II . Тайны художественного образа
В старинной античной легенде рассказывается о состязании двух живописцев - Зевкиса и Паррасия.
Заспорили они о том, кто из них более талантлив, и каждый задумал поразить людей чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим.
Один так нарисовал кисть винограда, что птицы, ничего не подозревая, слетались клевать ягоды.
Другой поверх картины изобразил занавес, да так искусно, что соперник, пришедший посмотреть его труд, попытался сдернуть нарисованный покров.
Победа была присуждена второму живописцу, так как «обмануть» художника гораздо труднее, чем птиц.
С давних времен люди по-разному измеряли степень совершенства художественных произведений. Самый упрощенный способ призывал выяснить, насколько произведение искусства похоже на жизнь. Казалось бы, все ясно. Если похоже- хорошо. Если очень похоже - талантливо. А если так похоже на жизнь, что невозможно отличить, - гениально. Однако подобная оценка ошибочна.
Многие философы, например Аристотель, считали, что от художника нельзя требовать абсолютной правды в «подражании» природе. Аристотель говорил, что «искусство частью завершает то, что природа не в состоянии сделать».
Художник мыслит образами. Но в чем особенность художественного мышления? Где секрет творческой фантазии, порождающей мир, в котором живут герои произведений, разворачиваются драматические события, решаются судьбы людей? Секрет кроется в нашем познании окружающего мира и отношении к нему.
|
|
В повседневной жизни нас окружает множество вещей, перед нашими глазами разворачиваются различные события и явления. Все это необходимые предпосылки для создания произведений искусства. Но таковыми они становятся лишь в преломлении мыслей и выражении чувств человека. Ярко выразить свои переживания способен не каждый. Это подвластно лишь художникам. В произведении искусства воедино слиты явления действительности и творческая фантазия. В сознании художника рождается художественный образ - особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника.
Но до каких пределов позволителен вымысел в искусстве? Интересна в этом отношении мысль, высказанная китайским художником Ци Байши: «Писать надо так, чтобы изображение было где-то между похожим и непохожим. Чересчур похоже - передразнивание природы, мало похоже - отсутствие уважения к ней».
В связи с этим нам необходимо познакомиться с таким понятием, как условность в искусстве, без которого невозможно понять сущность художественного образа. Условность в искусстве - это изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Условность - это то, что не встречается в окружающем мире.
|
|
Условно, например, деление пьесы на акты и действия. В жизни занавес не падает на самом интересном месте и смерть героя не дожидается конца спектакля. Давняя театральная шутка: «Отчего он умер? - От пятого акта».
На балетном представлении нам не кажется странным, что перед лицом смерти или при объяснении в любви персонажи проделывают определенные ритмические движения, создают сложный хореографический рисунок. «Немота» танцовщиков позволяет лишь сильнее оттенить красноречивость их жестов.
А сколько увлекательных происшествий придумано писателями-фантастами! Полеты на другие планеты, встречи с несуществующими марсианами, войны с ними... Вспомните «Аэлиту» А.Н.Толстого или «Войну миров» Г.Уэллса. Реализм ли это? Конечно, нет. Но так ли далеки от жизни эти произведения? И в фантастике, и в сказках неправдоподобное искусно смешано с реальным.
Вспомните слова А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек!..» Иначе говоря, произведение искусства в деталях, в частностях может позволить себе вымысел, но в главном — в рассказе о людях оно должно быть правдиво.
Приходилось ли вам видеть картину П. Брейгеля «Страна лентяев»? Поначалу она кажется далекой от реальности, но ее условный язык надо уметь расшифровать.Наш взгляд привлекают фигуры трех лежащих на земле ленивцев: солдата, крестьянина и писателя (возможно, странствующегостудента). В картине множество занятных подробностей, которые замечаешь не сразу. Частокол, сплетенный из колбас, гора сладкой каши окружают страну изобилия. Бегает по лугу жареный поросенок с ножом в боку, будто предлагает нарезать себя на куски, сросшиеся лепешки, напоминающие кактус, яйцо на ножках... А крыша, служащая укрытием от солнца в виде круглой столешницы, продета сквозь ствол дерева и уставлена всевозможными яствами...
|
|
Все эти художественные детали еще в большей степени усиливают зрелище «всемирной лени» и в то же время аллегорически воплощают вечную мечту об изобилии, благоденствии, мирной и беззаботной жизни.
«Шкала условностей» в искусстве может расширяться или сужаться. Если она расширяется, встает резонный вопрос: «А не слишком ли нарушено правдоподобие?» Если, наоборот, сужается, возникает опасность скатывания к натурализму.
Условность никогда не является самоцелью для художника, она лишь средство для передачи мыслей автора. Художник не должен терять чувство меры в использовании условности, иначе оно может разрушить художественный образ.
|
|
У английского поэта У. Блейка есть такие стихи:
В одном мгновенье
видеть вечность,
Огромный мир –
в зерне песка,
В единой горсти –
бесконечность
И небо –
в чашечке цветка.
(?) - Какое отношение эти слова поэта могут иметь к нашему разговору о природе художественного образа?
(?) - О произведениях В.Ван Гога или М.А.Врубеля одни часто говорят, что они не похожи на натуру, далеки от жизни. Другие, наоборот, утверждают, что даже в наиболее фантастических произведениях художников все подчинено логике действительности. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?
(?) - Композиторы часто с помощью виртуозных музыкальных приемов создают образы, передающие шум падающей воды, всплески морских волн, шум дождя... Послушайте музыкальное произведение и скажите, какие зримые образы возникают в вашем воображении при слушании музыки?
Прослушивание музыкального фрагмента
III . Виды искусства
Искусство подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Со времен Древней Греции семья муз значительно выросла. Хотя современные музы не обрели звучных имен, это не мешает им вдохновлять творческих людей на новые свершения.
(?) – Какие виды искусства вы можете назвать помимо тех, которые были в Древней Греции?
А сейчас о каждом по порядку.
Архитектура (зодчество)
Архитектура - наиболее функциональный (полезный) вид искусства. Каждый из нас живет под крышей дома, ходит по улицам города, села или деревни.
В середине нашего века выдающийся отечественный теоретик и историк искусства Б.Р.Виппер справедливо заметил, что язык архитектуры «понятен и привлекателен для очень немногих». Действительно, трудно объяснить, почему при входе в древний православный храм нас охватывает светлая радость, а в административном здании, построенном великим архитектором XX в. Ле Корбюзье, возникает чувство деловой сосредоточенности.
Термин архитектура греческого происхождения, в его основе - два корня: «архи» и «текто», но при переводе сохраняется лишь значение второго корня. Поэтому в словарях обычно архитектура трактуется как строительство. При этом упускается значение первой части слова - «архи», обозначающей «сверх», т. е. превосходную степень строительного искусства. Следовательно, правильнее понимать архитектуру как художественное строительство. Точный перевод слова «архитектор» - «главный строитель».
В современной жизни архитектура употребляется в двух значениях:
1. система зданий сооружений, организующих пространственную
среду для жизни и деятельности людей;
2. искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.
Различаются три основных вида архитектуры:
архитектура объемных сооружений. Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.);
ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с малой архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами);
градостроительство, направленное на создание новых и реконструкцию старых городских районов.
(?) - К современной архитектуре человек предъявляет требования, выработавшиеся на протяжении веков… какие? Как вы считаете? (польза, прочность и красота)
Язык архитектуры возник еще в глубокой древности. Первые строения появились как укрытия от агрессивной среды, тяжелых климатических условий. Самые прочные сооружения (некоторые из них сохранились до сих пор) имели культовое значение.
Образ жизни и представлений древнейших людей воплощен, в частности, в таких культовых сооружениях, как менгиры и дольмены.
На первый взгляд они являют собой каменный хаос. Но взгляд сверху или путешествие вокруг них наводят на мысль, что эти камни, имеющие огромные размеры в сравнении с человеческой фигурой, организованы в пространстве определенным композиционным и ритмическим образом. Объемно-пространственная композиция с огромными тенями обладает удивительной выразительной и духовной силой воздействия. Можно предположить, что магические обряды, здесь происходившие, сочетались с музыкой, ритуальными движениями, возможно, были декорированы. Иначе говоря, в архитектурном пространстве уже тогда на синкретичном уровне объединялись все зарождающиеся виды искусства.
В глубокой древности определились главные «буквы» языка архитектуры, овладение которыми позволило человеку создать и примитивное жилище, и прообраз прекрасного храма. Их три: столб, перекладина и арка. Претворение лежащего на земле камня в столб можно сопоставить с перерождением животного, вставшего на две ноги, в человека. Первая перекладина стала основой стоечно-балочной конструкции, из которой спустя тысячелетия возникли и греческий храм (сначала деревянный, а затем каменный), и славянская изба… Столб – прообраз стены, перекладина – прообраз перекрытия, потолка крыши.
Третьим основным архитектурным элементом является арка. Родившаяся в древности, она явилась предтечей архитектуры Древнего Рима, средневековья, самых смелых современных сооружений. Ведь арка, подобная натянутому луку, может иметь полуциркульную форму, что символизирует гармонию и величие ( вспомните триумфальные арки, поставленные в честь побед древнеримских императоров); она может быть стрельчатой и выражать духовную экспрессию (в готических соборах); воплощенная в новейших материалах, она приобретает грандиозные размеры, превращаясь в «воздушные мосты», перекинутые через огромные пространства.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
(?) – Вспомните, как выглядели поселения горцев? Традиционное жилище японцев?
(?) - Какой архитектурный ансамбль уцелел благодаря тому, что в декабре 1941г. финский летчик Лаос Дейсоксель отказался выполнить приказ сбросить бомбу? Кижи
(?) - По какой причине в Оружейной палате, возведенной в Московском кремле не было ни одной печи? Чтобы не было пожара, экспонаты были очень ценными.
(?) - Какой московский театр сверху выглядит как звезда? К.С Алабян построил Центральный театр Советской (с 1993г Российской) Армии в форме пятиконечной звезды.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.
Произведение, создаваемое художником-живописцем, называется картиной. Картина может быть написана на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.
Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. Различают следующие жанры:
а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;
б) натюрморт — изображение окружающих человека вещей;
в) пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы;
г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;
д) анималистический жанр — изображение животных;
е) исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.
(?) - Екатерина II скупала по всему миру произведения искусства, чтобы поместить их в «уединенном убежище». Как мы теперь его называем? Эрмитаж
Графика (в переводе с греческого – «пишу, рисую») - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.
Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим графическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).
(?) - Знаете ли вы как назывались российские комиксы в старину?
Лубок- от слова «луб» - липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания. Она покрывалась краской. Полученные оттиски раскрашивались в несколько цветов. Под картинкой располагалась поясняющая надпись. Один из первых лубков назывался «Как мыши кота хоронили»
Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.
Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф- это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.
(?) - Какую скульптуру с 1947г. регулярно показывают в отечественном кино? «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной – эмблема киностудии «Мосфильм»
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
- горельеф - высокий рельеф,
- барельеф - низкий рельеф,
- контррельеф - врезной рельеф.
Различают также скульптуру станковую, декоративную и монументальную
Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:
- памятники,
- монументы,
- мемориалы.
Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для
украшения внутренних помещений.
Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!