Выдающиеся композиторы Возрождения

Музыкальная культура древних государств

Китай

сборник «Книга песен» («Шицзин»), приписывается Конфуцию, – не сохранился

традиционные музыкальные инструменты (сэ – настольные гусли; цинь – лютня (цитра); сяо (флейта), шэн (духовой инструмент); бяньчжун (набор колоколов); китайские барабаны, гонги.

Символика древнекитайских музыкальных инструментов

выглядела следующим образом:

Инструмент Сторона света Время года Материал Природные явления Эмоция
Колокольчики Запад Осень Металл Водоём Ликование
Гучжэн (семейство цитры) Юг Лето Шёлк Огонь Чистота
Барабан Север Зима Кожа Гром Опасность
Флейта Восток Весна Бамбук Вода Движение

 

Песни сбора чая

Сотни птиц поклоняются фениксу


           Пекинская опера

Индия

           Рага

Египет

           Древнеегипетский танец

 

Греция

Гомеровское пение:

           Песня Демодока об Арее и Афродите (из поэмы «Одиссея» (VIII в. До н. э.).

           Орест

Эврипид 480-408

           Орест из Венского папируса

Пиндар

           Первая ода

Рим

Мезомед Критский. Гимн Гелиосу

Мезомед Критский. Гимн музе

Древняя Русь

Древнерусская былина. Королевич из Крякова

Культовая музыка средних веков и Возрождения

Основные формы католического пения:

амвросианское пение (IV век – музыка не сохранилась, тексты сохранились)

григорианское пение (с рубежа VI–VII веков, хоровое одноголосие на латинском языке)

тропирование григорианского пения (импровизационные вставки в канонический текст)

лютеранское пение (XVI век – хоровое многоголосие на национальном языке)

 

Основные жанры католической музыки:

Псалом                            

амвросианский гимн

григорианский хорал

григорианский хорал с тропированием

протестантский хорал

юбеляция

Секвенция

органум (раннее многоголосие)

кондукт (песнопение во время церковных шествий или при смене персонажей в литургических драмах)

мотет (высшая форма католической молитвы на латинском языке)

месса (католическая служба)

Основные формы русского православного пения:

знаменное пение (X–XVII века – аналог григорианского пения, существовало до раскола, сохранилось у старообрядцев)

кондакарное пение (не сохранилось)

демественное пение (аналог григорианского пения с тропированием, праздничное, до раскола)

строчное пение (с XV века – многоголосное пение на основе полифонического сочетания мелодий – «горизонтальное взаимодействие», до раскола)

Савва и Василий Роговы. Строчное пение. 15-16 века

 

Основные жанры русской православной музыки до раскола:

малый знаменный распев (до XVI века)

большой знаменный распев (XVI век, Московская Русь)

тропарь (общее название всех жанров православной литургии; песнопение, посвященное конкретному святому)

кондак (историческое песнопение)

стихира (песнопение на неканонический текст)

канон

литургия

Светская музыка раннего и среднего Возрождения

Франция

труверы

трубадуры

Германия

миннезингеры (Фогельвейде. Песня)

мейстерзингеры

До Московская Русь

скоморохи – профессионалы разностороннего плана

кали́ки – исполнители духовных стихов и былин

Московская Русь

           Плач на смерть Ивана Грозного. Эх, во Руси-то был.

Светская музыка Высокого Возрождения

Центральные жанры вокальной музыки западноевропейского Возрождения:

лауда (XIII–XIV века)

баллата (XIV век) (Ландино)

качча (XIV–XVI века) (Ландино)

фроттола (конец XV–начало XVI века)

вилланелла (XV–XVI века)

мадригал (конец XIII–середина XVII века) (Палестрина)

канцонетта (XVI век) (Палестрина)

 

Центральные жанры вокальной музыки русского Возрождения:

стихи покаянные

псальм

кант (после раскола)

 

Инструментальная музыка западноевропейского Возрождения:

Основные музыкальные инструменты:

лютня (Ф.де Витри)

клавесин, клавикорд (Англия)

орган (Кабесон, Испания)

виола (предшественник современных струнных)

 

Центральные жанры инструментальной музыки западноевропейского Возрождения:

вариации (Ян Свелинк, орган)

прелюдия (обработка хоралов для органа)

фантазия (импровизационный жанр; считается, что экспериментальный)

ричеркар (переложение мотета для инструмента)

токката (первоначально любая инструментальная пьеса)

 

Выдающиеся композиторы Возрождения

Италия:         

Ф. Ландино (ок. 1325 –1397)

           Качча

Дж. Габриелли (1557–1613)

Дж. Палестрина (ок. 1525–1594)

           Мадригал на стихи Петрарки                      

           Канцонетта

 

Нидерланды:

Ж. Депре (ок. 1450–1521)

 

О. Лассо (ок. 1532–1594)

                           Эхо

Я. Свелинк (1562–1621)

           Вариации для органа

 

Франция:

Леонин (1150-1219)

           Органум

Перотин (1160-1230)

           Органум

Аноним

           Органум в стиле Перотина

Ф. де Витри (1291-1361)

           Музыкально-теоретический трактат «Ars nova»

 

Г. Машо (1300–1377) крупнейший представитель «Ars nova»

           Месса Нотр Дам

К. Жанекен (1480–1560)

           Пение птиц

 

Испания:

А. Кабесон (1510–1566)

           Павана для органа

 

Германия:

Г. Шютц (1585–1672)

           Немецкий мадригал

 

Англия:

У. Бёрд (1543–1623)

           Вознница насвистывает

Дж. Булл (1562–1628)

Дж. Дауленд (1562–1626)

           Песня Sweet love doth now invite

Московская Русь:

Ф. Крестьянин (распевщик XVI века)

           Большой знаменный распев

           Стихира

Савва и Василий Роговы (XVI в.)

           Строчное песнопение

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!