Через несколько дней я в нашей библиотеке вырезала из газеты в рубрике «Встречи для Вас» фотографию ансамбля «Пламя» на ступеньках нашего Дворца спорта».



РАСКРЫВАЕТСЯ СЕРДЦЕ

 

Дорогой Валентин Михайлович, Валя, Валечка! Какое счастье, что через годы можно снова прикоснуться к прекрасному в нашей молодости! Какое счастье, что прекрасным в нашей молодости были Вы – удивительный, уникальный, неповторимый певец и музыкант нашей эстрады. И если мы не забыли, не разлюбили того, кого любили много лет назад, значит, наши чувства были искренними, настоящими. И, значит, то, что дарили Вы со сцены всем нам, было тоже искренним и настоящим.

Я благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность жить в одно время с Вами, видеть Вас в нашем городе, слышать Ваш чарующий голос!

 

Годы

Из каждого радиоприемника (сейчас бы сказали: из каждого утюга) доносится – «Увезу тебя я в тундру». Предпочтение отдается первому исполнителю - вокально-инструментальному ансамблю без названия, хотя исполнитель с национальным колоритом – Кола Бельды – очень нравится генеральному секретарю КПСС Л. И. Брежневу.

В одно из воскресений в радиопередаче «С добрым утром!» на всю страну объявляется конкурс на лучшее название для исполнившего песню «Увезу тебя я в тундру», ансамбля. Вряд ли кто-то помнит, кем было предложено название. Но я думаю, что оно взято из фразы песни: «Сколько хочешь, самоцветов мы с тобою соберем!» По словам руководителя ансамбля Юрия Маликова, самоцветы – не только драгоценные камни, а еще и творцы дел (он нашел это определение в одном из толковых словарей).

Песня завоевала огромную популярность. А с ней и ансамбль. Вся страна приникала к радиоприемникам, вслушиваясь в серебряные голоса исполнителей. Наступало время вокально-инструментальных ансамблей, сокращенно ВИА.

Судьба ВИА «Самоцветы» раскручивалась стремительно. Следующей песней-бомбой стала «Мой адрес – Советский Союз». На мой взгляд – самая патриотичная песня. Поэт В. Харитонов в финальной телепередаче «Песня-72» 1 января 1973 года прочел свое новое стихотворение и пожелал, чтобы на его стихи была написана песня, которая бы прозвучала в финальной телепередаче «Песня -73».

Сказано-сделано. Автором музыки стал композитор Д. Тухманов, умевший любую песню сделать хитом. И сделал. Песня полетела по стране, как птица. Даже в глухой деревне, где всего два года, как провели электричество, девчонка-селянка 13-ти  лет напевала ее мотив.

У каждой песни есть свой ритм, и «Самоцветы» пели «Мой адрес – Советский Союз» в четко определенном ритме, все было органично. Но вдруг они стали почти по слогам проговаривать словосочетание «Советский Союз». Как будто кто-то решил, что эти слова поются слишком быстро, а народ, слушая, должен проникнуться их высоким смыслом. Но это так, к слову.

Во времена СССР на эстраде  не позволялось петь то, чего хотелось самим артистам. Они сочиняли собственные песни и, конечно, желали, чтобы их услышали. А роль эстрады, как и любого другого вида искусства, состояла в воспитании патриотизма, утверждения коммунистических идеалов в массах. Хочешь петь песни о любви, сначала спой о любви к родине, о ее победе в войне, о ее тружениках.

Помню, что в репертуаре ансамбля даже была песня, посвященная строителям. Если не ошибаюсь, ее пели уже «Пламя», солировал Ю. Петерсон. Авторов не помню, но слова припева такие: «И сердце бьется чаще, когда читаю я: строительный участок – фамилия моя!»

Чтобы пробиться на радио и телевидение композиторы и исполнители песен должны были  иметь в своем репертуаре «правильные», идеологические  песни. Песни не были плохими, и исполнение тоже, но и за душу особо не брали, несмотря на прекрасных певцов: И. Кобзона, Л. Зыкину, О. Воронец и даже Л. Лещенко.

Над ансамблем взял шефство композитор Марк Фрадкин, написавший много, по-настоящему, хороших  песен, часть из которых  исполняли «Самоцветы», а позже «Пламя». Это: «За фабричной заставой», «Признание в любви», «Увезу тебя я в тундру», «За того парня», « Там за облаками», «У деревни Крюково» и другие. Такое покровительство давало ансамблю возможность чаще появляться на телеэкране, участвовать в «Песне года». Может быть, кому-то некоторые из песен могли показаться слишком идейными, но исполнение было таким, что равнодушными не оставляло никого. Прямо в сердце проникало: «Их в живых осталось только семеро молодых солдат» или «Родина моя, хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви».

 Так могли спеть только два человека: Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон. Ни тогда в 1970-е, ни теперь - через полвека, даже похожих голосов не наблюдается. Своей сумасшедшей популярностью после исполнения песен «Увезу тебя в тундру» и «Мой адрес – Советский Союз», ансамбль «Самоцветы» обязан только им – их таланту.

Юрия Петерсона называли русским Адамо (Сальваторе Адамо – итальянец по происхождению, исполнитель песни «Падает снег»). На мой непрофессиональный взгляд, Юрий пел лучше и интереснее итальянца.

Но никто не мог сравниться в чистоте и красоте голоса с юным Валентином Дьяконовым. Именно с его приходом в ансамбль, «Самоцветы» стали настоящими самоцветами, которых полюбила и навсегда запомнила страна.

Я расскажу все, что помню о концертах ансамбля «Самоцветы» - «Пламя», проходивших у нас в Ростове-на-Дону.  Мне поможет в этом мой дневник, хотя стиль и слог его довольно примитивен, тем не менее, он свидетель и хранитель событий давних лет. Я бы сказала: это документ, между прочим. С годами память шутит над нами, искажая даты, подменяя события. Благодаря дневнику я смогу более точно воспроизвести хронику уже далекого прошлого.

 

                                                  1973 год.

Двоюродный брат принес домой (у нас был проигрыватель) первый диск-гигант вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» и запоем слушал его без перерыва.

В школе уроки эстетики вела нервная и несколько истеричная женщина. Сейчас даже не вспомнить, что она рассказывала, все равно ее никто не слушал. Когда она спросила, что же нам самим интересно, то все наперебой стали предлагать послушать пластинку «Самоцветов». У кого-то она оказалась, как рояль в кустах, с собой. Весь урок слушали, как завороженные, хотя учительница не одобрила наших вкусов.

 

Песни и фото с обложки первого диска-гиганта.

Горлица (О.Иванов - С.Кирсанов)
2. За того парня (М.Фрадкин - Р.Рождественский)
3. Чернобровая дивчина (Р.Мануков - Т.Сашко)
4. Верба (Э.Ханок - Ю.Рыбчинский)
5. Там, за облаками (М.Фрадкин - Р.Рождественский)
6. Мой адрес - Советский Союз (Д.Тухманов - В.Харитонов)
7. Чарівна бойківчанка (А.Сердюк - М.Воньо)
8. Налетели дожди (Д.Тухманов - В.Харитонов)
9. Увезу тебя я в тундру (М.Фрадкин - М.Пляцковский)
10. Не повторяется такое никогда (С.Туликов - М.Пляцковский)

На этой пластинке целых три песни М. Фрадкина и две Д. Тухманова – Это большой аванс доверия к молодым исполнителям.

 

Осенью этого же 1973 года «Самоцветы» приехали в наш город Ростов-на-Дону.

Своими концертами они произвели колоссальный фурор! Билетов было не достать, а у спекулянтов они стоили в пять раз дороже.

Мне не довелось побывать на том концерте, но это был единственный приезд ансамбля в наш город с сольным концертом. То есть два отделения – только «Самоцветы»!

Все распевали песни, услышанные на концерте, а девчонки поголовно влюблялись в обаятельного блондина и прекрасного певца Валентина Дьяконова. Сероглазый юноша так потрясающе проникновенно пел, что в его исполнении любая песня очаровывала слушательниц.

Две мои одноклассницы пришли в редакцию газеты «Вечерний Ростов» просить фотографии участников ансамбля «Самоцветы». Две пожилые дамы, а тогда тринадцатилетние девчонки, сейчас не могут объяснить, почему им в голову пришла мысль пойти за фотографиями именно в редакцию газеты. Наверное, они понимали, что такое событие, как приезд в наш город популярнейшего ансамбля, не пройдет для местной прессы незамеченным. Похоже, девчонок приняли за кого-то другого, потому что им протянули конверт с фотографиями со словами: «А, это вы!...» Девчонки не растерялись и дружно ответили: «Мы!» и, получив заветные фотографии, помчались домой.

Прошло более двадцати лет, время ВИА ушло в прошлое. Для многих забылись и перестали быть важными прежние пристрастия. Но не для меня. У одной из одноклассниц я выпросила те, уже ненужные ей, фотографии из редакции газеты «Вечерний Ростов».

Прошло еще почти двадцать лет, и они до сих пор у меня. На них «золотой» состав исполнителей: Юрий Маликов, Ирина Шачнева, Валентин Дьяконов, Юрий Петерсон, Юрий Генбачев, Анатолий Могилевский, Сергей Березин, Геннадий Жарков. Они первые спели песни, вознесшие их ансамбль на недосягаемую для многих, даже для нынешних исполнителей, вершину.

Снимки сделаны в Ростовском Дворце спорта на репетиции перед концертом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Год

В 1974 году вышел второй диск-гигант ансамбля «Самоцветы» под названием «У нас, Молодых»:

У нас, молодых (В. Добрынин, Ю. Маликов - В. Харитонов)

У деревни Крюково (М. Фрадкин - С. Островой)

·

Пойду ль, выйду ль я (Русская народная песня)

·

Вся жизнь впереди (А. Экимян - Р. Рождественский)

·

Не цветы твои люблю (В. Добрынин - В. Харитонов)

·

Синица (Ю. Петерсон - М. Пляцковский)

·

На земле живёт любовь (В. Добрынин - Л. Дербенёв)

·

Ещё раз про любовь (М. Фрадкин - Пляцковский)

·

Багульник (В. Шаинский - В. Петров)

·

Белая лебёдушка (В. Гамалия - И. Шаферан)

·

Ивушка (В. Дьяконов - В. Лазовой)

·

Песня о радости (Ю.Маликов - Б. Рахманин)

 

 

На этой пластинке – легендарная «Ивушка» Валентина  Дьяконова, с которой он пришел на прослушивание в ансамбль «Самоцветы».

 

Концерт ансамбля «Самоцветы» в 1973 году стал единственным сольным концертом. В последующие годы ансамбль (а потом и оба: новые «Самоцветы» и «Пламя») приезжали только с каким-либо певцом, или артистом или другим ансамблем. Но выступали всегда во втором - главном - отделении, завершая концерт.

Так было и 15 декабря 1974 года: в первом отделении, тогда еще начинающий пародист и юморист Геннадий Хазанов, разогревал публику смешными историями про студента из кулинарного техникума. Во втором пел ансамбль «Самоцветы» еще с тем самым «золотым» составом: И. Шачневой, В. Дьяконовым, Ю. Петерсоном, С. Березиным, Ю. Генбачевым, А. Могилевским, Г. Жарковым.

Обычно все гастролировавшие артисты давали два дня по два концерта в 17 и 19 часов. А в воскресенье еще и в 13 часов. Так было и в другие приезды. Но все старались попасть на последний концерт, т.к. музыканты уже не торопились и могли чуть изменить или дополнить программу.

 

Из дневника

«20 декабря 1974 г.

Декабря, в воскресенье, я была во Дворце спорта на эстрадном концерте. Там выступали ансамбль «Самоцветы» и Г. Хазанов. Собственно говоря, я пошла на концерт из-за одного человека. Он солист в ансамбле «Самоцветы», его зовут Валентин Дьяконов. Он очень красив и обалденно поет. Все время, пока выступали «Самоцветы», я смотрела только на него и слушала только его».

 

Концерт был для меня потрясением. К тому же я впервые видела вживую выступление вокально-инструментального ансамбля, да еще такого популярного. И песни, которые я ждала и хотела услышать, были исполнены. Воочию они оказались лучше того, что звучало по радио. Валентин всегда стоял на переднем плане, немного слева от центра сцены и, когда выходил к своему микрофону, обязательно ставил правую ногу на черную подставку, напоминающую педаль. По-моему, к ней подключалась его электрогитара.

С этого дня я стала обращать внимание на радиопередачи, где могла услышать выступление «Самоцветов». Уже был куплен первый диск-гигант, так тогда называли большую виниловую пластинку, на которой умещалось 10-11 песен, а следом и второй. Любимыми сразу стали те песни, где солировал Валентин.

Песня М. Фрадкина на стихи Р. Рождественского «За того парня» впервые была исполнена в фильме «Минута молчания» артистом Александром Кавалеровым. Однако на всех главных телевизионных концертах ее пел Лев Лещенко. Оба исполнителя вполне достойно спели эту песню, но никто из них никогда не смог дотронуться до души слушателя, как это сделал Валентин Дьяконов. Его волшебнику-голосу раскрывалось навстречу любое сердце.

 

По телевизору популярный ансамбль можно было увидеть лишь по «великим» праздникам: День милиции, Новогодний огонек, 8 марта. Что оставалось нам – бедным провинциалам – только ждать и слушать радио. Но ансамбль, даже когда стал называться «Пламя», раз в два года приезжал в Ростов. Я не знаю, было ли таким регулярным посещение его других городов, но наш город с радостью принимал «Пламя» и всегда с аншлагом. И я приходила на концерты в каждый его приезд к нам.

Ребята работали с такой творческой самоотдачей, что этого невозможно было не заметить, не почувствовать.

И благодарные ростовчане в ответ устраивали такой горячий прием, что от оваций сотрясались стены Дворца спорта, где выступали артисты (не преувеличиваю). Плотный, помноженный на сотни ладоней, звук аплодисментов, взлетая под своды большой спортивной арены, до отказа заполненной зрителями, эхом отражался от стен. Это было впечатляюще даже для самих зрителей. Я больше не припомню, кому бы так еще аплодировали, хотя побывала на разных концертах. И конечно, такой прием не могли не оценить артисты.

 

К сожалению, у меня нет музыкальной грамотности, и мои рассуждения носят дилетантский характер, но мне все же хочется поделиться ими со всеми, немного поразмышлять.

У каждого человека есть свои тембральные предпочтения в голосах певцов. Я люблю звучание тенора, хотя признаю и уважаю другие голоса. Но тенор для меня как ласка для души. Однако не всякий тенор может ласкать душу. Например, А. Градский – бесспорно хорош, голос, исполнение, потрясающее по силе, но моей души не касается. Очень нравился в 1980-е эстонский певец Яак Йоала. Его голос, льющийся легко, с оригинальностью национального колорита. Слушала с удовольствием, но не все песни нравились.

Особое, индивидуальное звучание ансамблям придавали хорошо подобранные друг к другу голоса. Осмелюсь утверждать, что «погоду» в ансамбле «Самоцветы», а потом в «Пламени» - делали два человека: Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон. Они умели петь в унисон, сливаясь в один голос, задавая неподражаемый тембр всему ансамблю. И сольно оба слушались хорошо. Но не в обиду любимому, ушедшему Юрию Петерсону, все-таки мое сердце до сих пор принадлежит Валентину Дьяконову. У его мягко-серебряного, теплого голоса есть не только окраска, но и глубина. Именно она достигает души слушателей, трогает их сердца. Вот и сейчас, по прошествии многих лет,  «раскрывается сердце, как в былые года».

Александра Пахмутова - выдающийся композитор нашего времени - тоже для своих самых душевных песен часто выбирала тенора. Ее песни пели распевно-тягучие «Песняры», мягко-карамельные «Верасы» (когда был солистом Л. Кошелев), А. Градский, П. Дементьев. В одной из телепередач она сказала, что один из лучших, по ее мнению, голосов, был у солиста ансамбля «Пламя» - Валентина Дьяконова.

Юрий Петерсон шутил, не без зависти, называя Валентина «голубой мечтой десятиклассниц». Да. О таком парне мечтали многие девушки. Красивый молодой человек - Валентин просто излучал скромность, порядочность, доброту, сердечность, - чего нам так не хватало в наших сверстниках.

 

Год

 

10 ноября по телевизору показывают концерт, посвященный Дню милиции. Выступает ансамбль «Самоцветы», а я ничего не могу понять – не нахожу ни одного знакомого лица, кроме руководителя – Юрия Маликова. С тревогой всматриваюсь в лица солистов – нет! Никого нет!

Из дневника

«22 ноября суббота 1975 г.

У «Самоцветов» полностью изменился состав. Из «старых» никого нет, кроме самого Ю. Маликова. Кошмар! Разогнал всех! Нет Ирины Шачневой, Валентина Дьяконова и всех остальных тоже нет! Сначала я подумала, что это временно, а потом опять все будет по-прежнему, но я ошиблась. Ох, как отличаются «новые» «Самоцветы» от «старых»! Во-первых, поют неслаженно, во-вторых, нещадно дерут глотки, а толку никакого. От «Самоцветов» осталось одно название».

 

А случилось то, что все артисты ансамбля «Самоцветы» в полном составе покинули своего руководителя, и ему, отстоявшему право сохранить за собой название, пришлось спешно собирать новый коллектив, чтобы выступить на концерте в День милиции. Сыграться и спеться они просто не успели. Ужасно звучала в их исполнении песня «Вся жизнь впереди».

Из-за чего весь ансамбль ушел от Ю. Маликова, говорено-переговорено, написано в воспоминаниях бывших участников, а также в книге солиста Ю. Петерсона: работали до истощения, много ездили, не везде платили и много других причин. Но чаще других звучит одна: Валентин опоздал на концерт в г. Ижевске, и руководитель Ю. Маликов так отчитал его за это, что весь коллектив дружно ушел от него. Какой бы ни была причина, но чаша весов слишком перевешивает в пользу участников ансамбля. Такое не может быть спонтанно. Значит, почва была готова давно, и дело не в Валентине.

Незадолго до ухода коллектива от своего руководителя, чьи организаторские способности были оценены позже, в центральной газете «Комсомольская правда»  в рубрике «Письмо в редакцию» была напечатана заметка студентки МГУ О. Опрятной «Почему тускнеют «Самоцветы». В ней студентка и будущая журналистка, проявляя недюжинную музыкальную осведомленность, пеняла коллективу на то, что в погоне за кассовыми сборами, он теряет исполнительскую и музыкальную культуру, которой выгодно отличался от других исполнителей.

В очередной новогодней телепередаче «Песня года» в исполнении ансамбля «Самоцветы» должны были прозвучать две песни: «У деревни Крюково» и «Вся жизнь впереди». Вероятно, композиторы - Марк Фрадкин, который сотрудничал с ансамблем, и Алексей Экимян – в миру генерал милиции, автор песни «Вся жизнь впереди» - поспособствовали тому, чтобы их песни пели те, кто сделал их популярными.

К этому времени ансамбль нашел себе нового руководителя Николая Михайлова (Раппопорт) и выбрал себе название «Пламя». Говорят, что М. Фрадкин, узнав о распаде «Самоцветов», спросил: «А где Дьяконов и Петерсон?» Узнав, что они – в ансамбле «Пламя», продолжил свои творческие связи именно с ним.

Он хотел, чтобы его песни, наполненные любовью к Родине, к человеку, зазвучали современно, по-новому, нашли путь к сердцам молодых людей. Для этого необходимо было найти своего исполнителя, и он его нашел. Им стал ансамбль «Пламя» и два его солиста – Валентин Дьяконов и Юрий Петерсон. Вряд ли песня «За фабричной заставой» и «Признание в любви» стали бы любимыми у молодежи, если бы были исполнены кем-то другим.

В 1974 году началось строительство Байкало-Амурской Магистрали, и всем ансамблям и певцам, чтобы народ знал о главной стройке страны, необходимо было иметь в репертуаре песню о БАМе, а лучше – несколько. У прежних «Самоцветов» была такая с уклоном в таежную романтику – «Где-то багульник на сопках цветет». А у «Пламени» помню: «Строим БАМ» и «Дорога железная». Представьте себе, нравились. Мне всё нравилось в их исполнении. «Веселей, ребята! Выпало нам строить путь железный, а короче – БАМ». Одну из них «Пламя обязательно пели на гастрольных концертах.

 

Год

 

1 января 1976 года на традиционном финальном празднике «Песня-75» на сцену концертной студии Останкино выходит ансамбль «Пламя», где, к неописуемой радости граждан всего Советского Союза, и, конечно же, моей, в новых костюмах, отражающих название ансамбля (черных костюмах и алых рубашках), выступает его «золотой» состав: В. Дьяконов, И. Шачнева, Ю. Петерсон, С. Березин, Ю. Генбачев, А. Могилевский, Г. Жарков и вышедший из-за звукооператорского пульта, А. Шачнев.

Звучит песня «У деревни Крюково», с невероятно эмоциональными глазами Валентина, с голосом, проникающим в самую душу. Его слушают, затаив дыхание, зрители и даже композиторы. Ансамбль во втором отделении еще исполняет песню «Вся жизнь впереди», заметно, что настроение у ребят на подъеме. Я счастлива: любимые исполнители снова на сцене, а, значит, приедут в наш город, и надо только подождать.

 

Через девять месяцев, в сентябре, ансамбль «Пламя» приехал в Ростов-на-Дону, аж, на четыре дня! Мне, отстояв большую очередь, удалось купить билеты только на дневной концерт в воскресенье 26 сентября (на 13 часов). В первом отделении выступал ансамбль «Надежда» (ему был всего год) и вполне сумел расположить к себе ростовских зрителей. А во втором – пели мои любимые, те, кого я ждала так много месяцев. Я даже сохранила билет в своем дневнике, таким дорогим было для меня выступление любимых артистов.

 

Из дневника

«26 сентября 1976 г.

Сегодня я была во дворце спорта на концерте ансамблей «Надежда» и «Пламя». «Пламя» - это чудесно! Господи, какой же у него невероятный, магический голос! Я от него я просто таю. А какой он красивый! Да, Валентин, Вы красивы и очень талантливы! Я желаю Вам счастья и хорошей дороги в жизни!»

 

29 сентября 1976 года ансамбли «Надежда и «Пламя» давали последний концерт, и мне удалось попасть на него бесплатно.

Моя одноклассница занималась во Дворце спорта в секции настольного тенниса. Я тоже пыталась им заняться в пятом классе, но не получилось. Бросила. А когда Наташа, благодаря своим тренировкам, смогла взять автографы у В. Дьяконова, И. и А. Шачневых, Ю. Петерсона и С. Березина (специально пластинку принесла), я попросила ее сделать, с помощью ее тренера, мне пропуск, будто я тоже занимаюсь. Несколько раз мне удавалось так попасть на концерты разных ансамблей. Я приходила якобы на тренировку, а к 18-ти часам пряталась в туалете, и когда запускали публику, смешивалась с толпой. Выжидала, когда гас свет, и быстро садилась на свободное место. Если место было не очень хорошим, я высматривала пустующее место ближе к сцене в 8-м или 4-м секторах и во втором отделении пересаживалась на него».

Это мой пропуск во Дворец спорта.

Из дневника

«1 октября 1976 г.

Позавчера, в среду 29 сентября я снова была во Дворце спорта. И снова видела ансамбли «Пламя» и «Надежда». Только теперь уже бесплатно. Программа была чуть-чуть изменена, но всё было очень здорово! Мне очень понравилось. Я купила цветы для Валентина Дьяконова.

«Пламя» пели песни: на стихи С. Есенина «Гой, ты Русь моя родная» (Ю. Петерсон), «Дорога железная», «До 16-ти лет» и еще несколько хороших песен. Потом один из них сказал, что их ансамбль существует пять лет, и они хотели бы вспомнить некоторые песни из прежнего репертуара. В это время я с цветами уже стояла недалеко от сцены. Перед этим уже несколько человек взяли у Валентина автографы, и я решила тоже взять. Я достала две открытки: одну для автографа, а другую подписала: «Пламя», спасибо ВАМ! Вы – молодцы! Желаю всем большого счастья и больших успехов!» Мне так хотелось сказать им много хорошего, но на открытке всё не поместилось. Эту открытку я спрятала в цветы. И когда они заканчивали песни из старого репертуара, я подошла к сцене, а они вдруг все убежали за кулисы. Я не растерялась и стою, жду, когда они снова выйдут. А конферансье спрашивает меня: «Кому?» (т. е. кому цветы?). Не буду же я ему кричать: «Дьяконову!» И тут они выходят. Дьяконов меня не видит и идет сразу на середину сцены, а ко мне направляется другой. Я цветы – к себе, и киваю на В. Дьяконова. Конферансье позвал его: «Эй, гитарист! Вам цветы принесли!» Дьяконов увидел меня и улыбнулся. Подошел, взял цветы и сказал: «Спасибо». А я ему говорю: «Распишитесь, пожалуйста», - и подаю ему другую открытку и ручку. Он отвечает: «Если успею», - а сам уже расписывается. Я поблагодарила и побежала в свой сектор (места были отличные, хоть и незаконные).

Потом они спели последнюю песню, которую всегда пели в конце («Раскрывается сердце»), и, взяв все цветы, что им подарили, ушли за кулисы. У Валентина в руках был мой букет. Их вызывали снова. Они снова вышли, поклонились. У Валентина в руках был все еще мой букет, и открытка выглядывала из него наполовину – это значит, что Валентин уже ее обнаружил, но не успел прочитать. Зрители не отпускали артистов, стены Дворца спорта резонируя с аплодисментами, словно сотрясались. Я отбила все ладони. Артистам передали записку, в которой, видимо, просили исполнить что-нибудь на «бис». Но они больше петь не стали. Знаю, что это случайность, но я была очень рада, что мой букет взял именно Валентин».

«17 октября 1976 г.

Через несколько дней я в нашей библиотеке вырезала из газеты в рубрике «Встречи для Вас» фотографию ансамбля «Пламя» на ступеньках нашего Дворца спорта».

 

 

Фото Г. Длужевского

Всю статью я вырезать не могла, я ее переписала. Вот она.

«Ярче гори, «Пламя»!

В Ростове с большим успехом проходили гастроли вокально-инструментального ансамбля «Пламя». Лауреат конкурса «Песня-75», один из самых популярных эстрадных коллективов, этот ансамбль у молодежи считается своим.

…Пять лет назад мы впервые познакомились с ними как с «Самоцветами». Тогда их первой песней стала «Увезу тебя я в тундру», завоевавшая популярность не только благодаря музыке, но и задорному исполнению молодого эстрадного коллектива. Вслед за удачным дебютом началась полоса успеха – ребята запели первыми песни Туликова, Фрадкина, Шаинского, Тухманова. Манера исполнения ансамбля – ненавязчивая, высокопрофессиональная – пришлась по душе миллионам радиослушателей и телезрителей. Большим успехом пользовались и записанные на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» диски ансамбля – они практически не залеживались в музыкальных отделах магазинов.

Но вот прежние «Самоцветы» перестали существовать, а появились два коллектива – ансамбль «Пламя» и ансамбль «Самоцветы» с новым составом участников. По сути дела, не произошло ничего необычного – ребята решили уйти от ставшей уже традиционной формы, решили создать ансамбль качественно нового направления. Но тема патриотизма, гражданственности осталась для нового коллектива темой номер один.

… Тихо в зале. И хотя мощные динамики доносят до самых отдаленных рядов Дворца спорта слова песни, никто не решается нарушить чуткую тишину. «Гой ты, Русь моя родная!» - льются есенинские строки, тревожат, бередят душу. И когда стихает последний гитарный аккорд, аплодисменты звучат не только как благодарность солисту ансамбля Юрию Петерсону за встречу с прекрасным русским поэтом, но и за очень лиричную мелодию, написанную исполнителем.

Практически сейчас этим никого не удивишь – песнями, рожденными в коллективе. Очень многие наши ансамбли с успехом исполняют композиции, слова или музыка которых созданы ребятами. «Пламя» - не исключение. Так же, как не исключение и высокая профессиональная подготовка – все участники ансамбля имеют музыкальное образование, а солист ансамбля Валентин Дьяконов учится в музыкальном училище имени Гнесиных.

Программа, с которой «Пламя» принимало участие в концертах, в какой-то мере, лишь визитная карточка коллектива – были показаны песни, уже ставшие традиционно популярными, и несколько новых произведений. А что в творческом запасе?

- Мы приготовили композицию из песен Марка Фрадкина, - рассказывает пианист и солист ансамбля Сергей Березин, - работаем над циклом из четырех песен на стихи Сергея Есенина, готовим к показу новые песни Давида Тухманова и Рудольфа Манукова. В первую очередь, стараемся идти от гражданственно направленности – практически в репертуаре «Пламени» нет песен-однодневок.

«Дорога железная, как ниточка тянется, а все, что построено, то людям останется!» - эти слова из песни о Байкало-Амурской магистрали, в какой-то мере, программа и для самого ансамбля. Работа над песней – работа серьезная. Я был на репетиции новой программы и видел, с каким терпеньем ребята отшлифовывали каждый такт, как снова и снова «прогоняли» каждый куплет. За легкостью исполнения на концерте стоят вот эти. Невидимые миру, часы репетиций – однообразных с виду, утомительных. Но кто сказал, что успех легко дается?...

Средний возраст участников ансамбля – 25 лет. Разные характеры, разные вкусы, интересы. Но объединяет их – Иру и Алексея Шачневых, Валю Дьяконова, Юру Петерсона, Сергея Березина, Станислава Черепухина, Юрия Редько и Виктора Дегтярева любовь к песне.

- Нам было очень приятно узнать, что в зале нашими слушателями были парни и девчата с Всесоюзной ударной – «Ростсельмаша», - рассказывает Игорь Никитин. – Теплый прием зрителей всегда радует, а когда зритель – человек с комсомольской путевкой, человек, связавший свою судьбу с ударной стройкой, - это радует вдвойне!...

Они выходят на сцену в ярко-красных рубашка – из далеких секторов они кажутся огненными. Ярче гори, «Пламя», сохрани надолго жар сердец молодых!

К. Серов»

 

К сожалению, тогда, в юности, я не помечала ни дату, ни название газеты. Но, полагаю, это всё тот же «Вечерний Ростов», сентябрь 1976 года.

Впечатление от концерта было не менее потрясающим, чем в сентябре 1974 года. К великому огорчению, я узнала, что у Валентина Дьяконова неважное зрение, и в жизни он носит очки. Сейчас мне это не кажется великой трагедией, а тогда…

У ансамбля все складывалось хорошо. Были песни, гастроли и популярность, однако в финале «Песни- 76», к моему глубочайшему разочарованию, из ансамблей выступали только «Песняры». А песню «Обещание» (из репертуара «Пламени») М. Фрадкина из телефильма «Юркины рассветы» почему-то пела Л. Сенчина с югославским певцом.

 

 

Это Дворец спорта в Ростове-на-Дону в 1990-е. Именно здесь гастролировали певцы и ансамбли. Типовой проект на 4000 мест, похожий есть в других городах (например, в Одессе). Акустика здесь была потрясающая. С левой стороны, где вывеска «автосалон», находились кассы. Сейчас здесь почти запустение. Здание используют под, разного рода, торговые выставки-продажи. Лишь однажды оно было использовано по назначению, когда приезжали фигуристы после проекта «Звезды на льду». Концертов здесь больше не проводят.

 

                                        1977 год

Из дневника

«10 января 1977 г.

Вчера в программе «Трижды три» я слышала новую песню в исполнении ансамбля «Пламя». Пел Валентин. Я запомнила строчки из припева: «Алло, алло, Алёна! – кричу я в трубку телефона,

А мне в ответ – всего три слова снова: «Алены дома нет!»

 

Эту песню пели солисты и других ансамблей, но лучше всех она звучала именно в исполнении Валентина. И другими уже не воспринималась.

 

В следующих подобных записях в дневнике о каждой, увиденной или услышанной мной, новой песни в исполнении ансамбля «Пламя», я радовалась тому, что могу видеть или слышать его, а также восхищалась голосом и внешностью Валентина Дьяконова. Нам, девочкам, девушкам 1970-х нужен был некий идеал молодого человека. Валентин, с его скромностью, застенчивостью, некичливостью, волшебным голосом и внешними данными, совпадал со всеми девичьими чаяниями и мечтами. Мы отождествляли красоту его внешности и голоса с красотой его души. Мы его любили.

Сейчас мне уже 60 лет, но я ни от чего не отказываюсь. Все было по-настоящему и искренне. А голос Валентина Дьяконова и сейчас считаю уникальным.

В настоящее время на телевидении проводятся новые конкурсы-отборы талантливых исполнителей. Один из них – «Голос». Приходят замечательные вокалисты, прекрасно поющие, харизматичные. Но стоит отвернуться, не видеть их лиц, а только слушать, я уже не отличу один голос от другого. Валентина спутать с кем-либо невозможно. И все еще не родился второй человек с таким магическим тембром.

Из дневника

«7 февраля 1977 г.

Я уже давно не слышу ни по радио, ни по телевидению песен в исполнении ансамбля «Пламя». Мне кажется, с ними что-то случилось. Даже страшно становится. Стали чаще звучать «Самоцветы» Ю. Маликова. Видимо, его талант руководителя дал возможность заручиться поддержкой маститых композиторов. В исполнении «Самоцветов» я слышала «Ласковую песню» М. Фрадкина и «Бамовский вальс» С. Туликова. Они стали вполне хорошо петь, мне только не нравится их солистка – Е. Кобзева, у нее какой-то резкий голос. Я люблю и хочу слушать «Пламя».

«8 марта 1977 г.

Сегодня в программе «Для Вас, женщины!» выступал ансамбль «Пламя»! Они пели песню «Здравствуй, мама!». Пел Валентин. Съемочная камера была все время направлена на него. Эта песня есть у меня на маленькой пластинке, на ней еще: «Дорога железная», «До 16-ти лет» (моя любимая) и «Дорога дальняя». Такая пластинка есть у одноклассницы Наташи Д. Когда она была на тренировке во Дворце спорта во время гастролей ансамбля «Пламя», она запросто взяла автографы у В. Дьяконова, И. и А. Шачневых, Ю. Петерсона и С. Березина. Я попросила у нее конверт от пластинки и через стекло перевела автографы на тетрадный листок.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!