Антиромантическая позиция Гончарова



Об этом высказался М. Поляков в предисловии к книге “И. А. Гончаров в русской критике“: “Гончаров сознательно осуществил мечту Белинского о художественном разоблачении житейского и литературного романтизма… Встречающиеся в его раннем творчестве гоголевские интонации, прямые заимствования из статей Белинского, ироническое снижение романтической традиции — живое свидетельство того, что художественные взгляды Гончарова сформировались под исключительным влиянием Гоголя и Белинского“. Исчерпывающее заключение по этому поводу дает Н. И. Пруцков (правда, не в виде ответа М. Полякову, а в качестве свободного рассуждения). «Было бы неправильным, односторонним считать, — пишет он, — что “Обыкновенная история“ возникла лишь под влиянием антиромантических статей Белинского и Герцена и вообще той литературно-общественной борьбы, которая развернулась против мечтательного романтизма в 40-е годы. Воздействие того и другого оставило определенные и достаточно сильные следы в истории формирования идеологической позиции Гончарова. Но это воздействие не было лишь влиянием, оно падало на благодарную почву, было подготовлено самой жизнью. Писатель имел собственные, далеко идущие счеты с романтизмом. Спор с романтизмом у него начался раньше появления статей Белинского и Герцена, продолжался во всех последующих его произведениях, составляя органическую черту его мировоззрения, общественной позиции». Далее Пруцков прослеживает антиромантическую тенденцию и в ранних произведениях писателя: “Лихой болести“ (1838), “Счастливой ошибке“ (1839) и “Иване Савиче Поджабрине“ (1842). Эта тенденция присутствует также и в самой ранней повести Гончарова “Нимфодора Ивановна“ (1836), не упоминаемой исследователями.

Любовный треугольник и его место в коллизии романа

Важной сюжетной линией романа «Обломов» являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака. Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо. В нем читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке. Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее

Люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…». Удивительно, что именно Ольга решила разорвать их отношения. Это она объясняет тем, что она полюбила будущего Обломова.

Чтобы окончательно разобраться в отношениях между Ольгой и Обломовым, стоит вспомнить задание о двойных звездах, которое задала Ольга Обломову. Две звезды — это и есть модель любви Обломова и Ольги. По мнению Ольги, две звезды должны вечно двигаться вместе и никогда не расставаться, а для Обломова — одна звезда должна пожертвовать собой, и этой жертвой должна была стать Ольга, которой бы пришлось пожертвовать своими принципами ради него. «Никогда, и ни за что!»- это слова Ольги, которые показывают, что она не примет модель Обломова. А следовательно, их отношения были уже тогда обречены на провал, ведь они были совершенно разные.

Особенности концепции реализма у Гончарова

Роман "Обломов" сыграл большую роль в развитии критического реализма в русской литературе. Гончаров раскрывает обломовщину, как определенное явление действительности, вскрывая ее социально-исторические, морально-психологические истоки, рассматривая ее во всех чертах и особенностях, прослеживая ее жизненное развитие и перспективы. В романе проявилось мастерское умение писателя связать все детали и мелочи быта и переживаний в единую целостную картину огромного обобщающего значения. "Огромная идея автора во всем величии своей простоты улеглась в соответствующую ей рамку, - справедливо замечает Писарев. - По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности... В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта пред глазами читателя; нет путаницы внешних событий, нет придуманных и рассчитанных эффектов, и потому анализ автора ни на минуту не теряет своей отчетливости и спокойной проницательности. Идея не дробится в сплетении разнообразных происшествий: она стройно и просто развивается сама из себя, проводится до конца и до конца поддерживает собою весь интерес без помощи посторонних, побочных вводных обстоятельств... Редкий роман обнаруживал в своем авторе такую силу анализа..." "Обломов" Гончарова был новым выдающимся достижением русского реалистического романа.

Одним из главных признаков реализма было для Гончарова типическое изображение жизни, отображение в литературе существенных сторон действительности. "Если образы типичны, - писал он в статье "Лучше поздно, чем никогда", - они непременно отражают на себе - крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны. То есть на них отразятся, как в зеркале, и явления общественной жизни, и нравы, и быт". Гончаров всегда указывал, что невозможна художественная правда без глубокого понимания действ ительности. На упреки в том, что в своих произведениях, рисуя жизнь различных слоев русского общества, он никогда не изображает крестьян,

Гончаров отвечал: "Я не знаю быта, нравов крестьян, не знаю сельской жизни, сельского хозяйства, подробностей и условий крестьянского существования...

Описывать или изображать крестьян было бы с моей стороны претензией, которая сразу обнаружила бы мою несостоятельность". Общественная роль искусства

 

Гончаровым всегда связывалась с тем, насколько оно показывает правду действительности. "Имея за себя "правду", истинный художник всегда служит целям жизни более близко или отдаленно".


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!