Архилох (начало VII в. до н.э.)
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА (VII - VI В.В. ДО Н.Э.)
В древнегреческой литературе VII–VI вв. до н. э. обострившиеся противоречия между коллективом и личностью подтолкнули возникновение и развитие жанра лирики, которому свойственно прежде всего личное поэтическое самовыражение.
Термин «лирика» происходит от названия древнегреческого музыкального инструмента – лиры. Под её аккомпанемент и исполнялись произведения лирического жанра. Само понятие «лирика» было позже введено александрийскими учеными, которые основывали это наименование на формальных признаках – на характере аккомпанемента. В новое время термином «лирика» определяли содержание поэтического жанра, сложившегося в Древней Греции в VII–VI вв. до н. э. Поэтому лирическими сейчас называют стихотворения, передающие мысли и чувства автора, его настроения, его мгновенные душевные движения.
Жанры древнегреческой лирики. Древнегреческую лирику VII–VI вв. до н. э. принято делить на три жанра: на элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Не все эти жанры исполнялись под звуки лиры. Для элегий и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательно; иногда ямбы исполнялись под звуки флейты, а мелические произведения под звуки как лиры, так и флейты.
В основе древнегреческой лирики лежит преимущественно культовая и обрядовая фольклорная песня. За каждым жанром лирики, как и за всяким жанром древнегреческой поэзии, был закреплен определенный стихотворный размер. Только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.
|
|
Древнегреческая элегия. Для древнегреческой элегической лирики, развившейся, согласно античной традиции, из обрядовой заплачки, причитания, характерно чередование гекзаметра и пентаметра, которое мы называем элегическим дистихом. Вот как он звучит на русском языке:
«Между дурными людьми никогда не ищи себе друга.
Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй»
(Феогнид; пер. В. В. Вересаева).
В Древней Греции элегия не имела обязательного скорбного характера. Она могла содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: мы знаем элегии военные, политические, любовные.
Но элегии VII–VI вв. до н. э. всегда имеют наставительный характер: в них заключен либо призыв к чему-то, либо протест против чего-то, либо они убеждают в чем-то лиц, к которым обращается поэт (к грекам ли вообще, к гражданам своего города или к лицам своего социального круга).
Как и все другие виды древнегреческой лирики VII–VI вв. до н. э., элегии большинства тогдашних поэтов сохранились в незначительных фрагментах. Более или менее связные отрывки дошли до нас от таких поэтов, как Тиртей (военная элегия),Мимнерм (любовная элегия), Солон (политическая элегия). Только творчество Феогнида (политическая элегия), в отличие от творчества других представителей древнегреческой элегии, представлено объемистым сборником.
|
|
Ямбическая лирика. Ямбография – один из древнейших видов греческой поэзии, первично связанный с культом богини плодородия Деметры.
Для древнегреческих праздников плодородия был характерен разгул, перебранка, сквернословие, пение насмешливых и обличительных песен. Народ верил в магическое воздействие подобного рода действий и песен на плодородие земли. Такие песни и назывались ямбами.
Крупнейшим представителем древнегреческой ямбической лирики был знаменитый поэт Архилох. Кроме него ямбические стихотворения писали Симонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский (VI в. до н. э.) и др.
Вывод:
Жанр лирики в древнегреческой литературе появляется в VII в. до н.э. Конец VII - начало VI в.в. до нашей эры дает нам уже богато развитую, разнообразную по жанрам лирическую поэзию. Термин лирика (от слова лира) возникает много позже расцвета лирической поэзии, в III - II в.в. до н.э.. Буквально он обозначал такое стихотворение или род поэзии, которое исполнялось под аккомпанемент музыкального инструмента (лиры, кифа-ры, флейты и др.). Сами греки использовали слово “мелика” - от греческо-го “мелос”, т.е. песня.
|
|
Следуя античной классификации, необходимо различать следующие жанры лирической поэзии:
1) Декламация:
1. Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Феогид, Солон) - лирический жанр, к которому относились стихотворения, построенные с помощью сочетания гекзамера с пентаметром. Содержится эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
2. Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)- произведения, написанные двусложным стихом (трохей, ямб), их содержание сатирическое.
2) Собственно мелика:
1. Хоровая мелика (Пиндар, Вакхилид)- получила распространение благодаря различным культам, праздненствам. Жанры: гимны, энкомии (хвалебные песни), оды, френы, эпиникии.
2. Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
Как любой вид искусства, древнегреческая лирика зарождалась и развивалась в условиях исторических изменений. Менялся общественный строй, экономика, усилилась классовая борьба. В это время зарождаются колонии. Происходит переоценка роли личности в обществе и истории. И если ранее в поэтических произведениях на первый план выступало повествование событий, то теперь поэты заговорили о своих личных переживаниях, о восприятии окружающего мира изнутри.
|
|
Декламационная лирика
Архилох (начало VII в. до н.э.)
Архилох родился на острове Паросе. Его малоизвестная нам жизнь была бурной. Он сам откровенно рассказывает, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. Есть предание об его неудачном романе с Необулой, дочерью Ликамба, который воспротивился этому браку. Рассказывают, что Архилох мстил ему ямбами и довел его до отчаяния и самоубийства. Смерть свою Архилох нашел в сражении между паросцами и наксосцами.
Нам мало известно о его гимнах (хотя его знаменитый гимн Гераклу традиционно исполнялся в честь победителей). Писал он также басни, эротические стихотворения и эподы.
Зато мы довольно хорошо осведомлены о его элегиях. Здесь мы находим темы веселые, остроумные, жизнерадостные, наивные и отважные. Он заявляет, что ему одинаково близки интересы бога войны и муз, бахвалится своей профессией воина, сам смеется над своей изменой, не страшится нареканий черни, любит наслаждения жизни, не боится судьбы и случайностей и рекомендует все-j перетерпеть, быть стойким и не унывать.
Архилох был известен также эпиграммами, и в частности эпитафиями (надгробными надписями).
Однако особенно славились ямбы Архилоха. Здесь он выражал свою любовь к Необуле с большой страстью и волнением.
В одном фрагменте он рисует себя жалким от страсти, как несказанные муки пронзают насквозь его кости.
Значение Архилоха велико, особенно для трех великих трагиков и Аристофана. Он поражает разнообразием своих ритмов, пользуется так называемым "паракаталоге" - исполнением, средним между пением и чтением, чем-то вроде мелодекламации или речитатива. Известно, что он сам сочинял музыкальные произведения для флейты. Но главное - это замечательное содержание лирики Архилоха, в которой мы находим мораль в весьма остроумной и блестящей форме, лишенную всякой скуки, а также ясное и спокойное самоотдание потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и кончая Музами, богинями искусства, начиная от юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику. Он - воин, женолюб и женоненавистник, поэт, "гуляка праздный", и страстный жизнелюбец, а в конце концов еще и философ, напоминающий нам о текучести жизни человеческой, но в то же время утешающий нас учением о ее вечном возвращении. На нем, пожалуй, больше всего сказался переходный период от старинных и строгих форм жизни к новым, когда поэт, оторвавшись от старого, еще не успел примкнуть к новому и находится в состоянии вечного скитальчества и экспрессивных реакций на хаос жизни. Ему же свойственна также и большая широта в выборе жанров (от гимнов до басен).
Архилох жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов; настроение эпохи ярко отображено в его стихотворениях. Архилох отказывается от героического идеала гомеровской традиции. Он предпочитает активное участие в жизни, безличному «эпосу аристократии» противопоставляет субъективную поэзию личности — антагониста общественным условностям.
Знамениты стихи Архилоха о том, как он, чтобы спасти себе жизнь, бросил на поле боя щит (что считалось позором). В этих стихах Архилох использует метр и эпические формулы «Илиады»; что придает тексту откровенно пародийный характер.
В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию
Тиртей - Согласно античному преданию, был хромым учителем, которого афиняне послали на подмогу спартанцам, когда те находились в тяжёлом положении во время Второй Мессенской войны. Тиртей так воодушевил спартанцев своими стихами, что они ринулись в бой и одержали победу.
Стихотворения Тиртея, написанные в стиле ионийской элегии и во многом перекликающиеся с греческим эпосом, содержат хвалу спартанским учреждениям, мифы, освящающие строй спартанской общины, призывы к сохранению «доброго порядка», прославление воинской доблести и описание жалкой участи труса. Безыскусные, но сильные стихи Тиртея служили у спартанцев военными песнями.
СОЛОН.
Для самого Солона стихи были прежде всего средством воздействия на граждан. У него преобладают политические и нравоучительные темы
Целая серия стихотворений связана с законодательством Солона (594 г.). Автор старается обосновать примирительную позицию, которую он занимал в классовой борьбе Афин, разъясняя свои реформы, полемизируя с противниками. Аргументы Солона имеют по большей части религиозно-нравственный характер. Он обращается с укорами к обеим враждующим сторонам, к аристократии и к демосу, призывая их пойти на взаимные уступки во имя «справедливости», убеждает, предостерегает, грозит божественным возмездием за «неправду». Характерно, одна ко, что божественную кару Солон видит не в каких-либо имеющих произойти стихийных бедствиях, а в гражданских раздорах и ослаблении военной мощи города, как следствиях дурных стремлений граждан компромиссного характера своего законодательства он нисколько не скрывает, неоднократно подчеркивая, что считал нужным охранять интересы обеих групп, «прикрывая и тех и других мощным щитом». Преобладающий тон стихотворений — спокойно-увещевательный, и лишь изредка речь приобретает характер сдержанной, но гневной угрозы. Литературное творчество Солона не ограничивалось, однако, темами, непосредственно относящимися к его политической деятельности.
Поэты мелической лирики
Алкей (жил в VII – VI вв. до н.э.) Родился на о. Лесбос, и был современником и соотечественником Сапфо и Питтака.
В его поэзии преобладает общественно-политическая тематика. Очень известно его поэтическое сравнение государства с кораблём. Сохранившиеся фрагменты текстов Алкея охватывают широкий спектр тем: гимны богам (пеаны), бунтарские песни (стасии), застольные песни (сколии), любовные песни (эротики). С политической деятельностью Алкея тесно связаны стасии, составляющие основную часть его текстов.
Стасии в непосредственной форме выражали чувства и взгляды общественной группы, вовлеченной в борьбу за власть.
ОСТАЛЬНЫЕ ПОЭТЫ МЕЛАНИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ ПРОПИСАНЫ В ТЕТРАДИ
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!