Глава 32. Прощание и вечный приют



Приходит ночь, и в свете луны летящие по небу всадники меняют обличье. Коровьев превращается в мрачного рыцаря в фиолетовых доспехах, Азазелло – в пустынного демона-убийцу, Бегемот – в стройного юношу-пажа, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Своего превращения Маргарита не видит, но Мастер на ее глазах обзаводится седой косой и шпорами. Воланд поясняет, что сегодня такая ночь, когда сводятся все счеты. Кроме того, он сообщает Мастеру, что Иешуа прочел его роман и отметил, что тот, к сожалению, не окончен.

Перед глазами всадников предстают сидящий в кресле человек и рядом – собака. Понтий Пилат уже две тысячи лет видит один и тот же сон: лунную дорогу, по которой не может пойти. «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» – кричит Мастер, отпуская своего героя и завершая роман, и Пилат наконец уходит вместе со своей собакой по лунной дороге туда, где ожидает его Иешуа.

Самого же Мастера и его возлюбленную ждет, как и было обещано, покой. «Неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет», – так описывает его Воланд. «Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я», – подхватывает Маргарита. Сам же мастер чувствует, что кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил Пилата.

Анализ прочитанных глав.

Ответьте на вопросы по прочитанному.

1.Где мы впервые встречаемся с Мастером?

2.Перескажите историю появления Мастера в « доме скорби».

3.О ком повествует роман Мастера? Какой эпохе он посвящен?

4.Как отнеслись к талантливому роману критики?

5.Как и почему Мастер сжигает свое детище?

6.Почему Маргарита, защищая свою любовь, рассчитывает только на помощь Воланда?

7.При каких обстоятельствах Воланд произносит знаменитую фразу«Рукописи не горят!»Как вы понимаете эти слова Воланда ?

8.Как складывается судьба Мастера?

9. Какой вывод можно сделать из всего сказанного на уроке по теме: «Как М. Булгаков решает проблему творчества и судьбы Творца в своём романе?

 

Запишите вывод.

Люди, стоящие у власти, делают всё, чтобы художник, мыслитель - любой талантливый человек, Мастер перестал чувствовать себя Мастером своего дела, перестал видеть смысл и значение своего творчества, сознавать себя исполнителем собственной миссии в обществе. Именно Мастеру нет места в этом мире ни как мыслителю, ни как писателю, ни как человеку. Роман говорит о вере писателя в торжество творческого начала, в неизбежность конечной победы добра над злом.

Тема совести в романе «Мастер и Маргарита».

Вспомните «Ершалаимские главы романа» Ответьте на вопросы

Кто такой Понтий Пилат?

Перед каким выбором стал могущественный Понтий Пилат?

Каково моральное состояние Понтия Пилата после жестокой и неправедной казни Иешуа?

Почему бессмертие стало жесточайшим наказанием для героя?.

Когда,наконец,Понтий Пилат обретает душевный покой?

* Сравните Ваши ответы с предлагаемым вариантом.

* Прочитайте.Законспектируйте.

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. Все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа. Однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией .Перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести. Понтий Пилат страшно мучается после сделанного выбора и даже пытается что-либо исправить. Оказалось, что привести ни в чем не виновного человека к смерти, очень страшно и тяжело вынести. Однако, уже поздно, выбор сделан. За свою трусость он был наказан проклятием, по которому ему суждено остаться бессмертным и никогда не узнать покоя.

Вывод.

 Всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Домашнее задание. Напишите сочинение «История появления Мастера в « доме скорби».

 

https://www.youtube.com/watch?v=vgjS2kJtmVA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!