Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· знакомство с дореволюционным и послеоктябрьским творчеством В. В. Маяковского, анализ произведений.

Задачи:

· познакомиться с ранними этапами жизни и творчества В.В.Маяковского, проследить изменения, произошедшие в творчестве поэта после революции;

· сформировать представление об основе авангардного эксперимента в поэзии В. В. Маяковского, о раннем и зрелом творчестве В.В.Маяковского как о частях единого целого, укладывающегося в рамки художественной концепции поэта;

· научиться определять стихотворный метр, соотносить метр и смысл, выявлять и интерпретировать эпическое начало в произведениях В.В.Маяковского 1920-х гг.

На занятии

мы узнаем:

· о ранних этапах жизни и творчества В. В. Маяковского, о художественных исканиях Маяковского в 1920-е гг.;

мы научимся:

· анализировать стихотворения В.В. Маяковского, определять стихотворный метр, выявлять его функции;

мы сможем:

· рассказать о жизни поэта, поэзии футуристов, о литературной ситуации 1920-х гг.

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Ранние этапы жизни и творчества В. В. Маяковского;

2. Основа авангардного эксперимента в поэзии В. В. Маяковского;

3. Стихотворный метр;

4. Изменения, произошедшие в творчестве поэта после революции;

5. Раннее и зрелое творчестве В. В. Маяковского как части единого целого, укладывающегося в рамки художественной концепции поэта;

6. Эпическое начало в произведениях В. В. Маяковского 1920-х гг.

Тезаурус

Авангард (от фр. avant-garde – переlовой отряд) – совокупность экспериментальных направлений в искусстве, декларирующих принципиальный разрыв с традицией.

Анапест (от греч. anapaistos – обратный дактилю, букв. – отраженный назад) – метр, образованный стопами из трех слогов с сильным местом на третьем; сильное место заполняется обязательно-ударным, слабые.

Акмеизм (от греч. пик, максимум) – противостоящее символизму направление в литературе, провозглашавшее освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, от усложнённой метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Амфибрахий (от греч. amphibrachys – с двух сторон краткий) – метр, образуемый стопами из трёх слогов с сильным местом на втором; сильное место заполняется обязательно-ударным слогом, слабые – безударными.

Дактиль (от греч. daktylos–палец) – метр, образуемый стопами из трёх слогов с сильным местом на первом; сильное место заполняется обязательно-ударным слогом, слабые – безударными.

ЛЕФ (Левый фронт искусств) – литературно-художественное объединение, возникшее в 1923 году под руководством В. В. Маяковского. Эстетическая основа ЛЕФа – концепция литературы факта. В состав входили Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель, О. М. Брик и др.

Лирика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство или настроение автора.

Метр (от греч. metron – мера, размер) – самая общая схема звукового ритма стиха, т.е. предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определённых позициях.

Символизм – (от фр. symbolisme) – одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экпериментаторством, стремлением к новаторству, использованию символики, недосказанности, намёков. В основе символизма категория символа – особого знака, стремящегося к постижению высшего смысла и характеризующегося многозначностью

Силлабическое стихосложение (от греч. syllabe – слог) – стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (как правило, на равном количестве слогов в строках).

Силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. syllabe – слог и tonos– ударение) – разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Стопа – повторяющееся сочетание метрически сильного места и метрически слабого места. Стопа является единицей соизмеримости строк, обладающих метром.

Тоническое стихосложение (от греч. tonos – ударение) –стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений (чаще на относительном равенстве ударений в строках). Количество безударных слогов между ударными произвольно.

Футуризм (от лат. futurum–будущее) – одно из течений в искусстве авангарда XX века. Поэты-футуристы (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Давид Бурлюк и др.) мечтали об искусстве будущего: искусстве суперсовременного послереволюционного города и создавали для этого искусства новый язык.

Хорей (от греч. choreios – плясовой) – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на первом; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

Ямб (от греч. iambos – предположительно название музыкального инструмента) – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

 

Основное содержание занятия

Владимир Маяковский родился в 1893 году в Грузии, в селе Багдати. Отец будущего поэта служил лесничим и умер в результате несчастного случая, когда сыну было двенадцать лет. После этого семья переехала в Москву.

Идеями революции Маяковский увлекается, ещё будучи подростком, он участвует в пропагандистской деятельности. Его трижды арестовывают, несколько месяцев он проводит в Бутырской тюрьме, где и пишет свою первую тетрадь стихов. Это время он считает началом своего творчества.

В 1911 году молодой человек поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он знакомится с Давидом Бурлюком, руководителем футуристической группы «Гилея», и входит в его поэтический круг.

Русские футуристы провозглашают себя художниками будущего. Они считают, что классическое искусство себя уже исчерпало и ему на смену должно прийти новое. Футуристы подчёркивают материальную сущность слова. Они воспринимают его как вещь, которую можно потрогать и изменить, отрицая законы грамматики и поэтики.

В поэзии футуристы стремятся уйти от психологизма классической литературы к миру вещей, от элитарного к массовому искусству. Новое содержание требует и новых форм. Поэты становятся выразителями мнения толпы, они всё больше выступают со сцены. Футуристы часто прибегают к удобному для декламации тоническому стихосложению, к стихам «лесенкой». Классические стихотворные размеры вытесняются разговорными интонациями, живой речью. Маяковский достаточно быстро становится одним из главных поэтов-новаторов.

С 1915-го по 1917-й год поэт проходит военную службу в Петрограде. Там же он встречает и горячо поддерживает революцию. Маяковский становится одним из идеологов «литературы факта» – концепции, основанной на иллюзии максимального сближения литературы и жизни. Поэзия этого периода похожа на журналистику и оперативно откликается на самые важные общественные события. Таковы эксперименты Маяковского по созданию агитационно-рекламных плакатов «Окна сатиры РОСТА» (1919 – 1921), которые иллюстрируют актуальные факты послереволюционной жизни средствами поэзии и живописи. Над этой же задачей трудится Маяковский и в творческом объединении ЛЕФ («Левый фронт искусств»), в рамках которого литература становится своеобразной иллюстрацией актуальной политики, а произведения зачастую печатаются в газетах в качестве творческих репортажей на социальные и гражданские темы. Над лирическим началом в этот период преобладает эпическое.

Глубокое уныние, вызванное непониманием его творчества коллегами и представителями власти, провалом юбилейной выставки «Двадцать лет работы», безуспешными попытками создать семью, приводит к трагической гибели поэта в 1930 году.

Первое время после смерти его имя и было практически забыто. И только письмо возлюбленной Маяковского Лили Брик лично Сталину с просьбой уделить внимание творчеству поэта и отдать дань его памяти послужило причиной широкого интереса и признания его «лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи», способствовало формированию репутации первого и главного поэта революции.

Маяковского принято считать мастером тонического стихосложения, акцентного стиха, с которым во многом и связывают новаторство художника. Однако в ранней лирике автора важную роль играют силлабо-тонические стихотворные метры. В самый ранний период творчества с 1912 по 1914 годы поэт пишет пейзажную лирику, в них доминирует изобразительно-живописное начало.

Маяковский показывает разные стороны городских будней: создаёт образы порта, городской площади, уличной рекламы и театральных афиш, старается передать цветовую палитру города во всём её многообразии. В стихотворении «Кое-что про Петербург» городской пейзаж получает географическую локализацию:

Слезают слёзы с крыши в трубы,

к руке реки чертя полоски;

а в неба свисшиеся губы

воткнули каменные соски.

И небу — стихши — ясно стало:

туда, где моря блещет блюдо,

сырой погонщик гнал устало

Невы двугорбого верблюда.

Писатель подчёркивает отчуждённость человека, пренебрежительное отношение к обыденности городской жизни, ощущение внутреннего дискомфорта в условиях большого города, принимающее порой необычные сюрреалистические формы.

Молодой поэт продолжает переосмысливать традиции символистов. Так, например, в стихотворении «Уличное» субъективно представлен сложный метафорический образ городской улицы:

В шатрах, истёртых ликов цвель где,

из ран лотков сочилась клюква,

а сквозь меня на лунном сельде

скакала крашеная буква.

Вбиваю гулко шага сваи,

бросаю в бубны улиц дробь я.

Ходьбой усталые трамваи

скрестили блещущие копья.

Подняв рукой единый глаз,

кривая площадь кралась близко.

Смотрело небо в белый газ

лицом безглазым василиска.

Пожалуй, только стихотворение раннего Маяковского «А вы могли бы?» выделяется из целого ряда силлабо-тонических стихов этого периода. Метафорический образ города, который был ключевым в целом ряде более ранних произведений, если и отзывается в этом программном тексте («флейта водосточных труб»), то выполняет здесь вспомогательную функцию, всего лишь способствует развитию основной темы традиционного противопоставления художника окружающей действительности, его исключительной роли в этом мире:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В дальнейшем поэт сознательно использует некоторые «чужие» художественные средства – и классиков, и современников – в пародийных целях.

Итак, в ранних произведениях Владимира Маяковского, когда силлабо-тонические метры преобладали в его репертуаре и не были стилистически маркированы, проявляется функциональная направленность 4-стопного ямба не столько на продолжение традиции, сколько на её преодоление. Начиная со стихотворения «А вы могли бы?», далее на протяжении всей творческой биографии поэта периодически проявляется его принципиальная оппозиционность по отношению к классическому ямбу.

Владимир Маяковский вошел в историю словесности, как один из главных представитель русского футуризма — движения яркого и бунтарского. Уже в первые годы активной литературной деятельности он создаёт остросоциальные произведения, пронизанные революционными настроениями и беспощадной критикой буржуазной действительности. Поэт-новатор изобретает причудливые формы изложения и сложные образы, чтобы его призыв к революции прозвучал как можно громче.

Россия на рубеже XIX и XX веков переживала значительные исторические потрясения. Революция вызвала стремительные перемены в культурной жизни. Многим литераторам пришлось покинуть страну, а те, кто остался, поделились на угодных и неугодных советской власти.

Маяковский принимает революцию как футурист. Уже в начале 1919 года он пишет стихотворение «С товарищеским приветом, Маяковский», посвящённое годовщине отдела ИЗО Наркомпроса. Поэт восклицает: «Сотую – верю! – встретим годовщину» … «Пусть хотя б по капле, по две ваши души в мир вольются и растят рабочий подвиг, именуемый “Р_е_в_о_л_ю_ц_и_я”».

Однако к 20-м годам XX века футуризм изживает себя как литературное течение. Маяковский это понимает. Ситуация подсказывает поэту идею образования нового журнала. Официальная поддержка партии воодушевляет Маяковского и тех, кто идёт рядом с ним, вселяет надежду на организационный успех предприятия. Так появляется «Леф» – Левый фронт искусств. Это плацдарм, с которого поэт ведёт огонь, пытаясь утвердить свой взгляд на литературу.

В 1928 году Всеволод Мейерхольд просит Маяковского написать пьесу для постановки в его театре. Премьера происходит 13 февраля 1929 года. Это знаменитая комедия «Клоп». Главный её персонаж, «бывший рабочий» и бывший партиец, ныне жених Присыпкин, проделавший «культурную революцию на дому» и в результате назвавший себя более «изящно» – Пьер Скрипкин («это уже не фамилия, а романс!»). Своими репликами с первого же появления на сцене он обнаруживает невежественный снобизм и амбициозность, которым умело подыгрывает Олег Баян, «самородок, из домовладельцев». Во второй половины пьесы автор создаёт «Институт человечьих воскрешений». Решается вопрос о воскрешении замороженной человеческой фигуры, найденной на глубине семи метров под землёй в обледеневшем погребе. Присыпкина размораживают, и он возникает перед людьми будущего, перед людьми 1979 года. Удивленный непривычной обстановкой, растерявшийся, он пытается ухватить уползающего с воротничка клопа, единственное живое существо, понятное ему в этом неузнаваемом мире.

Спектакль «Клоп» – несомненная удача драматурга и постановщика.

Вскоре у Маяковского выходит ещё одна пьеса – «Баня», которую автор называет «драмой в 6 действиях с цирком и фейерверком». Перед нами предстаёт гневная сатира на бюрократию нового пошиба, драматически осложняющую жизнь людей и движение общества по пути социального прогресса. Критика недоброжелательно принимает спектакль. Автор тяжело переживает неудачу постановки и последующую критическую кампанию в прессе.

После революции стих Маяковского становится всё более свободным. Обращаясь к ямбу, поэт работает с его не очень строгой формой – чередованием трёх- и четырёхстопных стихов. Язык поэзии становится ещё ближе к прозаической и даже разговорной речи. Ямб помогает выразить иронию. Эти изменения хорошо прослеживаются на примере поэмы «Человек». Звучание ямба становится разнообразнее за счёт нарушения прямого порядка слов в предложениях:

Лучи везде!

Скребут они.

Запели петли утло,

и тихо входят будни

с их шелухою сутолок.

Солнце снова.

Зовет огневых воевод.

Барабанит заря,

и туда,

за земную грязь вы!

Солнце!

Что ж,

своего

глашатая

так и забудешь разве?..

Специфику ямба в поэме «Человек» можно считать своеобразным индикатором эволюции стиха Маяковского в направлении постепенного освобождения поэтической речи от традиционных принципов.

В стихотворении «Император», которое характеризуется соединением различных метрических форм, при помощи амфибрахия перефразируются строки из написанного этим метром стихотворения Лермонтова «Воздушный корабль».

Известно, что поводами для написания обоих стихотворений послужили сходные размышления авторов. «Воздушный корабль» был написан в 1840 г. «в связи со слухами о том, что французское правительство намерено перенести прах Наполеона с острова Св. Елены в Париж». «Император» написан в 1928 г. после посещения автором предполагаемого места захоронения семьи Николая II. Трагические обстоятельства гибели монархов не оставили равнодушными обоих писателей. Автор выражает своё отношение к факту расстрела большевиками семьи Николая II.

Анапест также нередко используется Владимиром Маяковским для перефразирования текстов других авторов. В стихотворении «Дипломатическое», где вновь представлены различные стихотворные формы, поэт, обращаясь к хрестоматийному произведению Некрасова «Размышления у парадного подъезда», переходит от акцентного стиха к анапесту объекта цитирования.

Здесь поводом для переосмысления классического текста становится звуковое подобие слов «швейцар — швейцарец». Маяковский создаёт шуточную утопическую картину очереди делегации «приморских швейцарцев» на приём к наркому иностранных дел Чичерину.

Также при помощи анапеста Маяковский обращается к наследию Александра Блока в стихотворении «Три тысячи и три сестры». Он дословно цитирует полторы строки из стихотворения Блока «Новая Америка. Не случайно именно к этому стихотворению выдающегося поэта-символиста обращается Маяковский, прославляя столицы союзных республик, а вместе с ними послеоктябрьскую эпоху в целом. Блок называет Россию Новой Америкой, имея в виду её природные богатства и потенциал рабочего человека, который сумеет этими богатствами распорядиться. Сопоставляя Россию и Америку, Александр Блок вкладывает в это сопоставление символическое значение, подразумевая Америку в широком смысле, Америку как символ нового, только что открытого, многообещающего, потенциально очень мощного мира. Продолжая это сопоставление, Маяковский конкретизирует его, нарекая советские республики новыми Штатами, поэтизирует молодые столицы, как будто придавая символическому образу Новой Америки Блока чёткие геополитические очертания.

А здесь,

где афиши

щипала коза,

- "Исполнят

такие-то арии"...-

сказанием

встаёт Казань,

столица

Красной Татарии.

Москве взгрустнулось.

Старушка, што ты?!

Смотри

и радуйся, простолицая:

вылупливаются,

во все Советские Штаты,

новорожденные столицы!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!