивались наизусть до XII - XIII веков. Затем появился

 

Ирмологий -

кодекс на весь год - 8 гласов - в каждом по нескольку десятков ирмосов (нотный, богослужебный [тексты]). По 9 песен канона - в каждой песне: ирмос воскресного канона; ирмос праздника; седмичастные службы - октоих; “розники” - ирмосы неполных канонов и припевы к 9-й песне праздничных канонов.

Канон

Канон - два значения - 1) правило; 2) соединение священных песнопений в один состав;

из девяти песен (от библейских песен). Византия - первая половина VIII века: Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Иерусалимский (Майюмский); сирийцы. Период борьбы с иконопочитанием. Система осмогласия. 

Вторая половина XV века - новый русский стиль. Пахомий Логофет (Пахомий Серб) - монах из Афона - основоположник нового русского стиля канона. Около 20 канонов, витиеваты. XVI век - Маркелл Безбородый, Гермоген.

В похвалу святого или праздника церкви - хвалебные гимны.

Прерывается: после 3 песни: ипакои седальны 

после 6 песни: кондаки икосы

после 9 песни: светильны

ексапостиларии (перед великим славословием)

Со временем - 2-я песня вышла из употребления.

Композиция: 1 строфа - ирмос - затем он становится первым тропарем каждой песни канона; второй - шестой тропари - акростих (имя автора и идея произведения)

1 песнь: песнь пророка и боговидца Моисея . Поим Господеви, славно бо прославися

2 песнь: по образцу другой песни Моисея, которую он воспел по велению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние.

“Вонми небо и возглагомо...” Не соответствует духовной радости - в праздники опускается; только в период Великого поста.

3 песнь: благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила. “Сердце мое в Господе вознесеся рог мой в Бозе моем...”

Славит и благодарит - избавил от бесплодия.

4 песнь: молитва пророка Аввакума - жил задолго до Христа. духовно его созерцая.

5 песнь: молитва пророка Исайи - предсказание пришествия спасителя, просьба о ниспослании мира.

6 песнь: молитва пророка Ионы - избавил от смерти в чреве кита.

7 и 8 песни: благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи.

9 песнь: величает святую Деву Марию.

Каждое праздничное событие имеет 2 канона и более. На Руси - ирмос пели, тропари читали, исключение “Пасхальный канон”

Примечание: канон - музыкальная форма - 1300 “Летний канон” (Англия, аббатство Ридинг);

1400 - в культовой музыке; XV век - свободный канон; дифференциация канона и фуги - во 2-й половине XVII века; интерес в эпоху барокко (Бах); сохраняется интерес до настоящего времени.

Канонник

Канонник - книга с церковными песнями, канонами (установленье апостолов, вселенских и памятных соборов. о вере. о церковных обрядах). Кормчая книга содержит в себе каноны.

Из 9 песен - в четыредесятницу и пятидесятницу - из меньшего числа песен - 2, 3, 4. В таком случае подписывается - двупеснец, трипеснец, четверопесниц, то есть каноны бывают полные и неполные.

 

Катавасия

 Катавасия  - (схождение, выход, соглашение) - ирмос. во время которого сходятся на середине церкви, поется в конце песни канона.

Кафизма

Кафизма - (сижу, сидение, седальное) - Церковное чтение из Псалтири, положенное уставом, когда присутствующие имели дозволение сидеть. Псалтырь - 150 псалмов

- делятся на 20 отделов. или кафизм. Каждая кафизма делится на три части, или “Славы”, так как по прочтении всякой такой части кафизмы читается “Слава, и ныне”; Аллилуиа (3), на воскресной утрени - 2 и 3 кафизмы (15, 21, 23 псалмы - страдания, крестная смерть и Воскресение Господа). Чтение кафизм вообще посвящено страданиям Спасителя.

Кокизники

Кокизники - сборники попевок, самого основного, на чем зиждется знаменный распев.

Колядка

Колядка -

Кондак

Кондак - (собственно домик, ср. икос - дом) - похвала святому или выражение сути праздника. Отличие от икоса - не в содержании, а в изложении содержания - кондак есть краткая песнь; следует перед икосом - как бы приготовление к нему.

Кондак как жанр ранневизантийской гимнографии возник в V - VI веках, в VIII веке вытеснен каноном. Название “кондак” появилось только в IX веке. До этого тексты этого жанра назывались гимнами, псалмом, стихотворением, песнею, похвалой, молением.

Первоначально кондак являлся строфическим гимном, обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов (от 3 до 13) и по ритмической организации соответствующих стихов. Первые буквы икосов образуют акростих. После заголовка, содержащего название праздника или имя святого, акростих кондака и указания на мелодию, следует от 1 до 3 вступительных строф, называемых “кукулий” или “проимий”, метрически отличных от икосов. Вводная строфа кратко излагает главную тему и идею всей поэмы. Последующие икосы развивают эту тему, иногда даже в диалогической форме. Кукулий и кондак связаны между собой общим рефреном (припевом), который повторяется после каждого ирмоса. Последняя строфа содержит краткое описание воспеваемого события или лица и молитвенное обращение.

Кондак восходит к трем гомилетико-литургическим жанрам сирийской литературы: 1) мемра, прозаическая проповедь, ритмизованная средствами синтаксического параллелизма, произносившаяся на утреннем богослужении после чтения Св. Писания; 2) мадраша, силлабический гимн со сложной строфикой, обязательным припевом и часто с акростихом; 3) сугита, диалогическое песнопение с обязательным акростихом (последние два жанра предполагают наличие мелодии).

Использовались в творчестве Ефрема Сирина, сирийских церковных поэтов IV - V веков, которым следовал Роман Сладкопевец.

В генезисе кондака участвовали также рефренная псалмодия, восходящая еще к обиходу ветхозаветного храма, и синагогальная экзегетическая проповедь (мидраш), с которой связана гомилетическая установка кондака. Происхождение кондака предопределило его исполнение: будучи по существу поэтической гомилеей, кондак исполнялся солистом, припев пел хор или народ. Разновидностью кондака является акафист. С появлением канона (стал вытеснять кондак с VIII века) от кондака остались только две строфы, называемы “кондаком” и “икосом”, причем “кондак” соответствует старому кукулию. Кондак в нынешнем значении исполняется со своим икосом на утреннем богослужении после 6-й песни канона. В XI веке появилась мелизматика. Есть свидетельство о том, что певец, который должен был петь кондак, одевался в особую одежду, и после пения получал в награду монету.

Кондакарь

Кондакарь -  специальный певческий сборник. Появились в конце XI - нач. XII веков. До сих пор известно среди кондакарей русского происхождения лишь пять древнерусских кондакарей, снабженных особой певческой нотацией. Резко отличается от других записей - пелись в особой манере. В конце XIII века кондакарное пение постепенно теряет свое значение. нотация выходит из употребления и забывается. Кондак - буквальный перевод - деревянный валик, на который накручивается свиток, метафорически - сам свиток..

Благовещенский кондакарь. Два кондака Борису и Глебу. Дополнительные знаки - жестикуляция (хирономия - известны в Киевской Руси).

Концерт

Концерт - пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми).

Во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским.

Литания (лития)

Литания (лития) - коленопреклонение, усердное всенародное моление в притворе храма или даже вне его (на площадях, полях и т.д.), чтобы в этом молении могли принять участие все православные.

Литию обычно называют: 1) часть всенощного бдения, состоящая из пения так называемых стихир на литии и особых ектений и прошений, произносимых иереем или диаконом, на которые лик отвечает многократным“Господи, помилуй”.

Для пения литии священнослужители и певцы исходят в притвор или по крайней мере к западным дверям церковным; 2) литией называется кратное моление об усопшем.

Принцип литании (гомеровский) - повторение простой однообразной попевки.

Минеи

Минеи - каноны (на смену гимнам); помесячные службы по церковному календарю с 1 сентября. Существуют с XI века. Путятина минея (XI - XII века). Неподвижные праздники. Общая - песни в честь праздников Богородичных и Святых; месячная - на каждый день месяца, на весь год; праздничная - памяти (каноны, ирмосы) и службы святым. Минея - четья - житие святых в порядке празднования памяти их.

Обиход

Обиход - певческая книга, стабильные песнопения всенощной и литургии: великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебны, панихиды, погребения, некоторые песнопения октоиха. Главным образом - на всенощной.

Октоих

Октоих - богослужебная книга: восьминедельный цикл (осмогласие) - столп.  Составлен в VI веке патриархом Севиром (антиохийкий монофизит). Редакция - VIII век - Иоанн Дамаскин, дополнил собственными гимнами. Принят в Византии

в IX веке, дополнен - службы на 56 дней:

1) богослужения; 2) напевы - только воскресные службы.

До XVII века в одном переплете с Ирмологием и Стихирарем. XVII век - в одном переплете к Октоихом. 1772 г. - Москва - “Октоих нотного пения”

Октоих (древнерусский - Октай) - изменяемые молитвословия и песнопения - подвижные дни седмичного круга. 1 день по субботе.

Воскресение - “день Господен” “не делать” - “неделя”.

Будние дни - службы ликам, или чинам, святых.

Понедельник - в честь Небесных чинов бесплотных (после Божией Матери): Честнейший Херувим - первое место; Вторник - Иоанн Предтеча. в его лице всех пророков; Среда - совершается воспоминание предания Господа на смерть и бывают молитвословия и песнопения Животворящему Кресту; Четверг - святые Апостолы и Святитель и Чудотворец Николай. в его лице все святители; Пятница - воспоминание страданий Господа и смерти Его на кресте; Суббота - все преподоб-

ные мученики и все святые, служба за умерших. Молитвословии и песнопении в честь Матери Божией полагаются на каждый день седмицы, преимущественно в недели, среду, пяток - молитвословие Кресту. Вечерня, Повечерие, Утреня, Литургия. Для недель + малая вечерня и полунощница. 7 последований - один напев - ”глас”. 8 гласов - 8 седмиц, печатается в двух частях по 4 гласа. Присоединяются Канон молебный Пресвятой Богородицы (автор Лука Ласкарь). Поется на молебне об избавлении от скорби и печали, на утрени в праздники великих святых.

Молитвословия обозначаются по своему содержанию: “стихиры Бесплотным”, “канон умилительный”, слово “дне”: “тропарь дне”, “прокимен дне”; указывают на песнопение Триоди.

Пение октоиха начинается с понедельника после Недели Всех святых и оканчивается пред субботой Недели мясопустной. В Воскресение оно начинается с воскресного дня за Неделей Всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно.

Пение всех 8 гласов продолжается 8 седмиц и недель. Называется “столпом”. В году 6 столпов.

Когда начинаются - указано в Пасхами зрячий (в Типиконе) и в Псалтири следованной.

Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной Субботы и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели Всех святых.

Не поют - в двунадесятые праздники Господни, Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднества всех вообще двунадесятых праздников.

Осмогласие - термин русский, текст на 8 частей, 8 гласов. Число 8 - число Будущего Века и Вечности: вечное молитвенное предстояние человека перед Пресвятой Троицей. Пасха - печать Вечности на земле.

Должный порядок в богослужении. Священный ритм (глас); действенность - попевка  - актуальное переживание Вечности; невма  - жизненная конкретность.

Обрамление - единство и симметрия формы осмогласника. Напевы XVI века. C XVII века - “памятогласия” - тексты без певческих строк, вспомогательное средство для запоминания попевок.

Осмогласие - есть система, складывающаяся из 8 самостоятельных частей - гласов, из коих каждый представляет собой сумму характеризующих его мелодических оборотов - попевок, в совокупности своей образующих мелодическую суть знаменного распева. а тем самым и всего древнерусского церковного пения. В отличие от греков 4 согласия по 3 звука (по характеру и окраске звучности) - простое, мрачное, светлое, тресветлое (организация с музыкально-эстетической стороны). См. подробнее - Бражников. Ст.: с. 104 -105: строку, т.е. тон, хору задавал головщик.

Паремия

Пареми`я - нравоучительное слово, места из Священного Писания, читаемые на вечерне по входу.  Паремийник - праздничные паремии.

Песнь

Песнь - (песнь. пение) - Моисей по переходе через Черное море вместе с израильтянами воспел песнь Господу, в которой благославляет и благодарит Господа за чудесный переход через море и указывает на будущие события. Это образец ветхозаветных песней. По ее образцу в православной церкви составлены ирмосы и тропари первой песни каждого канона, и эту песнь, по свидетельству Апокалипсиса, вместе с песней в честь Христа будут петь в царстве славы избранники Божии. Пророчески обличительная песнь Моисея полагается в основание 2-й песни церковных канонов - воспевается только в каноне великого поста, как приличная дням поста и покаяния. Дар носяще песнь- приносится в дар песнь. Песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть - составлять песни, стройно сложенные трудно. Песнь восхождения - так подписаны 15 псалмов (119 - 131)- голосом возвышенным,

 на каждой из 15 ступеней храма. Возвращение израильтян из плена Вавилонского для воссоздания Иерусалима. Песнь песней - 20 книга Ветхого завета - царь Соломон.

Песнь - древнейшее определение - стихи на мелодии, стихи с музыкой - Алкей, Сафо, Анакреонт.

Эпикинии - победные песни - вокальные композиции разные по содержанию. “Духовные песни” - христианская эпоха - праздничные (аллилуиа). величальные.

Погласица

Погласица - система из нескольких разрядов (гласов) в русском пении

Подобен

Подобен - (от греч. προσόμοια (просомиа) – очень похожее) – богослужебное песнопение, мелодия и метрика которого подобны другой богослужебной песни. Подобен сам по себе не поётся (его возглашает кананарх), он лишь даёт певчим образец песнопения, мотив которого следует использовать.

Текст на подобен распевается на определенный глас (за исключением внегласовых песнопений). Т.е. у каждого из 8-ми гласов помимо самих гласовых мелодий существуют ещё дополнительные мелодии (самоподобны).

Подобны на гласы бывают: стихирные – предназначенные для распевания стихир, например: глас 1 «Небесных чинов»; кондакарные (тропарные) – предназначенные для распевания тропарей, кондаков, например: глас 3 «Дева днесь».

«Песнопение, которое само не служит образцом, но пользуется другим песнопением «самоподобным» образцом для себя». архим. Киприан (Керн)

Припев

Припев - стих из Псалтыри, прибавляется к стихире, например, в стиховне воскрес-

ной на вечерне после 1-й стихиры, ко второй - припевается - Господь воцарися, в лепоту облечеся и проч. Припевы эти - краткие прославления праздничного собы-

тия. Ипакои в литургии имеют значение припева, вошедшего в богослужебную книгу с IV века. Берутся в Октоихе. Большинство воскресных ипакои посвящены мироносицам или значению Воскресения Христова.

Причастен

Причастен, или кинони́к, или кино́ник — богослужебное песнопение на литургии в православной церкви, стих, взятый из пророков, который поется на клиросе во время раздробления Святых Даров и причащения священнослужителей.

Прокимен

Прокимен - (стихи предлежащие) - речитативное изложение начального словесного песнопения с завершением его мелодизированной попевкой. Схематизация к середине XVIII века. Суть краткие стихи из псалмов, предшествующие чтению Апостола, Евангелия и т.п. и служащие как бы предисловием тому чтению. Из греческого глагола - положенный есмь впереди; буквально - предлагаемый вперед поставляемый стих из псалмов Давида, приноровленные к значению праздника или дня, и сопровождаемый другим стихом, а иногда и многими стихами, которые служат ему пояснением. Прокимен поется следующим образом: сперва чтец громко произносит прокимен 1 лик его поет со словом певца, потом чтец сказывает следующий стих за прокимном, после сего стиха 2 лик повторяет пение прокимна, таким образом чтец сказывает стихи один за другим, а лики на каждый стих отвечают пением прокимна. По окончании стихом чтец сказывает половину прокимна, а лик поет другую половину.

Прокимен произносится перед чтением Священного Писания: паримий (пословица, притча), чтение пророчества о воспоминаемом в положенный день событии, указание на цель праздника с полиелеем или бдением, на великопостных часах (6), на царских часах. на утрени в великую субботу, при великом водоосвящении. при чтении Апостола и Евангелия.

Псалом

Псалом - текстовая основа псалмодии - один из измененных источников как древнеиудейской, так и христианской литургии. Причина: глубина и многообразие человеческих переживаний, нашедших выражение в этом типе поэзии. Нередко выполняли функцию бытовой повседневной лирикою Основа псалмодии. Двухчастность - параллелизм. “зерно” (versus - “стих”) - распадается на две части: 1 - до mediante; 2 - finalis, punctum. Если 1-я половина стиха очень длинна, то применяется нечто вроде расширения, вставки (flexa), взятой из “чтений” (путь к 3-х- частной форме). Разновидности псалмодии: 1. Cantus directeanus - уже в монастырском уставе Бенедикта или сопровождался письменным начертанием напева, только первые слова псалма; 2) Хоровая псалмодия (антифонная) - возрождение античного принципа “амебийности” - Сирия, Палестина, через Египет в Константинополь, оттуда в Милан и Рим (4 век н.э.).

Звучит - в introit`e (выход), в communio (причастие). Одна и та же мелодия антифона употреблялась с разными текстами: единство антифона - псалмодии и называют initium`ом (вводом). Сольная или респонсорная псалмодия. В основе не целый псалом, а одна - две строфы. Высшая ступень развития сольной псалмодии являются: градуальный респонсорий (graduale), трактус (tractus).

Псалом (песнь, песнопение - хвалебная песнь) - только те священные песни ветхозаветной церкви, которые собраны в одну священную книгу - Псалтырь. другие - просто песни (по образцу библейской или во славу Бога). Без подражания “Тебе Бога хвалим”. Псалмы есть превосходные излияния религиозного чувства - “тишина души”, орудие от ночных страхов и убежище от демонических сил.

“Псаллейн” - др.греч. - игра пальцем на струнном инструменте.

“Псалмос” - вибрация струны от щипка пальцем.

Языческие корни. Употребляется с принятием христианства. Еврейские гимны - Моисей (XIII век до н.э.); Ездра (V век до н.э.) - Псалтырь. Не путать с псалмами и песнями Соломона (ранняя христианская гимнография). Псалмы Давида - путь к грегорианскому хоралу - антифон - респонсорий. Отдельные выразительные стихи (антифон, градуал, трактус, аллилуарий). Средние века - поэтическая и музыкальная переработка; IX век - степенны - византийского гимнографа Феодора Студита; XIV век - многоголосные псалмы; XV век - гомофонный фобурдонный склад - Депре - псалмодические мотеты, расцвет - Лассо; XVI век - внекультовая музыка - Гомулка, Гудимель, Клемена - в быту; XVI - XVII века - концертный стиль - от Шютца к Баху; XVII - XVIII века - псалмодическая кантата - Перголези, Вивальди, Гендель и др. Англия - энсзем, Украина - Россия - псальм, партесные концерты - Бортнянский; XIX век - Мендельсон, Маршнер, Лахнер, Шуберт, Брамс, Лист, Брукнер, Регер, Стравинский:, Шенберг, Пендерецкий и др.

 Первоначально однозначны по содержанию. затем сфера расширилась. Принцип псалмодии - “эластичная” мелодическая формула, которая может быть приспособлена к разным стихам.

Структура псалма (зрелого): 1)начальный запев, ведущий к звуку, на котором начинает петься сам стих; 2) повторяющийся звук речитации (tenor); 3) серединная каденция - завершает первую половину построения; 4) цезура между двумя основными разделами; 5) видоизмененное повторение речитативной фразы; 6) заключительная каденция.

Стихи псалмов:

1. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.

2. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

3. С человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их.

4. Накажет мя праведник милостию и обличит мя: елей же грешнаго да не намастит главы моея.

5.Якоеще и молитва моя во влаговолениих их,пожерты быша при камени судии их.

6. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша, яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде.

7. Яко к тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тя уповах, не отыми душу мою.

8. Сохрани мя от сети, же составила ми, и от соблазн делающих беззаконие.

9, Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. (Псалом 140)

( Псалом 141)

Псальм

Псальм - 2 половина XVII века, Россия, Украина - от лат psalm (“псалмы Давида”) - предшествовал покаянный стих

Псалтырь

Псалтирь - музыкальный инструмент. Книга, приписываемая царю и пророку Давиду - 150 псалмов (ок. 72), Соломон, Моисей, сыны Кореевы, Асаф, Еман, Ефан (Идифум) и проч.

Разделение на 20 отделов - кафизм (с V века). Читается в течение недели; в Вели-

ком посту - дважды в неделю. Входит в состав каждой службы. Каждая кафизма делится на 3 части, или “Славы”, так как по прочтении всякой такой части кафиз-

мы читается “Слава и ныне”, “Аллилуиа” (3 раза). Псалтирь распета не ранее XV - XVI веков.

Литература: проф. И.Н.Корсунский. “Перевод LXX. Его значение в истории греческого языка и словесности”. М., 1898.

Светильны

Светильны -  стих, читаемый на утрени по окончании канона (когда начинало светать) - о свете невещественном. Молитва на вечерне (7 светилен, тайно) - возжигаются светильники. молят Господа о просвещении очей, сердец наших в познании истины, заповеди. 

Седальны

Седальны -  стих во время чтения которого позволяется сидеть монахам. После 3 песни канона.

Синаксарий

Cинаксарий - собрание в воспоминание о священной вечери и самое воспоминание священной вечери. Собрание историческое. Сведения о празднике или о святом. Книга Пролог. От недели мытаря и фарисея до недели всех святых - в триодях постной и цветной. Все праздники - синаксарии. В триодях - после 6 песни праздничного канона. Пролог - свод житий святых по месяцам.

Синапти

Си`напти - собрание, т.е. прошений. Так называется ектения, читаемая диаконом или иереем, при священнослужении. Разделяется синапти на великую и малую. Великая - молимся Богу о мире и мире, о св. церквах, о архиерее и о всем причте церковном, о царе и воинстве, о благорастворении воздуха, об изобилии плодов земных, о здравии негодующих, о сохранении плавающих, об освобождении пленных и проч.

Скиния

Скиния - (памятка. шатер) - место, где Господь свидетельствовал о Себе людям, сообщал им Свои откровения - место общественного богослужения евреев, походный еврейский храм, построенный по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае. Строителями скинии были Веселиил из колена Иудина, и Елиав и Аголиав из колена Данова. Во дворе жертвенник, умывальница. 4 покрывала: 1) из крупного виссона и шерсти голубого, червленного и пурпурового цвета с хирувимами; 2) из козьих кож; 3) из бараньих (красных); 4) тюлених кож (синих).

2 часть скинии отделена завесою от двора - святилище - светильник из чистого золота, устроенный наподобие древесного прямого столба, по сторонам которого выходили по три ветви с чашками, наподобие миндального ореха, с яблоком и цветами; в семи лампадах его беспрерывно горел чистый елей, выжатых из маслин.

Напротив него помещался продолговатый стол с ножками - трапеза, из дерева ситтим, обложенный золотом; на нем полагались менявшиеся каждую субботу 12 хлебов предложения, по числу колен израилевых, посуда. По углам - золотые кольца для продевания шестом. Против второй завесы стоял алтарь кадильный, с рогами на четырех углах.

3 часть скинии - Святая святых, куда входили первосвященники однажды в год в день очищения. Здесь ковчег завета из дерева ситтим. обложен золотом, крышка из золота с 2 херувимами. В ковчеге - скрижали - толкование литургии и других церковных служб; стамна (кувшин) с манной, жезл Ааронов. Скиния Моисеева была одна.

Аарон (1638 - 1515 до Р.Хр.) - старше пророка Моисея на 3 года. Моисей - вождь и законодатель еврейского народа. пророк, первый священный писатель. Родился в Египте до 1600 года до Р.Хр., жил 120 лет.

Символическое указание на присутствие Иегова среди Своего народа: двор и святилище - церковь ветхозаветная и новозаветная; Святая святых - небесную, торжественную; жертвенник - при входе во двор; умывальница - очищение - крещение; завеса - прообразовывала Христа - дверь открывающая верующим - вход в Царство Божие; алтарь - тело Христа нетленно; роги алтаря - символы Креста, 4 угла алтаря - сила христианства действует во всех сторонах мира; Золотой венец алтаря - прообразовывала Славу Христа; Хлеб - прообраз И. Хр., который есть Хлеб жизни, чистая мука - не имел грехов; Светильники - прообраз Христа - есть свет истинный, просвещающий каждого человека, приходящего в мир , чеканный, цельный, из золота (Един как Бог); Святая святых - символ неба, ковчег завета (пребывание и.Хр. не небе); Кольца, шесты - бесплотные духи, который служат Христу; стамна с манною - предызображала Христа, который есть хлеб небесный и ангельский; жезл Аарона и цвет; скрижали - Евангелие; Очистилица - очищение и оправдание всех людей перед Богом.

Первосвященник кропил крышку ковчега кровью животных - 1 раз в год.

Служебник

Служебник - содержит божественную службу литургии. Иногда называется Литургиарием.

Православная церковь - 3 литургии:

 св. Иоанна Златоуста; св. Василия Великого, Преждеосвященных Даров.

В нем печатается “Устав священнослужения” (есть также в Типиконе и Октоихе). Дополнительная часть - чины и молитвы, вместе со службами суточного круга. Это - чин благословения `колива в честь и память Господних праздников или святых. Чин над кутиею - в память усопших. Чин литии - по усопшим; молитвы по Причащении. Прилагаются краткие изменяемые молитвословия: отпусты, прокимны Евангелий, прокимны Апостолов, аллилуиарии, причастны литургии. Месяцеслов (по дням месяцев) святых, к нему присоединяются из Миней месячных прокимны, аллилуиарии, причастны. которые имеют отношение к памяти святых. Особый отдел - прокимны, аллилуиарии, причастны из Триоди, Октоиха, Минеи общей, Конец - “Известие учительное...”

Русская церковь заимствовала Литургиарион у греков “Молитвослов”, перевод братьев Кирилла и Мефодия. XII век Служебник новгородской Софийской библиотеки. Приведение к единообразию - Московский Собор 1655 года - в истинном смысле: устав священнослужителя, последования вечерни, утрени, или священной литургии (проскомидия), литургии (все 3), краткое Сказание, отпусты, Месяцеслов. 1656 - почти современный вариант.

Степенна

Степенна - антифоны - стихи на два хора; взяты из псалмов степенных - 18 кафизмы - “песни восхождения” - написаны во времена возвращения евреев из Вавилона. а потом пелись при восхождении по ступеням Иерусалимского храма.

Стихи покаянные

Стихи покаянные - новое явление в русской культуре XVI века - “слезные”, “умиленные”, “прибыльные”(добавочные, дополнительные) - от заупокойных, великопостных песнопений, покаянных стихир; поются на досуге, личный смысл, интимная лирика на почве церковных традиций; от 3-х до 7 стихов. Рукопись инока Елисея 1557 - 1558 гг. 41 стих. Окончательно сложились в XVII веке. Делятся - по гласам и по содержанию. Складываются циклы, новые разновидности.

Стихира

Стихира - греч. - то, что написано стихами - или стихотворение - вид тропаря, разумеются песнопения,по содержанию своему приноровленные к воспоминанию празднуемого события или к прославлению празднуемого святого. Если эти песнопения не всегда написаны стихами, и потому не всегда в этом отношении выдерживают название стихир, то они всегда поются со стихами псалмов, и в этом отношении всегда могут удержать за собой название стихир. Впрочем, и по внешней форме своей, или, по крайней мере, по напеву своему, они всегда суть стихиры, ибо составлены по определенному размеру и приноровлены к определенному напеву. Чтобы отличить одни стихиры от других, для этого каждому роду стихир дано особое название:

1) стихи на Господи воззвах, псалмы 129, 116. Поются за вечерней после пения Господи воззвах и поются всегда с одинаковыми стихами;

2) стихиры стиховны вечерния -поются после ектений вечерни, но не всегда с одинаковыми стихами, стихи этих стихир изменяются приноровительно к празд-

никам;

3) стихиры хвалитны, или на хвалитных, поются на утрени после псалма “Хвалите Господа с небес” пред славословием (великим) и поются всегда с одинаковыми стихами, псалмы 149, 150

4) стихиры стиховны утренние - поются, когда нет праздника, в конце утрени, после ектений;

поются со стихами не всегда одинаковыми: стихи эти изменяются в службу субботнюю; в праздники на утрени стиховных стихир не полагается, но тогда совершается лития и поются стихиры на литии.

5) стихиры на литии - эти стихиры стихов не имеют. В каждом исчислении рода стихир последняя есть  стихира Богородична , ибо она поется во славу Пресвятые богородицы, либо содержит в себе моление к Ней. Богородичные стихиры поются не со стихом псалма, а с припевом:“И ныне,и присно, и во веки веков, аминь”. В воскресные дни на хвалитных пред стихирою Богородичною поется стихира евангельская.

7) стихира евангельская с припевом:”Слава Отцу. и Сыну, и Святому Духу”. Она называется евангельской, потому что содержание ее заимствуется из воскресного утреннего Евангелия. Евангельских- стихир по числу утренних воскресных евангелий всего 11, сочинены они царем Львом Премудрым.

Кроме того, стихиры называются:

Стихиры умилительные,

9) стихиры покойные, или мертвенные,  

Стихиры мученичные

В 8, 9, 10 стихирах означается только содержание стихир, но не их род.

Стихира возникла из кратких припевов, которыми народ сопровождал пение псалмов солистом (тропарь - более раннее название). Византия - строфа с силлабическим стихосложением, литературная обработка текстов христианской письменности. При тексте указывалась модель для пения - на подобен (например, подобен “В мирех святе”). Указывалась гласовая принадлежность. Оригинальный напев - самоподобен. может переноситься на другие тексты. Самогласен - не может использоваться для других стихир.

Стихирарь - книга стихир. Певческое изложение евангельских стихир известно с XII века. Имеются в конце знаменитого “Благовещенского кондакаря”. Признаки широкого мелодического развития. Новая версия - большой распев Ф. Крестьянина

Крестьянин

Крестьянин XVI век - “Евангельские стихиры” - родом из Москвы, время - Ивана Грозного;

Последование из 11 стихир (воскресных): повествование о воскресении Христа и событий с ним связанных. Известны с XII века, но взялся за самостоятельную разработку стихир - дал новую редакцию. В его время возникает Большой распев - на это указывает Крестьянин. Если это не его личное достижение, то дело его певческой школы. Создает новые обороты - в ряде случаев носят изобразительный характер - иллюстрация содержания текста.

Осмогласие - пустая формальность, появляются скачки, отголоски народной песни - демократизация напевов.

Книга стихир включает:

1) богослужебные стихиры - только тексты; 2) певческие стихиры - нотированные. 

Россия - 1) нотный; 2) не нотный (в 1886 году) - неудобство петь по одной книге.

В греческой церкви из Стихираря постепенно образовались 3 книги: Анфологион - праздники, Триодь постная - 10 пасхальных недель, Триодь цветная - 8 пасхальных недель (по неделе всех святых).

1772 - Октоих и Праздники (Москва). 1891 - Триодь постная и цветная (Петербург).

Больше разнообразных форм - простейшие песнопения на подобен до сложных композиций.

Церковный календарь. Внутрислоговой распев. Варьирование состава. Расширение репертуара в честь святых. Единство с помощью музыкальных средств - напев (сходство и подобие); ритм - перекрестные связи. 3 построения.

Триодь цветная

Триодь цветная (Пятидесятница) - день Пасхи до Недели Всех святых. Вместе с Октоихом - одни и те же гласы. Пасхальная седмица - на каждый день особый глас. Вечерня Великой Субботы - пред литургией поются воскресные песнопения Октоиха, стихиры на “Господи, воззвах” первого гласа, Понедельник - второго и т.д. Пятница - шестой глас, Суббота - восьмой глас. В Неделю Всех святых - Октоих, 8 глас. Иногда заменяют Минею, иногда вместе - в дни пасхальной седмицы; во все недели периода Пятидесятницы и др.

Тропарь - V - VI века - молитвенные стихи и песнопения в честь какого-либо праздника или святого, краткая песнь. в которой прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле есть общее название, свойственное всякому церковному песнопению, хотя бы оно и имело другое, отличительное наименование. Так как все стихиры суть тропари, также седальны, ипакои, каноны (т.е. ирмосы и соединенные с ними стихи, составляющие песнь).

В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого - песнопение, в котором кратко выражается сущность праздника, или образ жизни святого.

Происхождение - св. Марк Ефесский - от слова “обращаю”, означает песнь обращенную, или стих, применяемый, уподобляемый. ибо тропари пением своим или напевом, всегда обращаются, уподобляются, сообразуются предназначенному пред ними гласу, или Подобну, или Ирмосу в Канонах; т.е. они всегда составляются по известному образцу и поются приспособительно к известным песням и известным образом. Ирмос - модель для тропарей.

Тропарь - это такая песнь, которая и составлена и поется по известному образцу, к которому и нужно обращаться всякий раз, когда нужно петь эту песнь.

Тропарь есть песнь. содержащая силу и прославление совершаемого Церковью в тот же день последования службы Господского или Богородичного Праздника, или памяти Святого. Их же иногда называют стихирами - потому что пред ними поются стихи. взятые из псалмов Давидовых. или из другой какой-нибудь книги.

Считают, что тропарь пришел из Византии: обработка библейских гимнов - речитатив, иногда один звук. “Тропирование” - вставки гимнов в литургию - с IV века.

Фитники

Фитники - руководство к особым формам знаменных напевов.

Херувимская

Херувимская - молитва “никто не достоин” - иерей читает тайно во время пения на литургии херувимской песни. На литургию Преждеосвященных даров она не читается. Песнь - собственно Херувимская песнь - аллилуиа (Апокалипсис - 4, 7-8) - все прочие слова песни суть приступ, или приготовление верных к пению настоящей херувимской песни. В таком виде, как она поется теперь в церкви, составлена в VI веке константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком.

Вместо “Иже херувимы” в великий Четверг поется “Вечери Твоея Тайныя”. В великую субботу - “Да молчит всякая плоть человеча”. На преждеосвященной литургии “Ныне силы небесныя”. Херувим был поставлен охранять путь к древу жизни - самые приближенные к Богу небесные силы - в образе человеческом, но с крыльями. В иерархии Дионисия Ареопагита подле серафимов - в первом лике - второе место в ряду девяти ангельских чинов.

Часослов

Часослов - неизменяемые молитвословия - полунощница 1, 3, 6, 9 - часы с междочасиями. Чин изобразительных и повечерие. Службы неодинаковой продолжительности: вседневная, субботняя, недельная-воскресная. Особая - пасхальная; особые часы - навечерия Рождества Христова и Богоявления, Великий пяток, Пасха.

Вечерня - великая и малая. Повечерие - великое и малое. Есть чины и молитвы, присоединяемые к службам суточного круга - утренние молитвы. Последование возвышения панагии (“всесвятая”, хлеб в честь Божией Матери). Благословение трапезы, канон Богородицы монаха Феостирикта (после великого повечерия), молитвы на сон грядущим.

Прилагаются краткие измененные песнопения - тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны. Принадлежат к богородичным седмичного круга - для дней воскресных и седмичных. К богослужению годичного круга - для дней подвижных и неподвижных.

Для певцов - Месяцеслов: краткие жития святых, сказания о праздниках, тропари, кондаки, прокимны, причастны, величания, указания чтений из Апостола.

Пасхалия зрячая, Индиктион, Лунник. Есть они также в Типиконе и Псалтири следований. Великий часослов (большой). Малый - сокращенный - в храме и вне храма. В малом Часослове - вкратце устав.

от Саввы Освященного; дополнен Иоанном Дамаскином, Федором Студитом.

Великий - неизменяемые молитвословия шести служб: полунощной, вседневной, субботней, воскресной, повечерия великого и малого, часов с междочасиями обыкновенных. Повечерие Рождества Христова, Богоявления, Великой Пятницы. Последования изобразительных, утрени вседневной и пасхальной вечерни великой и малой (одних певцов) и др.

Чиновник

Чиновник - архиерейского священнослужения. Дополнение к Служебнику. Внесены также чины - посвящения в разные церковные степени, право освящения антиминсов.

Эксапостиларий

Эксапостиларий (см. Ексапостиларий)


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!