Шкала перевода баллов в оценку

Г.

Группа №212

ОДБ 02 «Литература»

Тема занятия: «Человек, история, природа в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (обзор)

Цель: подчеркнуть, что для автора важно было поведать о «самом

дорогом и важном, земле и небе, большом горячем чувстве,

духе творчества, жизни и смерти...", раскрыть художественное

своеобразие романа Пастернака, когда духовные, социальные,

природные связи, разобщенные в романе, выстраиваются в

единое целое в «Стихах Юрия Живаго», подчеркнуть

христианские мотивы как основополагающие для романа

 

Задание:

1. Составить конспект, используя лекционный материал и Интернет –ресурс, по теме: «История создания романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

План лекции:

1.Авторский замысел и творческая история

2. Содержание и особенности романа

3. Образ главного героя

4. Связь с романом Л. Леонова "Русский лес"

5. Место романа "Доктор Живаго" в русской литературе

Авторский замысел и творческая история

Роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" (1946—1955) представляет собой разработку новой художественной стратегии в русской литературе, связанной с возрождением традиций философского романа и литературы "серебряного века".

Замысел автора в романе "Доктор Живаго" заключается в следующем:

✓ показать историю развития страны и ее исторический образ за 45 лет, прошедшие с момента Октябрьской революции;

✓ выразить через тяжелый, печальный и подробно разработанный сюжет романа свои собственные взгляды:

• на искусство;

• Евангелие;

• жизнь человека в рамках исторической эпохи;

✓ использовать традиции Диккенса и Достоевского.

Одной из особенностей романа "Доктор Живаго" является соотнесение исторического сюжета с биографическим. Однако, несмотря на широко представленную панораму российской действительности в первой трети XX в., произведение раскрывает не столько исторические вопросы и проблемы, сколько личные отношения и ценностные ориентиры, которые в гораздо большей степени влияют на человеческие судьбы.

Творческая история романа:

✓ первоначально был назван автором "Мальчики и девочки";

✓ был отвергнут издателями и вышел в свет с тридцатилетним опозданием;

✓ получил неоднозначный отклик у читателей-современников и у коллег-писателей (восторженная оценка Э. Герштейна и уничижительная — В. Набокова).

Содержание и особенности романа

Содержание и проблематика романа "Доктор Живаго":

✓ рассказывает о жизни одного поколения, которое прошло через ряд исторических и политических событий и сформировало определенную жизненную стратегию и мировоззрение;

✓ роман строится следующим образом:

• вначале развивается тема подросткового мировосприятия и связанного с ним максимализма через описание детства героев;

• затем поднимается тема искусственного подхода к жизни, создания ее по определенным шаблонам, основанным на высших благородных целях;

• через освещение различных политических и исторических событий (Первой мировой войны, трех революций, гражданской войны) передается развитие "мальчиков и девочек" в "советских людей";

✓ поднимается проблема экспериментирования судьбами людей, с жизнью во имя благородных целей и идеалов, и это ассоциируется у автора с играми, через которые трактуются и понимаются все исторические события, произошедшие в первой половине XX в. в России.

Художественное своеобразие романа "Доктор Живаго" составляют образы, символы и мотивы, раскрывающие авторский замысел:

✓ мотив "игры в людей", исследование которой автором можно охарактеризовать так:

• "игра в людей" провоцирует обесценивание личного мнения, пренебрежение человеческой неповторимостью и уникальностью во имя прямолинейно понимаемого равенства и единства;

• проекты такой игры оказываются противопоставлены, враждебны не только духовной жизни, но и всему человеческому существованию;

✓ образ природы, выступающий в качестве поэтического символа, своеобразие которого заключается в следующем:

• экспрессия пейзажей;

• жизненность природы, очень схожая с человеческим существованием;

• наделение природы свойствами чуда, волшебства, но не в фантастическом, а в метафорическом смысле;

• осуществление функции восполнения человеческой души тем смыслом, которого она лишается в суматохе и хаосе эпохи;

• красота и несокрушимость как моральное оправдание жизни.

Вопросы, которые поднимаются и рассматриваются в романе:

✓ демистифицируется значимость социальной истории и характерных для нее надличностных масштабов и критериев;

✓ высоким эпическим смыслом наделяется обыденное существование человека с его мелкими повседневными делами;

✓ "игре в людей" — искусственному элементу - противостоит простая человеческая жизнь, выступающая как естественное органическое начало;

✓ проблемы, волнующие автора:

• возможно ли переделывание мира даже на основе самых идеальных и благонамеренных проектов;

• можно ли допускать насилие над естественным ходом жизни с целью "улучшить" ее;

• имеет ли смысл рассматривать текущий, настоящий момент жизни не в его непосредственном значении, а как соотнесенный со "светлым будущим" и выступающий предпосылкой этого будущего;

✓ исторические события в России в первой трети XX столетия освещаются в романе как стихийные бедствия, имеющие громадные по своей тяжести последствия;

✓ поднимается вопрос о том, как человек может выстоять в хаосе этой реальности и сохранить свою душу от катастрофы; в этом, по Пастернаку, и суть истории.

3. Образ главного героя романа "Доктор Живаго"

Многими критиками отмечается параллелизм образа главного героя романа — Юрия Живаго — с Иисусом Христом, выражающийся в следующем:

✓ схожесть в первую очередь не образов, а всей истории жизни главного героя с библейской историей Иисуса Христа и с сюжетом Нового завета;

✓ размытость, а не буквальность связи этих образов;

✓ хронологическая маркировка сюжета — соотнесение всех событий не со светским, а с православным календарем;

✓ обилие элементов церковно-славянской лексики, книжно-архаических и литературно-книжных речей и форм;

✓ ориентация на традиции священных книг в поэтике образа и сюжета судьбы главного героя, в частности изначальная заданность судьбы;

✓ парадоксальность параллелизма Юрия Живаго с Иисусом, так как "божественность" героя романа не отделена от земного, а скорее, воплощена в нем.

4. Связь с романом Л. Леонова "Русский лес"

Связь романа "Доктор Живаго" с романом Л. Леонова "Русский лес" (1950—1953) ярко обнаруживается:

✓ полемика с одним и тем же противником — официальной идеологией революционного экстремизма;

✓ общая основа отвержения революционной идеологии, которая заключается в неприятии насилия;

✓ перекличка между мотивами и образами:

• образы "мальчиков и девочек", которые оказались заражены романтикой революционного разрушения старого и создания нового мира;

• пары антагонистов в романах (Живаго — Стрельников, Вихров — Грацианский), расходящиеся в понимании вечных законов жизни;

• нравственная эпидемия, принесенная революционным экстремизмом;

• противопоставление революционным доктринам с их насилием над человеком и жизнью понятия "чуда жизни", который оба автора понимают как незыблемую основу существования человека и всей его иерархии духовных ценностей;

• воплощение понятия "чуда жизни" в образах и картинах природы.

Разногласия Пастернака и Леонова как авторов:

✓ у Леонова — природность всех понятий, в том числе народа и нации, их основанность на законе природы;

✓ у Пастернака — со-природность героя с другими людьми, он не исчерпывает себя устроенностью в природе;

✓ у Леонова понятия народа и нации выполняют роль абсолюта, соединяющего отдельных представителей в единое целое;

✓ у Пастернака эту роль выполняет природное начало, причем оно может объединять не только представителей одного народа, но и все человечество, и если это начало не перерастает у людей в личностное, то такой социум теряет свое единство.

5. Место романа "Доктор Живаго" в русской литературе

Роман "Доктор Живаго" тесно связан со многими произведениями русской литературы как XX, так и XIX вв.:

✓ с романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита", что выражено в первую очередь в использовании библейских мотивов;

✓ с традициями экспрессионистской прозы 1920-х и постсимволическим романом 1910-х гг.;

✓ с давней традицией христианской эстетики и художественно-религиозной литературы, которая развивалась в русской литературе следующим образом:

• корни ее лежат в евангельских сказаниях и житиях святых;

• в дальнейшем была выражена в светской литературе в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;

• наиболее ярко в качестве художественной системы проступила в творчестве писателей конца XIX в. (Н. Лескова, П. Мельникова-Печерского), и XX в. (А. Ремизова, Б. Зайцева, И. Шмелева);

✓ несоответствие типичным признакам и элементам реалистического романа XIX-XX вв., что проявляется в следующих особенностях романа "Доктор Живаго" Пастернака:

• пренебрежение разработкой причинно-следственных мотивировок в движении сюжета;

• антипсихологизм в изображении характеров героев;

• отказ от манеры объективированного повествования;

• создание своего собственного реализма в литературе, главным художественным принципом которого является восприятие свойственного современной эпохи хаотического состояния как неоспоримой данности, которую нельзя отрицать, но и не стоит апологизировать, а необходимо в художественном ее выражении сохранять ощущение живого контакта этого хаоса с человеком, и для этого автор обращается к поиску архетипов, в которых стремится увидеть нечто общее для всего человечества.

 

Письменно ответить на вопросы:

1. История создания Роман Пастернака «Доктор Живаго».

2. Анализ страниц романа (глава 13, часть 18).

- Как вы думаете, письмо это написано по правилам?

- В каком жанре написано это письмо?

-  Что было в этом письме, что заставило Юрия Андреевича забыть,   в каком он городе и у кого в доме? Забыть, где он и что кругом него? В чем сила письма? 

4.Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?

5. Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны?

Критерии оценивания работы:

За каждый правильный ответ на вопрос ставиться 2 балла.

Максимальное количество баллов – 10.

Шкала перевода баллов в оценку

Оценка «2» «3» «4» «5»
Баллы 0 - 3 4-6 7-9 10

Отправлять на электронную почту:

tolkacheva 69@ list . ru

При выполнении задания рекомендую пользоваться:

1. Текстом романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Электронными ресурсами: http://literatura5.narod.ru/pasternak_uroki-po-romany_doktor-zhivago.html; https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/b-l-pasternak/b-l-pasternak-doktor-zhivago

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!