Россия всегда останется для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине – вот главный гражданский долг каждого человека



Цель:

1. дать представление о гражданской поэзии Ахматовой;

2..определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой.

3 .совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, затронуть вопрос о традициях в литературе;

3. выяснить, в каких планах раскрывается тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой, что является главным в раскрытии этой темы.

.

Эпиграфы к уроку:

. Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданскому смыслу антологию.

Виленкин В.Я.

 

 

“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

 

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

 

Ход урока.

Запишите тему, эпиграфы к уроку.

Ознакомьтесь с целью урока.

Прочитайте вступительную часть.

Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики.. Любовь в стихах Ахматовой драматическая, несчастная , она никогда не бывает в спокойном пребывании: взлеты, падения, встречи и разрывы, смертельная опасность и смертельная тоска..

С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла.

Ахматова не принадлежала к поэтам, которые клянутся в своей любви к Родине, однако образ России – один из ведущих в ее творчестве. « Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданскому смыслу антологию.»,- писал известный литературный критик Виленкин.Эти слова стали эпиграфом нашего урока. (Антология – сборник избранных художественных произведений разных авторов)

Так ли благосклонна была Родина к Ахматовой?

 Трагические моменты биографии поэтессы .

 

1921 год – расстрел Н Гумилева, следом умер Блок.

Ее сборник “ANNO DOMINI” (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни – ни одного издания, ни строчки публикации.

Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин.

1946 год – постановление в журналах “Звезда” и “Ленинград” о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.)

Все это Ахматова восприняла как роковую судьбу и очередное испытание, через которое нужно было пройти и в котором выстоять.

· Основная часть урока.(Законспектируйте лекционный материал)

.

 Тема Родины в творчестве Ахматовой раскрывается  в трех направлениях.

1. Тема природы, родной земли.

2. Тема исторического прошлого России.

3. Тема современной поэту России.

Все они взаимосвязаны между собой, потому что все, о чем говорит Ахматова, она пропускает через себя, через свои чувства, не отделяя свою судьбу от судьбы Родины.

· Первое направление.Тема природы и родной земли. .

В отличие от поэтов XIX века и даже XX (например, Есенина), тема природы у Ахматовой раскрывается не как пейзаж. Она не описывает природу, а раскрывает через нее внутреннее, душевное состояние лирической героини.

Душевное состояние Ахматовой чаще характеризуется словом «осеннее»: воедино сливаются горечь и тоска, безысходность и беспамятство. Выражением этого состояния является стихотворение, которое относится к шедеврам ахматовской лирики.

«Заплаканная осень, как вдова…»

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало.

 Это стихотворение – скорбь о безвременно и безвинно погибшем человеке. Оно написано после расстрела Николая Гумилева. Ахматова использует эпитеты: заплаканная, черная, тишайший, скорбная, усталая,- которые служат характеристике происходящего в человеческой душе. Сравнение «заплаканная осень, как вдова» показывает причастность происходящего в жизни человека к совершающемуся в мире

.

Образ Родины связан и с темой земли. Образ земли в творчестве Ахматовой характеризуется святостью и чистотой и является одним из ключевых в ее поэзии.

 

«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти господа моля,
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.

И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.

. Ахматова рисует Россию с помощью эпитетов: «скудная земля», «ветхий колодец», «скрипучие воротца», «неяркие просторы»; сравнения – «как кипень, облака». В основе стихотворения лежит противопоставление (антитеза). С одной стороны – «неволя» героини, с другой – «просторы, где даже голос ветра слаб». А спокойствие «загорелых баб» противопоставляется «томлению», смятению героини.Это противопоставление связано у Ахматовой с трагическим осмыслением не только личной, но и народной судьбы, и судьбы своего поколения.

· Второе направление Образ Родины неразрывно связан и с историческим прошлым страны. В стихотворениях исторического плана предстают реальные исторические лица.

 

  «Плотно сомкнуты губы сухие»?

Плотно сомкнуты губы сухие. Жарко пламя трех тысяч свечей.
Так лежала княжна Евдокия
На душистой сапфирной парче.

И, согнувшись, бесслезно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.

А пришедший из южного края
Черноглазый, горбатый старик,
Словно к двери небесного рая,
К потемневшей ступеньке приник.

Историческая справка.Это стихотворение о преподобной княгине Евдокии, вдове москоского князя Дмитрия Донского После смерти мужа - являла собой пример благолепия, аскетизма и молитвенности. Под бархатными одеждами княгини - постоянно носила вериги, постоянно молилась, воспитала своих сыновей верующими православными.После их взросления, приняла постриг под именем Евфросиния в Вознесенском монастыре. Представилась в 1407г. Могила Евдокии прославилась чудесами исцеления и святостью.

Я знаю, с места не сдвинуться…»

В стихотворении звучат мотивы страдания и нищеты, народной судьбы и пламенной веры. Лирическая героиня отождествляется с боярыней Морозовой или китежанкой, которые связаны с мотивом гибели. Боярыня Морозова воплощает силу веры и душевную стойкость, а образ китежанки связан с мотивами одиночества и трагической вины за не разделенную с другими до конца беду.

Я знаю, с места не сдвинуться
Под тяжестью Виевых век.
О, если бы вдруг откинуться
В какой-то семнадцатый век.

С душистою веткой березовой
Под Троицу в церкви стоять,
С боярынею Морозовой
Сладимый медок попивать.

А после на дровнях в сумерки
В навозном снегу тонуть…
Какой сумасшедший Суриков
Мой последний напишет путь.

Участь казненной старообрядчицы боярыни Морозовой Ахматова связывает со своей судьбой, ведь ей довелось жить и творить в страшное время сталинских репрессий В стихотворении Ахматовой происходит «перетекание» настоящего в прошлое, что придает изображаемому внутренний драматизм и трагическую напряженность.

В годы первой мировой войны появляются беспримерные по силе любви к родной земле стихотворения «Июль 1914» и «Молитва».

                                                              

Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,                 
И осина уже не дрожит.

Стало солнце немилостью Божьей,
Дождик с Пасхи полей не кропил.
Приходил одноногий прохожий
И один на дворе говорил:

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля!
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.

Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
«Ранят тело твое Пресвятое,
Мечут жребий о ризах Твоих

Молитва

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

 

 Оба стихотворения объединяетдраматизм происходящего, вера в победу, мечта о славе России. В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

. Истинный патриотизм, присущий творчеству Ахматовой, особенно ярко проявился в ее послереволюционной лирике. Когда после революции пришла пора выбирать покинуть Родину или остаться,, Ахматова ,не колебалась, остаётся с родной страной, с народом, объявив об этом решительно и громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…»

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда»

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух

. А.Блок сказал об этом стихотворении: «Ахматова права. Это недостойная речь».

Вывод

Россия всегда останется для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине – вот главный гражданский долг каждого человека

 Это подтверждается еще одним стихотворением.

«Не с теми я, кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.. .
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!