Туника Бокстенского человека.

Июня 1936 года в болоте неподалёку от города Варберг (лен Халланд, южная Швеция) было обнаружено тело человека. При осмотре тела было установлено, что потерпевший был убит несколькими ударами тяжёлого тупого предмета по голове, после чего преступники пригвоздили его двумя кольями ко дну болота. Потерпевший был одет в шерстяную тунику, худ, плащ, шоссы, поверх которых были надеты вторые (более короткие) шоссы и кожаные ботинки. Брэ и нижняя рубаха (вероятно - льняные) не сохранились. В ходе осмотра места происшествия были изъяты следующие предметы, принадлежавшие пострадавшему: два кожаных пояса, два ножа в ножнах и небольшой кожаный футляр (сумка?) неустановленного назначения.

Оперативно-следственные мероприятия позволили установить, что преступление было совершено в XIV веке. Введённый в провинции план-перехват результатов не дал. Местная полиция передала дело в музей города Варберг. Безымянный пострадавший был назван по названию фермы, рядом с которой его обнаружили – Бокстенский человек.

 

Необходимый дисклеймер:

Комплект, который вы увидите в этом ролике, по целому ряду причин не может считаться реконструкцией одежды Бокстенского человека. Но его в целом можно использовать в качестве иллюстрации особенностей кроя одежды болотного человека из Бокстена. 

 

О Бокстенском человеке.   

Возраст: от 25 до 60 лет, скорее всего около 30-35. Рост около 180 см., худощавого телосложения. Жил он в XIV веке, но когда именно – не ясно. Маргарета Нокерт, автор книги Bockstensmannen och hans Dräkt, предположила, что находка относится к 30-м годам XIV века. Уве Вейнерхольм выдвинул гипотезу, согласно которой человек из Бокстена – это Симон Гудмунди, священник, который собирал свидетельства чудес, необходимые для канонизации Екатерины Шведской. Екатерина из Вадстена умерла в 1381 году, что делает Бокстенского человека как минимум на полвека моложе. Основанием для гипотезы служат буквы S.G., которые Вейнерсхольм обнаружил на небольшом гербовом щитке и интерпретировал как инициалы Симона Гудмунди. К сожалению, среди фотографий экспозиции музея этот щиток я найти не смог, доктор Вейсхольм, насколько я понял, ссылается на фотографию с раскопок, на которой рядом с трупом видно что-то похожее на небольшой бейдж в форме щита, на котором проглядывается что-то напоминающее буквы. Насколько такое основание для гипотезы устойчиво и достаточно, судить не берусь.

Одежда тоже не позволяет прояснить ни приблизительную дату смерти Бокстенского человека, ни его статус. Худ с длинным лирипипом говорит о том, что это, скорее всего, XIV век, а человек если не зажиточен, то, по крайней мере, не беден. Но при этом крой туники довольно архаичен, что может говорить как о большем возрасте находки, так и о более низком социальном статусе её владельца. А может быть региональной особенностью.  

Важная информация о региональных особенностях: крой бокстенской туники – прямой достаточно узкий стан с клиньями от пояса – не характерен для остальной части Западной Европы. Безоговорочно использовать его можно только в том случае, если вы реконструируете Скандинавию XIV века или более ранний период.

 

Нижняя одежда

Нижний слой одежды Бокстенского человека не сохранился. Вероятно, он состоял из нижней рубахи и брэ и был сшит из льняной ткани. Ткани растительного происхождения сохраняются в земле гораздо хуже, и отсутствие каких-либо следов нижней одежды при довольно хорошей сохранности верхней, шерстяной, может служить доказательством того, что сшита она была из ткани растительного происхождения. Это, к слову, касается и ниток, которыми была сшита одежда Бокстенского человека: при хорошей сохранности шерстяных ниток ткани, нитки, которыми эта ткань была сшита, не сохранились.

 

Крой нижней рубахи идентичен крою верхней, о которой я расскажу чуть позже.

 

Брэ: довольно длинные, до середины бедра, достаточно узкие, но не облегающие. Скроены из одной детали с треугольными вставками сбоку, сверху подшита отдельная деталь для пояса, к которому должны крепиться шоссы. Подобные брэ можно видеть на многих изображениях XIV века. С учётом архаичности кроя туники, возможно, стоило сшить более широкие и объёмные брэ, характерные для более раннего периода.

На теле Бокстенского человека было найдено два кожаных пояса. Я предположил, что один из них поддерживал брэ и шоссы, поэтому использовал для подвязки брэ узкий кожаный пояс.

 

Несколько слов о поясах. Оба вырезаны довольно грубо: ширина большего пояса в 3-5 см это не равномерное сужение к одному из концов, просто пояс вырезан настолько неровно. Следов декоративных накладок на поясах нет, но на одном из них есть прорезанные ножом линии, которые, возможно, являются примитивным геометрическим орнаментом.

Более широкий из двух поясов, по-видимому, был оснащён крупной металлической пряжкой. Сама пряжка не сохранилась, но на ремне остались отверстия для язычка пряжки. Возможно, пряжка была похожа на вот эту пряжку из Кальмара, датированную XIV веком.

 

Туника Бокстенского человека.

Стан туники скроен из одного прямоугольного куска ткани, без плечевых швов. В стане вырезаны небольшие проймы для рукавов, верх рукавов при этом – прямой, без окатов. Ширина полотна – около 56 см, длина – 230 см. Вырез для головы округлый, длина окружности – около 80 см.

В нижнюю часть стана на уровне талии вшиты четыре клина: передний и задний клинья цельные, один из боковых клиньев сшит из двух половин, второй – цельный, но с ложным швом, добавленным для внешнего сходства с первым.  За счёт клиньев туника в нижней части сильно расширяется, периметр по подолу почти 2, 5 метра.

Рукава прямые, ближе к кисти сужаются. В рукава вшиты ластовицы, каждая из которых сшита из двух неровных треугольных деталей.  

Общий вид туники: прямая, довольно узкая (но не облегающая) в верхней части, ниже талии сильно расширяющаяся.

 

Несколько замечаний об оригинальной тунике из Бокстена и попытке сшить что-то подобное. Если нужно будет описать тунику из Бокстена в двух словах, то слова эти будут «криво» и «асимметрично». Ни одна деталь оригинальной туники не выкроена так же, как аналогичные ей. Все четыре детали ластовиц отличаются друг от друга, проймы вырезаны неровно и на разном уровне, размеры клиньев не совпадают. Поэтому основной идеей при шитье было попробовать максимально отказаться от использования линейки и шить «по месту». Полностью реализовать этот замысел, к сожалению, не получилось.

 

Итак: для основной детали туники я взял полотно ткани и перебросил через плечо, после чего отметил нужную мне длину и место для будущего выреза под голову. Ширину, увы, определил исходя из полуокружности груди, воспользовавшись портновским метром. Затем прорезал горловину, обметал её, чтобы ткань не посыпалась во время дальнейших примерок, и надел получившуюся деталь на себя. Сколол булавками в талии – чтобы определить места под клинья: на этом этапе важно не забыть, что ремень немного «поднимет» тунику, так что вшивать клинья лучше на 1-2 см. ниже талии. Также булавками отметил места под пройму рукавов и ластовицы. Для построения рукавов снова малодушно воспользовался портновским метром, размеры проймы и ластовиц взял их усреднённых размеров оригинальной находки.

 

Ошибки: основная ошибка – неверные размеры горловины туники. При выкройке горловины я исходил из размеров своей головы (58 см), в то время как периметр горловины оригинальной туники существенно больше – 82 см. Вместе с проймами – и это вторая ошибка: вырезы стоило сделать больше – это очень сильно уменьшает ширину плеча, приближая к оригинальной.  

Шоссы.

Шоссы раздельные, сшиты из шерсти саржевого плетения. Основная деталь выкроена по косой, но прямыми линиями, без попыток посадить шоссы идеально по ноге. Для построения выкройки я снял следующие мерки: длину изделия, обхват бедра для верхней части шосс, обхват ступни «через пятку» для нижней (это минимальная ширина шосс, если они будут уже, нога не пролезет) и обхват в колене. Соединил их прямыми линиями, оставил снизу ткань для формирования пятки, сшил. Крой «по косой» и саржевая шерсть позволили шоссам довольно плотно сесть по ноге. 

 

Нижняя часть шосс сшита из одной детали. После того, как я сшил пятку, я обернул оставшуюся часть ступни куском ткани, сколол булавками так, чтобы шов проходил по оси ступни, а затем – сшил. В передней части остался небольшой излишек ткани, который я подвернул и подшил, получился характерный «треугольник»: на фото оригинальных шосс – одной из двух «шоссин», они тоже разные - можно увидеть что-то похожее.

 

Верхняя часть шосс Бокстенского человека отличается от других сложной системой крепления, принцип действия которой не вполне понятен. Обычно шоссы крепились к брэ шнурами, проходящими через отверстия в верхней части треугольного выступа шосс. У бокстенски шосс таких отверстий для шнура нет. Но зато есть кожаные ремешки, пропущенные через парные отверстия по сторонам шосс, а затем подшитые по центру – но ниже вершины треугольного выступа. Считается, что кожаные ремешки как-то распределяют нагрузку на ткань и немного подтягивают её кверху, возможно – для лучшей посадки шосс по ноге. Я предположил, что они крепились к какой-то несохранившейся детали в вершине треугольника, к которой затем уже подвязывались шнуры от брэ. Подвязывать шоссы так довольно удобно, но не могу судить, насколько при таком способе работает система кожаных ремешков. В целом, идея с дополнительным креплением наверное несостоятельна – ничего аналогичного найдено не было (правда и аналогов бокстенских шосс тоже нет…). Возможно, такое сложное крепление было нужно для подвязки вторых шосс, которые Бокстенский человек носил поверх первых. Их верхняя часть – к сожалению, не сохранившаяся, вроде бы должна заканчиваться приблизительно там же, где находится центральный узел системы кожаных ремешков первых шосс. Но это, само-собой, тоже только версия, оснований для которой особо и нет…

Худ.

Худ Бокстенского человека был сшит из довольно плотной сильно заваляной шерсти саржевого переплетения. Плотной саржи под рукой не было, поэтому худ сшит из шерсти полотняного переплетения, но тоже довольно плотной. Никаких следов подкладки на худе Бокстенского человека не обнаружено, поэтому этот тоже сшит без подкладки.  Основная деталь скроена единым куском сложной формы. Это не совсем правильно: в оригинале к пелерине худа  спереди и сбоку были подшиты небольшие детали, скорее всего - чтобы компенсировать нехватку ткани. Спереди на пелерину худа нашита узнаваемая V-образная декоративная деталь. Во время первоначальной реконструкции в 1936-м году этой нашивкой закрыли плечевой шов плаща, и только потом её переместили на пелерину худа.   Лирипип худа достаточно длинный – 90 см, состоит из трёх частей. Последняя треть лирипипа состоит из двух половинок, сшитых вместе.  Самая сложная операция при шитье худа – не считая выкройки – это выворачивание лирипипа. Потребуется много терпения, крепкие пальцы и, возможно, какая-нибудь длинная палка.

Плащ.

Плащ полукруглый с круглым вырезом для головы. На правом плече плащ сшит, под небольшим углом, чтобы лучше сидел на плече. Оригинальный плащ состоял из двух частей – по ширине ткани: у меня была более широкая ткань, так что я выкроил его из единого куска.  

Практика показала, что такой крой плаща – с разрезом справа - исключительно удобен. Правая рука свободна. Левую полу плаща можно перекинуть налево, чтобы освободить левую руку, или направо, чтобы спрятать правую, например – от дождя. Плащ достаточно длинен – и им вполне можно укрываться ночью. Единственная беда – вырез для головы: как бы вы ни легли, ночью он раскроется, и в него будет задувать ветер.

Ботинки

Ботинки, а вернее – кусок подошвы это первый из найденных элементов костюма Бокстенского утопленника: он был найден за два года до основной находки и дожидался воссоединения в музее. С ботинками та же беда, что и остальными элементами костюма: они разные. Подошва левого ботинка по форме не похожа на подошву правого, детали верха тоже немного разнятся. Это – попытка собрать некую усреднённую версию.

 

Верх ботинок выкроен из единой детали, сшитой тачным швом по внутренней стороне. Ботинки выворотные, верхняя деталь подшита к подошве рядно-торцевым швом, между двумя деталями вшит рант. Края верхней детали обшиты кожаным кантом: на фотографии ботинок из музея следов канта не видно, но зато есть остатки какой-то тонкой кожаной ленты, скорее всего, это он и есть. Подошва однослойная, не очень толстая, нос слегка заострён, но не сильно – это не пулены, даже не близко. Центральная часть подошвы – в районе продольного свода стопы сильно сужается: оригинальный ботинок, несмотря на свою кривизну и аляповатость, повторяет форму стопы, а получающийся в итоге изгиб верхней детали служит в какой-то мере заменой супинатору в современных ботинках. Завязываются ботинки кожаным шнурком пропущенным через две пары отверстий.

  

Ножи

Вместе с Бокстенским человеком было найдено два ножа, вернее – остатки двух ножей: сохранились остатки деревянных рукояток и частично повреждённые и деформированные кожаные ножны. Ножны сшиты из единого куска кожи, который был сформован вокруг ножа (или болванки сходной формы), а затем сшит. Судя по проколам на внешней стороне кожи и отсутствию следов выворачивания, шов был внешним и видимым. Шов проходит по кромке ножен вдоль лезвия ножа до рукояти, затем смешается к центру. В верхней части ножен по обеим сторонам от шва сделаны парные прорези, сквозь которые пропущен кожаный шнурок для подвеса ножа на пояс. Таким же образом на шнурке крепится крышка ножен. При этом крышка не закрывает нож полностью – как на более поздних футлярах для ножей, смыкаясь с основной деталью ножен – она закрывает только верхнюю часть рукоятки.

 

Ножны второго ножа сохранились хуже, остатков крепления к поясу на них нет. Возможно, этот нож не подвешивался на пояс, а хранился в сумке.

 

Сумка

Какой-либо сумки вместе с бокстенским человеком найдено не было. Среди находок есть некий футляр непонятного назначения. Он довольно мал, приблизительно 4*7 см, сшит из трёх слоёв кожи, внутри – вставка из шерстяной ткани. Что это и как использовалось - не понятно.

В качестве источника на сумку я использовал сумку из Стокгольма, которая также датирована XIV веком. 

Сумки такого типа были широко распространены в Западной Европе в XIV веке. Основная деталь сумки сложена пополам: она формирует одновременно и внешние стены двух отделений сумки, и шлевки, за которые сумка подвешивалась на поясе. Внутренние стенки отделений сумки подшиты в основной детали выворотным швом, на один из отсеков нашиты небольшие кармашки для монет и всякой мелочи. Сумка скрепляется в верхней части кожаным шнурком, проходящим через прорези во всех деталях.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!