Земледельческие народы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.



Белов А. ОБ-РИ-51

Занятие 2. Народы Северной и Северо-Восточной Африки.


1. Основные этапы этногенеза народов Северной и Северо-Восточной Африки.
Северная Африка населена народами, принадлежащими в основном к европеоидной расе, точнее, к ее средиземноморскому антропологическому типу. Этот тип характеризуется смуглым цветом кожи, темной окраской глаз и волос, волнистыми волосами и узким лицом. К нему относятся арабы и берберы; на юго-западных и юго-восточных окраинах преобладает негроидное население, а также многочисленные переходные типы и подтипы.

Среди берберов некоторые исследователи отмечают несколько местных типов. Население Туниса и Алжира по преимуществу высокорослое (1,70 м), отличается долихокефалией (Долихокефа́лия — относительно длинная и узкая форма головы человека), суженным лицом и узким носом. Наряду с этим типом встречается и другой — низкорослый (1,63 м), длинноголовый, широколицый, с более широким носом. Наконец, в горах Орес и в западном Триполи (Ливия) преобладает третий тип, отличающийся средним ростом (1,65 м), брахикефальностью (Брахикефа́лия — относительно короткая и широкая форма головы человека, приближающаяся к округлой), относительно широким лицом и коротким широким носом. Среди берберов встречаются блондины. Попытки отделить, на основании антропологических данных, берберов от арабов не дали никаких результатов. Народы Эфиопии и прилегающих областей Красного моря относятся к эфиопской группе антропологических типов. Характерными её признаками являются высокий рост, тёмный цвет кожи, курчавые волосы, длинное лицо и узкий нос.

Дошедшие до нас письменные и археологические памятники, относящиеся к концу IV тысячелетия до н. э„ позволяют проследить историю как Древнего Египта, так и его соседей. Западных соседей в Древнем Египте называли сперва гехену, а позже лебу или либу (откуда произошло название «ливийцы»). Это были воинственные кочевые племена, совершавшие набеги в долину Нила, а в 941 г. до н. а. даже завоевавшие Египет и основавшие гам XXII ливийскую династию. Южным соседом Египта было государство Нубия. В VIII в, до и. э. нубийцы а свою очередь завоевали Египет и основали там XXV династию.

В I тысячелетни до и. а. в западной части средиземноморского побережья Северной Африки возникли и стали расширяться финикийские города-колонии, господствовавшие в то время в морской торговле. Среди этих городов-колоний выделялся Карфаген. Одновременно в восточной части африканского побережья Средиземного моря создавались греческие колонии. Поражение Карфагена в борьбе с Римом (146 г. до м. э.) повлекло за собой создание на месте бывших финикийских городов римских колоний.

В период с V по VI в. народы Северной Африки вели борьбу с нашествиями сначала вандалов, а затем византийцев. Важный этап этнической истории приходится на VII— XI вв., когда в регион стали переселиться арабские племена.

Арабизации местного населения способствовала близость языков и культур арабов и бербероязычных народов. Покоренные народы восприняли у арабов язык, религию и ряд элементов материальной и духовной культуры. В свою очередь и арабы восприняли многое из культуры коренных народов Африки. Таким образом, на протяжении многих веков в Северной Африке складывалась своеобразная культура, оказавшая значительное влияние на мировую культуру в целом.

Распространение ислама (и арабского языка как языка культа, права и науки) в Северной Африке происходило вслед за арабскими завоеваниями, в результате которых возникла обширная мусульманская империя — халифат.

В Северной Африке, как и в Западной Азии, арабский язык является преобладающим. Вместе с тем лингвистическая карта Северной Африки весьма многоцветна именно благодаря множеству языков, на которых говорят различные этнические группы. Своеобразная и сложная языковая ситуация оказывает существенное влияние на национальную культуру стран региона. Наряду с литературным арабским языком широко распространены арабские территориальные диалекты, выполняющие функции разговорных языков. Кроме того, помимо арабского языка в регионе бытуют другие коренные языки Африки, принадлежащие к разным группам: берберский — в Алжире, Марокко я других странах, нубийский — на юге Египта.

Все языки Северной Африки объединяются в 3 большие языковые семьи:

1. Семито-хамитскую (афразийскую);

2. Семью языков центральной и восточной частей Судана;

3. Нилотскую семью.

Две последние относятся к собственно-африканским языкам.

Народы семито-хамитской языковой семьи населяют всю Северную и Северо-Восточную Африку. Семито-хамитские языки подразделяются на 4 ветви:

1. Семитскую;

2. Кушитскую;

3. Берберо-ливийскую;

4. Чадскую (хауса).

Среди семитских языков наиболее распространено арабский – с магрибским, египетским и суданским его диалектами. Южная группа семитских яхыков представлена также языками Эфиопии – тигре, тигран, амхара. Последний является государственным языком страны. Из семитских языков наиболее распространен арабский литературный язык.

На кушистских языках говорят народы южной и центральной Эфиопии и смежных с нею областей. Основные среди этих языков – галла, сомали, афар, бедауэ. Древние египтяне говорили на языке хамитской группы, который дошел до наших дней в виде языка египетских христиан – коптов. Коптский язык применяется лишь при богослужении, а в быту копты пользуются арабским.

Берберо-ливийские языки, раннее употреблявшиеся во всей Северной Африке к западу от Египта (Магриб), в настоящее время используются жителями горных районов Алжира, Марокко, в Мавритании, в Сахаре и в изучении реки Нигера. Берберы (туареги, кабилы, зенага, рифы) являются потомками древнего населения Северной Африки – ливийцев.

Чадскую ветвь составляют языки хауса и родственных им мелких этносов, живущих к югу от озера Чад.

Население Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Сомали, Джибути) относится к самостоятельной промежуточной эфиопской расе, сочетающей в себе переходные европеоидные (строение лица, волнистые волосы) и негроидные (утолщенные губы, темный цвет кожи, волос и глаз) черты. Эфиопская раса образовалась на стыке европеоидной и негроидной рас.

Регион Северной Африки является районом древнейшей культуры. За тысячелетия своей истории народы региона испытали на себе разнообразное культурное влияние. На территории Северной Африки сформировалась одна из самых древних цивилизаций мира — древнеегипетская. Западнее Египта располагалась финикийская колония — Карфаген. Эти области были издревле связаны с историей Средиземноморья. В результате Пунических войн (III — II вв. до н. э.) Карфаген был захвачен и разрушен, а земли — его и соседней Нумидии — вошли в состав Римской империи под названием «Африка». Позднее это название было перенесено на весь континент. После распада Римской империи эти области испытали нашествие германских племен вандалов. Египет после завоевания гиксосами, а затем персами и в конце концов вошел в состав Восточной Римской империи. О тех временах напоминают памятники древнеегипетской, финикийской и римской эпох. Здесь располагались несколько из «Семи чудес света»: маяк на острове Фарос, египетские пирамиды. Однако, несмотря на бурную историю североафриканского побережья, основное население Северной Африки — берберские народы — сохранили свои языки, хозяйство, верования и обычаи с древности до наших дней.

На территории Судана, в районе слияния Голубого и Белого Нила, еще на рубеже II — I тыс. до н. э. сложилось государственное образование — Мероэ. Оно имело тесные связи с Египтом и в значительной степени испытало на себе его влияние. Его территории временами завоевывались египтянами, а иногда их жители сами совершали успешные набеги на земли северных соседей. В течение одного столетия они даже правили Египтом (так называемая Эфиопская династия). С IV по приблизительно XI —XII в. н. э. на развалинах Мероэ образовались несколько небольших государств — Алва, Мукурра и др. Здесь было принято христианство.

Начиная с VII в. н. э. в истории Северной Африки начались значительные изменения. В 641 году Египет был завоеван арабами, принесшими с собой новую религию — ислам. В течение относительно короткого промежутка времени арабы завоевали всю Северную Африку и Судан. Постепенно значительная часть населения была исламизирована, восприняла арабский язык и культуру. Только копты в Египте сохранили христианство монофиентского толка. Вызывают восхищение сохранившиеся памятники средневековой арабо-мусульманской культуры — мечеть в Кайруане (Тунис), дворец-цитадель возле Тлемсена (Алжир), цитадель в Каире и др. Судан в отличие от Египта и стран Магриба не входил в состав Арабского халифата. Проникшие на его территорию арабы мусульмане были либо торговцами, либо кочевниками-скотоводами с Аравийскогополуострова. Христианские государства распались, а в XV —XVI вв. сложилось двамусульманских государства— Сеннар и Дарфур. Именно с этого времени существует деление Судана на арабоязычный мусульманский север и негроидный языческий юг, которое и в наши дни осложняет внутриполитическую ситуацию в стране.

На территории Африканского Рога (так нередко называют субрегион Северо-Восточной Африки, включающий в себя Эфиопию, Эритрею, Джибути и Сомали) история государственности также насчитывает не одно тысячелетие. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о существовании здесь самобытной цивилизации в середине I тыс. до н. э. Со II —III вв. н. э. здесь складывается государство Аксум, имевшее тесные связи с Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком. В IV в. государственной религией в нем признается христианство монофизитского толка, близкое коптскому и сохраняющее свои позиции в Эфиопии и сегодня. С этого времени государственность на данной территории не переставала существовать, сохранялась и слоговая эфиопская письменность, насчитывающая историю в два тысячелетия. Начиная с VII в. в этом регионе появляются мусульмане, а с XIV —XVI вв. по берегам Красного и Эритрейского морей, на территории современных Эфиопии, Эритреи, Джибути, Сомали, складываются мусульманские султанаты. В годы колониального раздела Африки Эритрея и часть Сомали стали итальянскими владениями, северная часть Сомали принадлежала Великобритании, а северо-западная (ныне государство Джибути) — Франции.

Лишь у туарегов Алжира еще сохраняется сегодня древнее письмо тифинаг, хранителями которого являются женщины. Все остальное население Северной Африки (кроме жителей Эфиопии и Солгали) пользуется арабским алфавитом. Литературный язык — арабский, в последние годы развивается литература на кабильском языке.

Как и во всей Африке, государственные границы и границы регионов в Северной Африке не совпадают с этническими границами. Например, туареги живут не только в Алжире и Мавритании, но и в Мали и Нигере, сомалийцы — в Сомали, Эфиопии, Кении и т. д.

Земледельческие народы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги. Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы


3. Кочевые скотоводы Северной Африки: особенности хозяйства и культуры.

Берберы туареги - классические кочевники Центральной Сахары. По характеру своих хозяйственных скотоводческих миграций они относятся к «малым» кочевникам. Стада перемещаются на протяжении всего года. Длительные миграции у туарегов Центральной Сахары отсутствуют, и даже короткие перекочевки нерегулярны. Основная часть передвижений ограничена небольшой территорией, закрепленной традицией за определенным родовым подразделением. В каждой небольшой долине сухого сая (уэда) обычно размещается до десятка шатров. Кроме коз, дающих большую часть средств к жизни туареги разводят верблюдов, но преимущественно для транспорта и обычно выпасают их отдельно от основного стада.

Верблюд был главной причиной того, что туареги стали кочевниками, потому что владелец верблюда не может оставаться на месте: ему нужно, исходя из времени года и количества осадков, искать пастбища, пригодных для его скота.

Туареги обычно передвигаются со стадами с одного пастбища на другое, используя при этом все три вертикальные природные зоны пустынных возвышенностей Южной Сахары. Так в самой высокой зоне Атакор размешены лучшие пастбища позднего лета и осени; обилие влаги и трав привлекает сюда кочевников в это время. В зоне, расположенной ниже, хорошо растут акации и кустарники, которые зеленеют позже.

По склонам возвышенностей широко разбросаны шатры берберов туарегов. Их сезонные стойбища относительно редко меняют свои традиционное место. Женщины и дети остаются на стойбище со стадами коз, а мужчины перегоняют верблюдов на юг и попутно меняют мясо и шкуры на зерно.

В степях внутренней части Магриба живут скотоводы, для которых земледелие играет вспомогательную и местами совсем незначительную роль. В области солончаковых озёр (шоттов) земледелие невозможно. Здесь на просторах, пасут свои стада кочевники.

Население стран Магриба разводит главным образом мелкий рогатый скот - овец и коз. В качестве рабочего скота используют лошадей, мулов, ослов и верблюдов.

Во внутренних степных и пустынных районах скотоводы ведут кочевой или полукочевой образ жизни, перегоняя скот в сухое время в предгорьях Атласа и возвращаясь с ним зимой на свои пастбища. Ежегодно берберы-кочевники разбивают свои шатры близ городов. Здесь они продают шерсть, кожу и запасаются мукой, сахаром, текстильными и металлическими изделиями. В некоторых местах маршрут кочёвок достигает 700 км.

Культура и быт.

Берберы славились здоровьем и долголетием. В основном они употребляли вегетарианскую пищу. Скотоводы довольствовались козьим молоком и редко били скот. Дичь, моллюски и мед были излюбленной пищей. Пили только воду.

Берберы туареги крайне умерены в пище. Они едят только раз в день в пути и два раза во время пребывания на стойбище: зерна, финики и смоквы, ягоды сальвадоры персидской, зелень, немного мяса. Им обычаями запрещено употреблять в пищу птицу и рыбу.

В сезон пастьбы верблюжье молоко составляло единственную пищу семьи берберов туарегов. Из верблюжьей шерсти плетут веревки; навоз, высушенный на солнце, служит топливом. Мясо верблюда считается самым лакомым блюдом, которым угощают почетных гостей; кожа верблюда используется для изготовления палаток, сбруи и разной хозяйственной утвари.

В качестве оружия берберы предпочитали меч и метательное копьё

Одежда мужчин состоит из хлопчатобумажной рубахи синего цвета и таких же штанов. Женщины раскрашивают себя охрой.

Для берберов искусство является обыденным явлением жизни, а не уделом избранных. Искусство берберов ограничивается геометрическим узором. Это геометрическое искусство, под внешним однообразием которого скрыты, быть может, те или иные видоизменения, отражающие различные стадии его развития, очевидно, уходит своими корнями в очень далекое прошлое.

Жильём берберов-кочевников служит фелидж - шатёр из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях. Широко раскинутый низкий и плоский шатёр приспособлен к суровым условиям кочевой жизни. Он прекрасно противостоит ветрам Сахары, несущим тучи песка. В каждом шатре живёт обычно одна семья - муж, жена и их дети.

Сохраняются родо-племенные институты (такбилт-леффигхс). Центром племенной группы служит укреплённое селение касба (арабское), тигремт (берберское) или дшар (берберское). Во главе племенного объединения стоит вождь (аглид, амгар). Вопросы хозяйственной жизни и внешних сношений решает выборный совет старейшин - джмаа (арабское), имзран (берберское). Распространены межклановые союзы (тиуизи), сотрудничество, например, в выпасе скота (тауаллат). Среди берберов широко народная медицина, магия, различные формы фольклора.

Материальная культура и быт подчинены кочевому образу жизни. Жильё и одежда были удобными для многочисленных перемещений. Питались тем, что могли раздобыть в пустыне. Быт берберов был предельно прост, поскольку тяжело было бы перевозить большое количество вещей собой.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!