Теория «значимого другого» (А. Халлер).



«Значимый другой» - эта та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Индивид стремиться принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» (родители, учителя, наставники, некоторые участники детских игр, популярные личности…)

Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс)

Я.Л. Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.

Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе. Каждый статус включает обычно ряд ролей.

Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.

Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. В процессе социализации человек усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью.

Не читай

Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).

С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.

Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей.

7. Согласно психоаналитической теории личности Э. Эриксона личность в своем развитии последовательно проходит восемь стадий: первые пять приходятся на детство, а остальные три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). Так, на первой стадии: доверие — недоверие (грудной возраст) преодолевается первый в жизни ребенка кризис: если дети не чувствуют себя в достаточной безопасности, у них формируется недоверие к окружающим. Вторая стадия: автономия — стыд и сомнение (1-2 года) — это период, когда особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Если ребенку предъявляют слишком много требований, у него тем самым подрывается стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире. На третьей стадии: инициатива — чувство вины (3-5 лет) ярко проявляется дух соперничества, любознательность, работа фантазии. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу границ его инициативы в демонстрации своих способностей. Четвертый период: трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). В этом возрасте главное значение имеет развитие у детей компетентности и уверенности в себе, т. к. именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он всегда будет чувствовать себя неполноценным. В пятый период становления индивидуальности (идентификации) — ролевой диффузии (юность) молодые люди должны решать вопрос об учебе, найти походящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем выборе работы, партнеров, друзей. На шестой стадии: интимность — одиночество (начало взрослого периода) особое значение приобретает ухаживание, брак, другие виды интимных отношений. Если стремление человека к искренним, доверительным отношениям не воплощается в реальности, то в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда завершающиеся разрывом. В среднем возрасте: творческая активность — застой люди осваивают определенную профессиональную деятельность и родительские функции. От того, насколько успешно или неуспешно такое освоение, зависит степень преодоление этого кризиса. Последняя, восьмая стадия: умиротворение — отчаяние (старость) связана с подведением человеком итогов своей жизни. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни есть некое целостное единство, если нет, наступает отчаяние.

8. Согласно теории нравственного развития личности Л. Колберга, человек в своем нравственном развитии может пройти шесть стадий, которые сменяют одна другую в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию, эмпатии. Причем Л. Колберг не связывал стадии нравственного развития с определенным возрастом. Большинство людей достигают, по мнению Л. Колберга, по крайне мере третьей стадии, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнение других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на этой стадии начинают формироваться собственные представления о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии формируется нравственное сознание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, т. к. «это правильно». Пятая стадия — это стадия осмысления возможных противоречий между различными нравственными убеждениями. Здесь формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бывают случаи, когда может быть оправдана «ложь во спасение», в некоторых случаях — ложь неприемлема. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательно нравственные принципы, лишенные эгоцентризма: люди предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому. Например, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза и др.

9. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Разрабатывая теорию личности с психологических позиций, З.Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом, ибо биогенные побуждения противоречат культурным нормам.

В структуре личности Фрейд выделял три главных психологических компонента: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго (сверх «Я»).

Ид – это источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия (сексуального, удовлетворения потребности в пище и др.). Ид или «Оно» представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей.

Подсознанием правит принцип удовольствия. Фрейд считал, что в каждом человеке как бы существует такое существо, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но поскольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа, и прежде всего, желания и влечения, осуждаемые обществом, то индивиду приходится с этим бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Эго («Я») – своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. К примеру, если Ид сигнализирует о голоде, то Эго блокирует попытки употребить в пищу запасную пищу или ядовитые грибы. Сферой сознания, т.е. Эго («Я»), управляет принцип реальности. Если в начале своего жизненного пути, только появившись на свет, человек требует немедленного удовлетворения своих биологических потребностей, то постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одобряемого поведения.

Суперэго (сверх – «Я») – идеализированный родитель, осуществляющий нравственные оценочные функции. Это пересаженные в голову человека социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т. д. Если Эго – это внешние табу, то Суперэго – это те нормы, которые уже усвоены личностью и стали внутренними детерминантами ее поведения.

По Фрейду, cуперэго (сверх – «Я») - это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Можно сказать, что центр Суперэго составляет совесть со всеми требованиями, предъявленными человеком самому себе, с помощью которых человек наблюдает и анализирует свое поведение.

Нарастание психоза)


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 812; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!