ЛЕГЕНДА О СТАРИКЕ БАЙКАЛЕ И ЕГО ДОЧЕРИ АНГАРЕ 16 страница



 (По Б.А. Емельянову)

 (346 слов)


 

СЛУЧАЙ С АРКАДИЕМ ГАЙДАРОМ

Трамвайный вагон был переполнен. На остановке в вагон втиснулись ещё люди: старушка с полосатым мешком за плечами, высокий плотный человек в кавалерийской шинели.

Последним в трамвай влез бедно одетый юноша с книжками
под мышкой. Растерянно глядя на кондуктора, шарил он по карманам в поисках денег и радостно улыбнулся, когда монета нашлась.

Мало кто выходил из вагона. Проехали несколько остановок. Вдруг человек в серой кепке заметил, что кавалерист в шинели лезет потихоньку
в карман к юноше с книжками. Вор был схвачен за руку на месте преступления. Трамвай остановился, и толпа высыпала на улицу.

Все волновались и возмущались человеком в шинели. Злее всех была, кажется, старушка с мешком.

И как ни старался человек в шинели объяснить, что он не брал денег, всё равно ему никто не верил. Постовой милиционер стал выяснять обстоятельства преступления и потребовал у вора документы. Вор полез
в свой карман и вынул коричневую маленькую книжку. Он сказал смущённо, что паспорта у него с собой нет, а есть только членский билет Союза писателей. Человек объяснил, что он писатель и зовут его Аркадий Гайдар.

Люди ему не поверили и продолжали возмущаться. Не волновался только один пострадавший юноша с книжками.

— Кто вы такой и что у вас украли? – спросил у него милиционер.

— Сам я приезжий, – сказал юноша, – и вчера стал студентом первого курса Первого Медицинского института. Свои деньги я уже сам истратил,
а стипендию ещё не получил.

— Капиталиста нашёл, жулик! – не унималась старушка, а милиционер укоризненно покачал головой и предложил юноше всё-таки посмотреть, не вытащены ли у него документы или ещё какие-нибудь ценности.

Юноша добросовестно вывернул карманы, и у всех на глазах
 на мостовую медленно упала смятая пятидесятирублевая бумажка.

— Это не мои деньги, у меня не было денег, – сказал юноша.

И в толпе произошло замешательство. Все стали смотреть на жулика-писателя, но он молчал, глядел в землю и мял в руках свою шапку.

Тогда милиционер сказал, что за отсутствием состава преступления он с большим удовольствием освобождает писателя и просит очевидцев разойтись по домам.

Хотел было уйти и писатель Аркадий Гайдар, но старушка успела схватить его за рукав. Она развязала свой мешок, достала и подала Гайдару большое румяное яблоко.

— Бери, добрый человек, – сказала старушка. – Я бы положила яблоко тебе в карман, но не смогу, потому что оно большое.

(По Б. А. Емельянову)

(364 слова)


 

МОИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Вспомнилась осень 1969 года, когда я поднялся на мачту парусника.

Я всегда первым делом в Кронштадте отправлялся к набережной
на берегу Финского залива. Оттуда открывался вид на порт, весь забитый судами. Из их труб извергались клубы чёрного дыма и белого пара и плавно поднимались к серому балтийскому небу. Я расхаживал по набережной
и вдыхал свежий морской воздух с примесью различных ароматов: цитрусов, специй из Индии, сибирской древесины. Я зачарованно следил, как выгружались и загружались океанские пароходы, мелькали коробки, тюки, какое-то оборудование.

Но больше всего мне нравилось любоваться силуэтом парусника. Он уже несколько лет стоял на ремонте у причала, его мачты горделиво возвышались над этой суетой. Однажды с бьющимся от волнения сердцем
я подошёл к трапу и неуверенно начал подниматься на палубу. Меня заметил вахтенный матрос – молодой парень с худым лицом. Он мне чем-то сразу понравился. Я попросил у него разрешения посмотреть корабль. Внимательно оглядев меня, он ответил, что можно.

Меня охватила радость. Вместе со мной улыбнулась и природа – выглянуло солнце из-за туч, озарив светом палубу, – редкое явление в тех местах. Я почувствовал, что парусник принял меня.

Палуба была завалена канатами и тросами, цепями и парусами. Нельзя было сделать и шагу, чтобы что-то не задеть. И в этом странном окружении, казавшемся мне хаосом, работали люди. Осмелев, я попросил вахтенного разрешить мне взобраться на мачту. Он поначалу отказал, но я настаивал,
и вахтенный сказал приходить ночью.

Я вышел в полночь. На меня сразу пахнуло ночной прохладой,
над головой, между звёздами, светила луна. Прямиком по каменной мостовой я помчался в порт. Увидев, что я все-таки пришёл, вахтенный уточнил, полезу ли я на мачту. Я радостно подтвердил и начал карабкаться вверх. Пока взбирался между спутавшимися канатами, я всё время проверял, выдержат ли они мой вес. Я одолевал метр за метром и чувствовал, как воздух становится холоднее, обзор шире, снастей меньше. Наконец я достиг самой высокой части мачты.

Меня окружала звёздная ночь. Палуба осталась далеко внизу, очертания судна растворились во мраке. Вдали были видны огни Ленинграда. Я повернулся в сторону моря и представил себя во время шторма, работающим с парусами на такой высоте.

Вот это жизнь!

(По Ф. Ф. Конюхову)

(341 слово)


 

ПИРАТЫ

Цели у путешествий могут быть разнообразные, но это всегда очень интересно. Ведь каждое путешествие – увлекательное приключение, полное неожиданностей и испытаний.

Однажды мою яхту угнали пираты. Да-да, самые настоящие морские разбойники!

Дело было так. Я возвращался из своего второго кругосветного путешествия и неподалеку от Мариáнских островов заболел тропической лихорадкой. Пришлось ложиться в больницу, а яхту оставить на рейде местного яхт-клуба. Пока я хворал, пираты её украли. Что было делать?
Я лежу больной в чужой стране, денег почти не осталось.

В полицию идти бессмысленно, вряд ли там помогут. В такой переплёт я попал впервые. Оставался только один выход – найти яхту самому. И тут мне очень повезло: медсестра, которая меня выхаживала, случайно узнала, что местные пираты отгоняют украденные корабли на остров. До него было шестьдесят морских миль. И я решил действовать. На последние деньги купил четыре канистры бензина, взял в яхт-клубе катер и отправился выручать свою собственность. К острову добрался быстро, спрятал катер
в безлюдном месте и отправился на поиски. Вскоре вышел к небольшой бухте. На берегу стояли несколько домиков, крытых пальмовыми листьями. А на блестящей воде тоскливо покачивалась моя яхта.

Я залез в расщелину между камнями и стал следить. Прошло немного времени, и из каюты яхты на палубу по очереди поднялись пять человек. Они что-то обсуждали, стоя на корме. Через несколько минут трое спустились
в резиновую лодку и поплыли к берегу. Время шло. У меня не было часов при себе, но по положению луны было похоже, что уже за полночь. Раздевшись, я вошёл в воду и поёжился. Хотя вода была тёплая и мне не раз приходилось совершать долгие заплывы, сейчас я думал о морских ядовитых змеях, укус которых смертелен. А их в этом районе океана очень много, особенно у коралловых рифов.

Но выхода не было, и я поплыл к яхте. Незаметно поднялся на палубу, прокрался в каюту. Мне удалось связать пиратов, оставшихся на борту моей яхты. Я скрутил их верёвкой и погрузил в резиновую лодку, привязанную
к бую. Так я избавился от возможной погони. Затем я запустил двигатель,
и яхта медленно двинулась к выходу из бухты.

Через несколько минут я уже полным ходом шёл в открытое море, прочь от пиратского острова.

(По Ф. Ф. Конюхову)

(349 слов)


 

ЦЕЛИ У ПУТЕШЕСТВИЙ

Цели у путешествий могут быть очень разные.

Бывают научные экспедиции, когда во время путешествия нужно выполнять научные задания: проводить различные эксперименты, собирать пробы воды, снега, грунта. Например, экспедиция Георгия Седова была научной: её участники составляли карту Новой Земли.

А бывают путешествия спортивные, когда устанавливается новый мировой рекорд или проводятся гонки.

Однажды пришлось мне участвовать в таких спортивных соревнованиях. Плыть предстояло через огромный Атлантический океан
на вёсельной лодке. В этой гонке у меня был соперник – французский спортсмен, очень сильный молодой парень. Конечно, тягаться с ним было трудновато, поскольку мне было уже больше пятидесяти лет. Но зато я был намного опытнее и знал кое-что такое, о чём мой соперник не ведал.

Дело в том, что в океане есть течения, похожие на реки. Заметить их нельзя: там такой же океан, как и вокруг. А в действительности вода в этом месте постоянно движется в одном направлении с большой скоростью. И все течения на этом маршруте мне были известны.

На старте француз сразу рванул вперёд, а я не торопясь начал искать такую «подводную реку». И когда нашёл, она меня понесла. Вскоре я догнал соперника. Молодой, сильный спортсмен гребёт так, что только вёсла мелькают. А я иду мимо и только чуть подгребаю, чтобы течение не потерять. Вот уж он, наверное, удивился: как это у русского гонщика лодка сама плывёт? А секрет-то простой: он по этому маршруту шёл впервые, а я уже пятнадцать раз ходил здесь раньше под парусом. Так опыт победил силу.

И ещё одна хитрость была у меня в запасе: француз грёб только днём, а по ночам отдыхал. А я решил вообще не делать остановок: два часа гребу, пятнадцать минут сплю. И получалось, что у меня лодка всё время была
на ходу. Поэтому я переплыл океан за сорок шесть дней, а он только
за пятьдесят восемь, хотя был очень хорошим гребцом.

Путешествия – это всегда очень интересно. И есть одно непременное условие: настоящий путешественник должен очень любить своё дело. Любить море и горы, пустыни и снега, любить китов и белых медведей, любить свежий ветер и россыпи звёзд на ночном небе. Всю нашу прекрасную Землю путешественник должен бережно и с любовью хранить в своём сердце. Иначе никакой ты не путешественник.

(По Ф.Ф. Конюхову)

 (353 слова)


 

ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ

То, что я помню эту историю, – не удивительно! Это ведь была первая награда в моей жизни.

Мне было пять лет, мы с бабушкой пришли в парк на концерт, но
на сцене вместо моих любимых артистов были какие-то женщины и среди них мужчина в брезентовой куртке. Он смотрел на меня с высоты, как
на муравья. Мне это не понравилось, я насупился. В этот момент ведущая
со сцены задала вопрос публике: «Какие произведения о животных вы знаете?» Все заволновались, а я поднял руку и сказал, что есть произведение про золотую рыбку, про петушка, что их написал Пушкин. В зале стали протестовать, ведь рыбка – это не животное. Но мужчина со сцены заступился за меня. Приободрённый им, я предложил прочитать несколько строк наизусть. Мужчина первым стал аплодировать и сказал, что за такое знание литературы должна быть дана первая премия. Он стал рыться на столе, но среди книг не было ни одной мне по возрасту. Он растерянно шарил по столу, а я стоял и ждал премию, потому что не знал, что это такое. Вдруг он ударил себя по лбу, сунул руку в карман своей необыкновенной куртки и вытащил оттуда маленькую книжечку. Это были рассказы про Суворова. Я знал великого полководца, сам хотел быть таким же воином! Мужчина поздравил меня и пожал мою руку своей тёплой ладонью. Я гордо шёл от эстрады, все мне улыбались. Какой-то парень из зала объяснил мне, что меня поздравил сам Виталий Бианки, замечательный современный писатель.

На следующий же день бабушка принесла из библиотеки целую стопку книг Бианки. Когда бабушка читала мне его книги, то мне казалось, что огромный мир живой природы раскрыл передо мною свои милосердные объятия. Я живо представлял себе зеленеющие леса, туманные болота, полярные зимы... А когда я пошёл в школу, то твёрдо решил стать писателем.

Прошли годы. Постепенно я стал понимать, как трудно быть писателем. Ведь нужно прожить большую жизнь, многое увидеть, запомнить, причём увидеть так, как не видел никто до тебя.

Я никогда не был учеником Виталия Бианки. Больше никогда не встречался с ним. Но я читал его книги, а значит, он меня учил.

(По Б. Алмазову)

(337 слов)


 

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Жила в одном маленьком городке медицинская сестра Александра Деревская. Во время войны в городок из прифронтовых местностей эвакуировались детские дома. Некоторые малыши были тяжело больны и истощены. Александра увидела их в своей больнице и поняла, что им нужен материнский уход. В детском доме, где много детей, они не выживут. Медсестра забирала их к себе домой и выхаживала. А потом они так привязывались к ней, что не было сил расстаться.

Одного за другим усыновляла и удочеряла сирот добрая женщина. Когда старшие вырастали и покидали дом, в семье появлялись новые дети. Муж Александры понимал чувства жены и не возражал.

Жила семья очень скромно, но дружно. Отец много работал. Дети
во всём помогали матери. Сажали картошку, морковь, огурцы, кормили кур, ухаживали за двумя козами, убирали в доме. Бывали и очень трудные времена, но семья переносила их спокойно и мужественно.

В семье Деревских воспитывались дети разных национальностей. Это не мешало им крепко дружить и считать друг друга братьями и сёстрами. Но однажды в семье появился немецкий мальчик. Звали его Ральф. Его родители погибли, и соседи привели его к Деревским.

Дети сторонились мальчика, не брали его в свои игры, называли фашистом. Однажды мать нашла его в кладовке. Он забился в угол и горько плакал. Он долго не хотел ничего говорить, но, в конце концов, Александре удалось вызвать мальчика на откровенность.

Она собрала в большой комнате всех детей. Никогда ещё они не видели свою мать такой разгневанной. Александра объяснила, что Ральф – немец,
но он не фашист и не виноват в нападении германских войск на нашу страну. Дети на всю жизнь запомнили, что нельзя делить национальности
на хорошие и плохие. Они поняли свою ошибку, бросились к Ральфу
и наперебой стали предлагать ему игрушки.

Прошло много лет. Александры и Емельяна Деревских уже нет
в живых. Все их дети выросли, разъехались по разным городам, но в день рождения матери они обязательно собирались в городе, который стал для них родным.

Сейчас здесь есть интернат имени матери-героини Александры Деревской, вырастившей сорок восемь детей-сирот.

 (По И. Я. Кленицкой)

(322 слова)


КОРРЕКТОР

Я работал тогда секретарём в газете «Моряк». В ней вообще работало много молодых писателей. Из старых, опытных писателей часто заходил
к нам в редакцию только Андрей Соболь.

Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим. Мы сидели и думали: что делать? Сидел
с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты «Русское слово». Это был неразговорчивый человек. Всей своей солидной фигурой он совершенно
не вязался с молодёжью нашей редакции.

– Я всё думаю об этом рассказе Соболя, – сказал Благов. – Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я
не изменю в ней ни слова.

В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Благов кончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто.

Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда
не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. Я посмотрел на Благова. Он усмехался.

– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

– Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки.
И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст
и не дают ему рассыпаться.

Рассказ был напечатан. А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. Волосы его были растрёпаны, а глаза горели непонятным огнём.

– Кто трогал мой рассказ? – спросил он.

Благов сказал спокойно:

– Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я.

Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и поблагодарил: «Вы дали мне чудесный урок. Но только жалко, что так поздно. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам».

После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя.

(По К.Г. Паустовскому)

(386 слов)

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

Маленький Ваня Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками, а для практики пробовал переводить на русский язык литературные тексты. Как-то ему случайно попалась тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить
на русский язык басню о тростинке и дубе, которая ему очень нравилась.

Когда Ване исполнилось девять лет, умер его отец. Пришлось ему поступать на службу в Тверской суд. В одиннадцать лет он был в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленным бумагами, и его уже называли Иваном Андреевичем. Он переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник не раз бил его. Крылов уже перечитал всё, что было в отцовском сундуке. Жадно читал всё, что попадалось под руку, что можно было достать. Приходили в Тверь и журналы, в них говорилось иногда о трудной жизни крепостных крестьян, высмеивалось невежество дворян, их безразличие
к наукам.

Умный, наблюдательный мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он замечал, как его сослуживцы обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а виноватым оказывался бедняк. Службу и своего начальника Крылов ненавидел.

Став постарше, он полюбил в людской толпе бродить по торговой площади, любил качели, кулачные бои, вникал в разговоры людей. Народная речь с пословицами и поговорками ему особенно нравилась.

Ему шёл уже четырнадцатый год. Широкоплечий, рослый и умный, он казался гораздо старше своих сверстников. Оставаться в Твери он больше
не хотел и уговорил мать уехать в Петербург, где надеялся ещё поучиться, познакомиться с писателями, посещать настоящий театр.

«В этом необыкновенном человеке были заложены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: «Выбирай любое», – так много лет спустя писал о нём один из его друзей.

И действительно, Крылов мог бы стать замечательным актёром, быть выдающимся художником или музыкантом. У него были большие способности и к математике. Но Крылов решил стать литератором.

(По Н.С. Шер)

 (305 слов)


ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ

Первой женщиной, совершившей космический полёт, стала Валентина Владимировна Терешкова. Уже через год после первого полёта человека
в космос было решено запустить в космос корабль с женщиной на борту.
В марте 1962 года начался отбор кандидатов. К девушкам предъявлялись следующие требования: они должны были быть не старше тридцати лет, ростом быть выше ста семидесяти сантиметров и весить не более семидесяти килограммов.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!