Попытка кота проехать в трамвае.



- Почему никто не удивился фантастическому виду кота, который собирается платить?

- Почему начала кричать кондукторша? (Она ответственна за то, что в инструкции написано можно - нельзя, положено - неположено). "Котам нельзя! С котами нельзя... Слезай, а то милицию позову!"

- или регистраторша на входе в ресторан "Дом Грибоедова" требует у свиты Воланда писательское удостоверение.

или служащие Управления Зрелищ, загнанные начальством в хоровой кружок и против воли надрывающие глотки "Священным Байкалом". (Этот момент был обыгран режиссёром фильма девяностых годов " Забытая флейта...")

Вывод. Поступки народа строго регламентированы законами, инструкциями, приказами. Живут по принципу: можно - нельзя (по инструкции), народ отучился думать, удивляться, принимать решение - он не свободен. Все эти невольники - дети своего времени. Начинается эпоха: если нельзя, но очень хочется или нужно, значит, можно.

Гл. 5 .

- Какими приёмами государство и власть развращало своих граждан, вытравливало в них нравственность? (привилегиями). "...Хорошо живётся счастливцам - членам МАССОЛИТа, и чёрная зависть начинала немедленно терзать его", т.е. любого.

Привилегии: творческие командировки на большие сроки с высокой оплатой, путёвки в писательские дома отдыха, дачи в Подмосковье среди красивейшей природы, путёвки в санатории на юге на берегу Чёрного моря, бесплатная бумага, предоставление квартир без очереди в лучших московских домах того времени, спецпайки и дешёвые обеды в Грибоедовском ресторане. - За какие же заслуги у писателей появлялся доступ к этим привилегиям? (Писать в угоду коммунистической идеологии, прославлять действия, политику власти).

- Какая атмосфера царит среди членов МАССОЛИТа?

- Какие между ними взаимоотношения?

Понимание того, что на всех привилегий не хватит, что за эти привилегии надо расплачиваться, прославлять советскую власть. Царит зависть, стремление предать коллегу по цеху, раскритиковать его ненапечатанное произведение, обвинить в нелояльности к власти. Членам МАССОЛИТа легко можно решить не только "творческие проблемы", но и квартирные, дачные, материальные, продовольственные. Но для этого надо иметь удостоверение МАССОЛИТа, а удостоверение получает тот, кто выполняет "социальный заказ".

- Способствуют ли такие взаимоотношения воспитанию нравственного общества?

- Кто в этом виноват?

Вывод. Писатели - несвободные люди, зависят от требований власти, её идеологии и государства, а не от собственных нравственности, таланта, взглядов. Они проповедуют не общечеловеческие ценности, а правила игры, предложенные коммунистической партией. Вечный жизненный принцип "кушать хочется". Литературные критики "говорят не то, что хотят сказать". Для критиков Мастера не существует разницы между искусством писателя и ремеслом, которое кормит. Они глухи к вечному и нетленному, они погружены в политическую суету и трескотню. Делёжка материальных благ и привилегий, "здоровая и вкусная пища" - вот и всё, чем заняты умы и сердца "инженеров человеческих душ". В стране "победившего социализма" люди, стоящие у власти, делают всё, чтобы писатель просто выполнял социальный заказ.

- Гл.7.

- Куда пропадают люди из загадочной квартиры? - Почему остальные жители не удивляются исчезновению? - Как живётся людям в этой квартире? (Постоянный страх и ужас от неизвестнрости, что ночью приедут и заберут и человек исчезнет бесследно, а квартира оказывается опечатанной. Не забывайте, идут 30-ые годы – пора репрессий).

О советских чиновниках. - Зачем нужны чиновники? Что они должны делать? - Что они делают?

Гл. 9.. Как решался квартирный вопрос? (через взятки.)

- Кто и как наказал взяточника Никанора Ивановича Босого - председателя жилищного товарищества? (силы зла, свита Воланда)

- Почему? (потому что в государстве нет сил, способных противостоять взяточничеству).

Вывод. Сатирически изображён автором целый пласт новых советских людей, мир московского мещанства: дельцов, завистников, воришек и взяточников, мелких чиновников и обывателей, которые живучи во все времена. Они неистребимы. Если вы представите своё окружение, родственников и знакомых, то узнаете во многих героев романа. Всего на три дня появляется Воланд со свитой в Москве, но, словно пена на взбаламученной воде, поднялось наверх всё самое пошлое, безнравственное, неистребимое. Хочется закончить анализ московских страниц словами Понтия Пилата: "О боги, боги мои, яду мне, яду! " Но мы должны понять одну из главных идей романа: каждый человек на земле ответственен за всё добро и зло, которые совершаются на земле и за собственный выбор жизненного пути.

гл. 12, "Чёрная магия".

Именно в этой главе лежат ответы на вопросы, о которых говорили выше. На сеансе чёрной магии самые жуткие события происходят как бы невсерьёз, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то глумления человека над самим собой.

- Каков как артист конферансье Бенгальский? (Человек без юмора и фантазии, произносит шутки, над которыми никто не смеётся, он ненавидит свою работу, потому что это не его дело.)

- Какую цель преследует свита Воланда этим сеансом? 492,3.

- Какие негативные качества при помощи своих фокусов они выставили на всеобщее обозрение?

Вывод. Советские люди разводятся, изменяют своим жёнам и семье, не платят алиментов брошенным детям, играют в карты и в этом видят смысл своей жизни, жадны на деньги, готовы за них убить друг друга, жестоки: "голову ему оторвать", никогда не имели красивой одежды, обуви, бытовых удобств, за что их можно только пожалеть. В зале то весёлый смех, то едкая насмешка над кем-то, то начинает искриться ненависть друг к другу, когда видят летящие в руки деньги.

Вот таково новое поколение советских людей, воспитанных за 20 лет советской власти, с исковерканной нравственностью, политизированной духовностью. Иронический взгляд Воланда (Мессира) на Москву и москвичей близок самому автору. Он рассматривает человека и человечество через время и пространство, видя в них вечное несовершенство. Он проводит свой вечный эксперимент, испытывая людей поступками на нравственность (безнравственность) и мировую историю, чтобы показать, что вечно, нетленно, а что должно погибнуть. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

- Что же изменилось в людях? Человечество вращается в порочном круге зла. "Милосердие лишь иногда стучится в их сердца". Значит, человеку не дано прийти к добру, справедливости, истине? Это сложный философский вопрос, из тех, на которые нет прямого ответа. Воланд задаёт Левию Матвею вопрос: что делало бы твоё добро, если бы не существовало зла? Как выглядела бы земля, если бы не существовало теней? (т.е. нет добра, зачем нужно зло, нет света, не будет и теней). Это об ответственности каждого за выбор жизненного пути в жестоких жизненных обстоятельствах.

Воланд и его свита.

Прочитайте .Подготовьте пересказ прочитанного.

В романе силы зла (Воланд и его свита: я часть той силы, что вечно хочет зла) наказывают всякого, нарушившего эти принципы (и вечно совершает благо). И восстанавливают справедливость. Он высмеивает, уничтожает со своей свитой всё, что отступилось от добра, нравственнно оскудело. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Говорят, что это роман о человеке, воплощении Бога и добра, и дьяволе, воплощении человеческого зла.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!