Особенности лирики А.Ахматовой.(Запишите в тетрадь)
Тема: «Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой.»
Цель: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научиться определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики поэтессы.
1. Эпиграф урока.
Нечеловечески-мила
Её дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
М.Цветаева.
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать Господня, –
О.Мандельштам.
Ход урока.
1Запишите тему урока ,эпиграфы .Ознакомьтесь с целью урока.
2.Прочитайте и законспектируйте. лекционный материал.
В автобиографии 1965 года – «Коротко о себе» – А. Ахматова скупо перечисляет факты своей жизни .
- Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село.
- «Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
- Отрочество и юность Ахматовой – это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.
- Среди отмеченных Ахматовой в автобиографии событий жизни – учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.
- И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими лирическими стихами.
- Помните? 1911 год. В «башне»-квартире Вячеслава Иванова – очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение – редкость.
- Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
- Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:
И для кого эти бледные губы
|
|
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукавою.
- Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?
- А. Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.
- Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».
Так беспомощно грудь холодела,
|
|
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с правой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
- На лицах равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.
- Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту.Потом встает, подходит к Ахматовой,целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской литературе». Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.
- 27 августа 1921 года, тридцати пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче». Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был развод.
Он любил три вещи на свете
|
|
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
…А я была его женой.
- С середины двадцатых годов ее почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент. В 1944 году она вернулась в Ленинград.
- «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли «Три сирени» и «В гостях у смерти» – второе о чтении стихов на фронте.»
- В последние годы жизни Ахматову публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественным переводов.
- О своих успехах и наградах Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях. Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета. Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.
- «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.»
- Скончалась Ахматова 5 марта 1966 года.
|
|
Особенности лирики А.Ахматовой.(Запишите в тетрадь)
Стихотворения Анны Андреевны Ахматовой имеют и свои жанровые особенности:
Каждое стихотворение Ахматовой представляет собой «лирический роман». Любовные драмы, раскрывающиеся в стихах, происходят как бы в молчании: ничто не разъясняется, не комментируется, слов так мало, что каждое из них имеет огромную психологическую нагрузку. Тайная драма стихотворения, его сюжет относится ко многим людям.
Каждое стихотворение поэтессы – лирическая миниатюра, имеющая следующие жанровые особенности:
- глубокий психологизм,
- присутствие «третьего лица»,
- последовательность,
- описательность,
- размытость сюжета,
- художественный лаконизм,
- смысловую емкость,
- ведущая роль детали.
- незавершенность
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение (по выбору) Ахматовой, подготовить анализ (устно):
«Песня последней встречи…»;
«Сжала руки под темной вуалью…»;
«Мне ни к чему одические рати…»;
«Мне голос был, он звал утешно…»;
«Родная земля»;
«Я научилась просто, мудро жить…»;
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!