Кочевые скотоводы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.



Леонтьевой Ольги,

Об-Ри-51

Занятие 2. Народы Северной и Северо-Восточной Африки.

1.Основные этапы этногенеза народов Северной и Северо-Восточной Африки.

2.Земледельческие народы: особенности хозяйства и культуры.

3.Кочевые скотоводы  Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.

4.Городские цивилизации Северной Африки.

Основные этапы этногенеза народов Северной и Северо-Восточной Африки.

Северную Африку и часть Северо-Восточной Африки нередко называют Арабской Африкой, так как большинство её жителей говорит на арабском языке. Она включает страны Магриба (Марокко, Алжир, Тунис, Ливию), Египет и Северный Судан. Также сюда нередко относят Западную Сахару и Мавританию. На севере Африка омывается водами Средиземного моря, на западе – Атлантического океана, на востоке – Индийского. Север территории занимает средиземноморская природная зона (узкая полоса вдоль моря). Большую часть – пустыня Сахара.  По побережью Средиземного моря, по склонам Атласских гор развита средиземноморская субтропическая растительность.

Крупнейшие народы

Ароазийская семья:

· семитская группа (арабские народы); населяют Египет, большую часть Ливии, Туниса, Алжира, Марокко;

· берберская группа; населяют главным образом Северо-Западную Африку (кабилы, тамазигг, рифы и др.), а также кочуют в Центральной Сахаре (туареги).

Нило-сахарская семья, восточносуданская группа (нубийцы и др.); проживают на юге Египта и севере Судана.

Сплочение арабов и берберов, ускоренное национально-освободительным движением против европейских колонизаторов,привело к формированию крупных наций – египетской, ливийской, тунисской, алжирской, марокканской. В Северном Судане с его сложным этническим составом нация консолидируется на языковой и религиозной основах (арабоязычные мусульмане).

Арабы и берберы относятся к европеоидной расе. Для них характерны тёмный цвет волос и глаз, смуглая кожа, слегка волнистые волосы, узкое лицо, тонкий прямой нос.

Нубийцы относятся к переходной между европеоидной и негроидной эфиопской расе. Для них характерны тёмный цвет волос и глаз, смуглая или тёмная кожа, волнистые волосы, узкое лицо и тонкий нос, губы тонкие или средней толщины, более высокий рост.

С VIII тыс. до н. э. в Северной Африке сформировалась неолитическая культура, общая для бассейна Средиземного моря. Побережье населяли земледельцы. Они обладали европеоидным обликом. Насовременной территории Сахары была саванна, в которой проживали кочевые охотники и скотоводы, негроиды. После II тыс. до н. э. началось опустынивание, население мигрировало в Судан или было ассимилировано берберами. Берберы мигрировали в Северную Африку в III тыс. до н. э. из Юго-Западной Азии. Точное происхождение их неизвестно.

 На территории Египта на рубеже IV – III тыс. до н. э. из разрозненных общин, населявших долину и дельту Нила, образовалось два государства – Верхний Египет (Южное царство) и Нижний Египет (Северное царство). В культурном смысле они были достаточно близки, но в политическом и военном – постоянно враждовали между собой. Приблизительно в 3000 г. до н. э. Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Нубия, или Земля Куш (область в долине Нила между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте), была источником рабов, золота, слоновой кости для древних египтян. Племена Нубии египтяне изображали с чёрной кожей, курчавыми волосами и толстыми губами, т. е. негроидами. На других рисунках того же времени они изображены с лицами коричневого цвета. Тем самым демонстрировалась расовая неоднородность населения Нубии или его переходность от негроидной к европеоидной расе. В середине II тыс. до н. э. Нубия стала частью Египта, в I тыс. до н. э. входила в состав Мероитского, или Эфиопского, царства. К западу от египтян проживали древние ливийцы (по цвету кожи более светлые, чем египтяне). Область их расселения, по- видимому, распространялась до Атлантического океана. Они являются древнейшим элементом этнического субстрата современных народов Северной Африки, говорящих как на языках берберской группы,так и на диалектах арабского языка. В начале I тыс. до н. э. племена ливийцев оказались под влиянием торговой и культурной деятельности финикийских колонистов. С XII в. до н. э. финикийцы основывали торговые города на Средиземноморском побережье. В 814 г. до н. э. они основали город Карфаген (на территории современного Туниса). В последующие столетия Карфаген стал столицей могущественной империи, занимавшей большую часть Северной Африки и периодически захватывавшей южные области Пиренейского полуострова, Сардинию и Сицилию. Во время борьбы между Карфагеном и Римом (III – II вв. до н. э.) в Северной Африке существовало два государства с ливийско-берберским населением – Нумидия и Мавритания. Нумидия занимала область восточного Алжира и южного Туниса, Мавритания – западную часть Алжира и северные районы Марокко. Наибольшее значение имела Нумидия, поэтому бывших ливийцев часто называли нумидийцами. В 146 г. до н. э. Карфаген был разрушен римлянами. Это привело к господству римлян на Средиземноморском побережье Африки. Наступил период относительного мира. Берберы расселились в городах на побережье, начался процесс строительства больших городов,были сооружены дороги, мосты, акведуки. Упоминания о нумидийцах постепенно исчезают, и местное население стали называть маврами. В III в. распространяется христианство. Упадок Римской империи сопровождался вторжением германских племён. В V в. тевтонское племя вандалов двинулось на юг с Пиренейского полуострова, пересекло Средиземное море и захватило значительную часть Северной Африки. В VI в. Византия разгромила вандалов и установила свою власть. На большей части территории был установлен порядок, но значительная часть внутренних районов находилась в руках берберских племенных вождей. В конце VII в. на территории Северной Африки появились арабы-мусульмане. В том же веке они покончили с остатками византийского правления, но сумели подчинить берберов лишь после ожесточённой борьбы. Завоеватели принудили местное население принять ислам, навязали свои язык, культуру, систему правления, создав арабо-берберскую цивилизацию, сохранившуюся до наших дней. Вследствие арабских завоеваний Африка практически на тысячу лет оказалась изолированной от европейской цивилизации и в большей мере была связана с культурным миром средневекового Востока. В конце XV в. христианская Испания, разгромив на своей территории последнее мусульманское государство, Гранаду, направила свои войска в Африку. Местные арабские правители обратились за помощью к падишахам Османской империи. Турки изгнали испанцев из Северной Африки, но затем отстранили от власти арабов и стали править самостоятельно. Наступил период относительной стабильности.

2.Земледельческие народы: особенности хозяйства и культуры. В сфере сельского хозяйства соотношение земледелия и скотоводства в разных областях неодинаково. Земледелие в долине Нила зародилось в глубокой древности. Сначала просто бросали семена злаков во влажный ил и дожидались урожая. Такой вид земледелия получил название лиманного, или болотного. С IV тыс. до н. э. древние египтяне начали практиковать простейшее искусственное орошение и обработку полей мотыгой. К III тыс. до н. э. относятся свидетельства о применении лёгкого бесподошвенного плуга. Во II тыс. до н. э. ему на смену приходит подошвенный (полозной) плуг. Тогда же создаётся густая сеть каналов, орошающих «высокие» (незаливаемые во время разлива) поля. Современное земледельческое хозяйство египетских крестьян во многом повторяет древнюю систему полеводства. Сельскохозяйственный год делится на три сезона – зимний, летний и осенний. В первый сезон (ноябрь – март) сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые и др.; в следующий сезон (апрель – август) сеют хлопок, лён, коноплю, сахарный тростник, рис, кукурузу; осенью (сентябрь – ноябрь), в период наивысшего подъёма нильских вод, ‒ рис, кукурузу, просо. Феллахи (египетские крестьяне) зачастую пользуются плугом, который мало чем отличается от древнеегипетского. По-прежнему в ходу мотыга, особенно при обработке огородов, посевов хлопка и кукурузы, рытье каналов. Созревшие злаки традиционно жнут серпами или вырывают стебли с корнем. Для молотьбы употребляют цепы ‒ молотильную доску с металлическими дисками или каменными зубьями, в которую впрягают пару быков. В Египте применяются современные способы ирригации, но значительная часть бедных крестьян, как прежде, вынуждена поднимать воду на свои поля примитивными средствами: это шадуф, напоминающий колодец-журавль, и сакийе – водоподъёмное вертикальное колесо с закреплёнными на нём кувшинами. Скотоводство в Египте из-за отсутствия пастбищ не получило достаточного развития. Разводят главным образом рабочий скот.

Основные районы земледелия в Магрибе – прибрежная полоса и горные долины Атласа. В горах Атласа и на юге живут многочисленные бербероязычные этносы (шильх, кабилы, риф, туареги и др.), на крайнем юге и юго-западе — небольшие негроидные народы. На севере и западе региона прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые (ячмень, твердые сорта пшеницы, кукурузу), возделывают виноград, ранние овощи, фрукты; выращивают табак и цитрусовые. Разводят крупный рогатый скот.

Жители гор — оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Их небольшие искусственно орошаемые поля размещаются на террасах, расположенных ярусами по склонам гор. Они выращивают зерновые культуры, овощи и фрукты. Животноводство (овцеводство) — отгонное. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. На реках строятся водоотводные или водосливные плотины, от которых отходят ирригационные каналы. Близ выхода горных потоков из ущелий или вокруг источников расположены оливковые рощи и сады. Земледелие — пашенное. Основные орудия — соха, серп, деревянные вилы. Почвенный слой здесь неглубок, почвы каменисты, и необходимо оставлять земли под паром на следующий после посева год с выпасом скота на незасеянных полях. Дальше к югу, в полупустынях, земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах, вдоль вади или вокруг колодцев. Жители выращивают поливные культуры. Главная из них — финиковая пальма, плоды которой служат основой питания жителей пустыни, а древесина и листья используются для построек.

На юге Марокко распространены саманные, глинобитные или сложенные из нецементированного камня жилища. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дорог. Местами сохраняется старинное жилище гурби — хижина, крытая тростником или соломой, со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Более распространены дома так называемого арабского типа — глинобитные четырехугольные, чаще всего одноэтажные, с плоскими кровлями. Они образуют ксур — укрепленную деревню.

 У большинства жителей Северной Африки одежда общеарабского типа. У мужчин это длинная белая рубаха с широкими рукавами и без воротника (джеллаба), теплый, чаще темный бурнус поверх нее, тюрбан. Мужчины носят также легкие шапочки шешшиа, плотно облегающие голову, изготовленные из тонкого шелка, а то и гипюра. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья белого, розового, бледно-зеленого цвета. Горожанки закрывают лицо особым легким покрывалом (чаршаф, или леуж), иногда из цветной прозрачной ткани. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Среди этносов, говорящих на берберских языках, наиболее многочисленный — кабилы (ок. 4,5 млн человек), живущие в горах Алжира. Они занимаются земледелием, выращивают оливки, фиги, пшеницу, ячмень. Распространено также животноводство. Деревни с узкими извилистыми улицами, с домами за высокими заборами, располагаются по склонам гор. Традиционный дом — глинобитная однокамерная постройка без окон; сейчас все чаще строятся двух-, трехэтажные дома с окнами и черепичной крышей. У входа в деревню находится ток, амбары, прессы для изготовления оливкового масла. Сегодня значительная часть населения Северной Африки (от примерно 30% в Судане до более чем 60% в Тунисе) живет в городах.

Кочевые скотоводы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.

Наиболее высокий удельный вес неоседлого населения отмечен в Северной Африке: значительные по численности группы скотоводов-кочевников и полукочевников зафиксированы в Судане, Марокко, Алжире, Ливии. Для стран Северной Африки характерен более или менее однородный состав населения – арабы и берберы.

Кочевники пустыни разводят верблюдов, овец и коз. Наиболее типичны туареги юга Алжира. Их стоянки, как правило, невелики — пять-шесть палаток; обширна и многолюдна только стоянка вождя. Стоянки располагаются там, где достаточно корма для скота и недалеко колодец. Они остаются на месте, пока на пастбище есть трава (обычно от десяти до тридцати дней). Палатка (эхан) имеет высоту 1,5—1,8 м и сооружается из хорошо обработанной кожи — мягкой, непромокаемой, которая натягивается па каркас из деревянных жердей. Она легко разбирается и перевозится на верблюде. Дверь в ней заменяет циновка или кошма. В палатке живет одна семья. В мужской — восточной— половине палатки хранятся седла, оружие; в женской — западной — кухонная утварь, запасы продовольствия, одежда. Однако жизнь проходит главным образом не в палатках, а перед ними — около очага, сложенного из трех камней. Один из главных продуктов питания — молоко. Его добавляют в блюда из зерновых и фиников; пьют сыворотку; из сливок сбивают масло; готовят также сыр, который затем высушивают. Зерно проса и пшеницы туареги выменивают у земледельцев на кожи, мясо, ремесленные изделия. Из муки и крупы делают печенные на углях лепешки или кускус (шарики из каши). Очень важный пищевой продукт — финики. Их едят сырыми или высушивают, собирая затем в большие тюки. Сушеные финики берут в дальние походы пастухи, воины и караванщики; иногда финики толкут в ступе и едят с верблюжьим молоком. Мясо едят нечасто — обычно по праздникам. Вечерами перед тем же очагом собирается все население стоянки: слышны рассказы; молодые люди поют песни в сопровождении амзада — смычкового инструмента, состоящего из богато декорированной тыквы-резонатора, кожаной деки и волосяных струн. Это женский инструмент и именно женщины — поэтессы, певицы, музыкантши, сказительницы. Вообще роль женщин в обществе туарегов очень велика: они хранительницы морали и традиций, часто именно они вершат важные дела. Одежда туарегов: мужчины обычно носят просторные шаровары, гандуру — длинную свободную рубаху с вышивкой, а также покрывало, закрывающее лицо. Это единственный народ, где закрывают лицо, никогда не снимая покрывало, именно мужчины. Излюбленные цвета — синий и белый. Праздничный наряд включает несколько гандур. В прохладное время — а ночи в пустыне бывают холодными — богатые людиносят бурнус (плащ-накидку), а другие — шерстяное одеяло и тюрбаны. На ногах – кожаные узорчатые сандалии. Теперь многие стали носить рубашки европейского образца.

 

Женщины обертывают вокруг бедер кусок белой ткани, носят гандуру и большое прямоугольное покрывало, иногда — туники1 из мягкой кожи. И мужчины, и женщины очень любят украшения: перстни из серебра, браслеты из змеевика, сланца или известняка, искусно выделанные чехольчики из кожи (для ношения иголок и амулетов), ожерелья и т. п.

Стада верблюдов — основное богатство туарегов. Верблюд дает шерсть, молоко, кожу, мясо, он перевозит всю семью и скарб кочевника, хорошо служит воинам. Часть года туареги кочуют, а в начале «зимы» собираются близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни.

Значительную роль в жизни туарегов играла караванная торговля.  Туареги занимаются ковроделием, изготовлением шерстяных тканей, выделывают переметные сумы, покрытия для палаток, ковры.

Оромо - представители второго по численности народа Эфиопии. Появившись на этих землях в XVI в., оромо заняли экологическую нишу, благоприятную для занятия скотоводством. Они занимаются и земледелием и скотоводством, разводя крупный рогатый скот. Пастбища перемежаются с пахотными участками. Быков и волов используют как тягловых животных. Крупный рогатый скот, ослы, вьючные лошади и мулы пасутся вместе, а козы и овцы — отдельно. Запасов кормов обычно не делают, но тщательно следят за продуктивностью пастбищ, в межсезонье подкармливают коров небольшим количеством зерна. В горных местностях занимаются отгонным скотоводством: со скотом отправляются молодые мужчины и мальчики и строят на горных пастбищах временные жилища. У оромо сохраняется племенное деление, и некоторые группы продолжают заниматься кочевым скотоводством. Их материальная культура определяется кочевым бытом, у них сохраняются традиционные верования, разработан собственный календарь, еще жива система возрастных групп и классов. Мужской народный костюм оромо состоит из двух кусков ткани; один оборачивают вокруг тела наподобие юбки, другой живописно драпируется на плечах и груди. Женская одежда — несколько раз обернутая вокруг тела яркая полосатая ткань. И среди мужчин, и среди женщин распространены накидки из выделанной кожи, украшенные раковинами-каури.

Кочевым скотоводством занимается и большая часть народа сомали. На севере и в пустынных южных областях Африканского Рога они разводят верблюдов, коз и овец, а на юге, где климат не столь засушлив — коров (породы зебу с горбатой холкой). Сомали соблюдают строгий порядок выпаса скота и перекочевок по давно выверенным маршрутам, что позволяет поддерживать экологическое равновесие в этих суровых природных условиях. Сохраняется половозрастной характер разделения труда. Дети пасут мелкий скот, мужчины — верблюдов и коров. Доят верблюдиц мужчины, коров — юноши, овец и коз — женщины. При перекочевках впереди идут дети с несколькими взрослыми, гоня овец и коз, затем — юноши с верблюдами, за ними — женщины с гружеными верблюдами. Вооруженные мужчины следят за порядком во всем караване. Скот обеспечивает кочевников и жилищем, и обувью, и пищей. Основу пищи кочевников составляют молочные продукты, изредка — мясо мелкого рогатого скота. Крупный скот забивают только по праздникам. Зерновые и овощи кочевники получают по обмену у земледельцев. В сельской местности и у значительной части городского населения сомали сохраняется традиционная одежда. Женщины носят длинные широкие юбки; красиво драпированные куски ткани, обернутые поверх, закрепляются на правом плече. Мужская одежда — несшитая, она состоит из двух широких кусков ткани, чаще всего клетчатой: один обертывается вокруг бедер, другой накидывается на плечи. На ногах носят кожаные сандалии, на голове — плотную шапочку — кафил, которая иногда дополняется тюрбаном.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!