Разбор заданий тренировочного модуля



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель:

· дать общее представление о романах И. А. Гончарова, в которых писатель исследует конфликт между патриархальным и буржуазным укладом жизни в меняющейся России.

Задачи:

· ознакомиться с особенностями художественной манеры писателя;

· сформировать представление о тематике и проблематике творчества И. А. Гончарова.

Тезаурус

Роман – это крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса.

Герой – это главное действующее лицо литературного произведения.

Антитеза – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому.

Сегодня на занятии мы:

– Поговорим о жизни и творчестве Ивана Александровича Гончарова.

– Поймём, почему современники прозвали его принц де Лень.

– Узнаем, кто и почему назвал талант Ивана Александровича Гончарова объективным.

- Сможем сформировать представление о тематике и проблематике творчества русского классика.

 

Основное содержание занятия

Для того чтобы стать классиком русского реализма, Ивану Александровичу Гончарову понадобилось всего 3 романа. Но для того, чтобы написать эти три романа, ему понадобилась вся жизнь. Писатель и цензор, критик и чиновник, путешественник, за три года совершивший кругосветное путешествие… Иван Александрович Гончаров сочетал в себе много крайностей.

Родился писатель в провинциальном городке Симбирске 5 июня 1812 года. Родители Гончарова принадлежали к купеческому сословию. Их большой дом был едва ли не единственным каменным зданием маленького Симбирска.

В 7 лет Гончаров осиротел. Умершего отца заменил ему крёстный, отставной офицер Николай Николаевич Трегубов. Гончаров называл его «добрым моряком». «Это был чистый самородок честности, чести, благородства и той прямоты души, которою славятся моряки, и притом с добрым, теплым сердцем...», ‒ писал о нём Гончаров в воспоминаниях.

И если мать Гончарова, Авдотья Матвеевна, занималась хозяйством, то за образование и воспитание детей отвечал Николай Николаевич. Он прививал им любовь к истории и литературе. Дети читали стихи Жуковского и Ломоносова, комедии Фонвизина, труды Вольтера и Руссо.

Именно Трегубов отправил крестника не в городской пансион, а в сельский, к священнику Троицкому. Отец Троицкий был прекрасно образованным человеком со своей методикой преподавания, к тому же женой его была француженка, которая преподавала воспитанникам французский и немецкий языки. Так что не каждый столичный пансион мог похвастаться таким уровнем образования выпускников.

Иван Александрович Гончаров мечтал поступить в Московский университет, но его мать пожелала, чтобы он продолжил дело отца.И юношу отправили в Коммерческое училище Москвы, где уже учился его старший брат Николай.

Восемь лет обучения в Коммерческом училище стали для Ивана Александровича пыткой. Своей единственной отдушиной он называл литературу. Писатель вспоминал: «С четырнадцати-пятнадцатилетнего возраста, не подозревая в себе никакого таланта, читал все, что попадалось под руку, и писал сам непрестанно. Все это чтение и писание выработало мне, однако, перо и сообщило, бессознательно, писательские приемы и практику».

Коммерческое училище Гончаров не закончил. Видимо, ему удалось убедить мать в том, что торговля – не его предназначение. Авдотья Матвеевна забрала документы.

В тысяча восемьсот тридцать первом году мечта Гончарова сбылась – он поступил на словесное отделение Московского университета. Студенческие годы стали для Гончарова счастливыми. В одно время с Иваном Александровичем Гончаровым в Московском университете обучались Михаил Юрьевич Лермонтов, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Платонович Огарёв, Иван Сергеевич Тургенев и другие знаменитые писатели, поэты, критики. А на одну из лекций пришёл сам Александр Сергеевич Пушкин. «Когда он вошёл, для меня точно солнце озарило аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга… И вдруг этот гений, эта слава и гордость России – передо мной в пяти шагах! Я не верил глазам», – писал об этом Иван Александрович. Благоговейное отношение к поэту сохранилось у него на всю жизнь, а гибель Пушкина воспринял как личную трагедию.

После окончания университета Гончаров вернулся на малую родину и занял должность секретаря в канцелярии Симбирского губернатора. Но хватило молодого литератора только на год. По его словам, «родимый город не представлял никакого простора и пищи уму». Иван Александрович уехал в Петербург, который был сердцем культурной жизни страны.

В Петербурге Гончаров он занял должность переводчика в департамент внешней торговли министерства финансов. Службой он тяготился, хотя свои обязанности исполнял добросовестно. Всё свободное время Гончаров посвящал литературе.

В 1835 году Иван Александрович Гончаров познакомился с семьёй художника Николая Аполлоновича Майкова и писательницы Евгении Майковой. В доме Майковых собирался весь цвет творческой интеллигенции тех лет. Писатель вспоминал: «Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

Гончаров стал учить сыновей Николая Майкова русской словесности и латыни. Аполлон Майков вскоре прославился как поэт, его брат Валериан стал критиком. А ещё ученики Гончарова выпускали рукописные журналы «Подснежник» и «Лунные ночи». В этих журналах вышли первые произведения Гончарова: повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка», а также несколько стихотворений. Эти произведения Гончаров не ценил.

Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Александрович Гончаров закончил в 1846 году. Этот роман был создан в рекордно короткие для писателя сроки. Задуман он был в 1844 году, а напечатан уже в 1847. То есть от идеи до публикации прошло всего три года.

«Обыкновенную историю» Гончаров прочёл своему новому знакомому – критику Виссариону Григорьевичу Белинскому. В одном из писем Белинский говорит об «Обыкновенной истории»: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор — успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу». Известный критик оценивает не только художественный талант Гончарова, называя его продолжателем «гоголевских» традиций, но и признаёт произведение общественно значимым. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» он пишет: «Прошлый год был особенно богат замечательными романами, повестями и рассказами. По огромному успеху в публике первое место между ними принадлежит, без всякого сомнения, двум романам — «Кто виноват?» и «Обыкновенная история».

Роман «Обыкновенная история» выходит в журнале «Современник» в 1847 году. Его восторженно встречают как читатели, так и критики. Так Гончаров стал знаменитым писателем.

Непростые отношения племянника и дяди Адуевых отражают конфликт поколений, противостояние чувств и разума. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей: «Один восторжен до сумасбродства, другой — ледян до ожесточения». Гончаров подчёркивает односторонность позиций, убеждая читателей в необходимости гармонии ума и сердца.

Это произведение — отклик писателя на исторические события. Автор твёрдо стоит на прогрессивных позициях просвещённой буржуазии и разоблачает несостоятельность дворянско-усадебной культуры.

В эти годы Гончаров занимается и журналистской деятельностью. Но он невысоко оценивает свою работу в качестве публициста: «У меня было перо не публициста, а романиста».

Конец 1840-х годов отмечен новыми творческими замыслами. В марте 1849 в «Литературном сборнике» журнала «Современник» публикуют «Сон Обломова», в котором определена ведущая тема — «обломовщина».

Значительным событием стала публикация в альманахе «Современника» главы «Сон Обломова» 1849 в году. Публика замерла в ожидании нового романа, но его всё не было. Работа над романом «Обломов» растянулась на целых 12 лет.

В обществе Петербурга за Гончаровым закрепилось прозвище принц де Лень. Он был медлительным, очень основательным человеком, не терпел суеты и перемен. В романе «Обломов» Гончаров опишет себя как приятеля Штольца: «…литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». На прозвище писатель не обижался и даже иногда подписывался им.

В 1852 году Петербург потрясла новость: сорокалетний принц де Лень отправился в кругосветное путешествие. Место на фрегате «Паллада» предложили поэту Аполлону Майкову, но молодой поэт отказался. Зато его бывший учитель добивался места секретаря адмирала Путятина с невероятным усердием.

Кругосветное плавание на фрегате «Паллада» длилось почти 3 года. Писатель переносил его тяжело, много раз собирался сойти на берег, но так этого и не сделал. Наблюдения и впечатления, полученные во время плавания, Гончаров собрал в двухтомном цикле очерков под названием «Фрегат “Паллада”».

Вернувшись в Петербург, Гончаров ушёл из Министерства финансов и стал цензором в газете «Северная пчела». Теперь его жизнь была полностью связана с литературой. Но должность цензора ставила писателя в несколько неудобное положение. Будучи цензором, Гончаров помог издать собрание сочинений Пушкина, способствовал публикации рассказа Тургенева «Муму» и сделал немало добрых дел. Но были и недовольные его деятельностью люди.

Например, поэт Николай Щербин оставил такую эпиграмму:

О ты, кто принял имя Слова!

Мы просим твоего покрова:

Избави нас от похвалы

Позорной «Северной пчелы»

И от цензуры Гончарова.

В 1852 году сорокатрёхлетний писатель влюбился в восемнадцатилетнюю Елизавету Толстую. Его чувства остались безответными. Девушка вышла замуж за своего кузена Александра Мусина-Пушкина, в которого была давно влюблена. Некоторые исследователи считают, что в образе Ольги Ильинской есть черты Елизаветы Толстой. Гончаров так никогда и не женился, оставшись на всю жизнь бездетным убеждённым холостяком.

Залечивать душевные раны писатель уехал в Европу. Там начался период, который называют «мариенбадским чудом». Роман «Обломов» Гончаров написал практически полностью за три летних месяца в Мариенбаде. Писатель посчитал, что из-под его руки выходило около 15 машинописных страниц в день. То есть, примерно 3 страницы в час.

 В романе «Обломов» автор поднимает актуальные проблемы 40‒50-х годов XIX века: положение дворянства как класса; появление нового типа героя, которому присущи практичность и деловитость; жизнь русского светского общества, чиновничества, литераторов; методы воспитания, роль женщины и семьи.

Сущность изображаемых характеров подчёркивает идейную направленность романа. Окружающие персонажи подталкивают главного героя Обломова к деятельному образу жизни, убеждая отказаться от лени, пустой мечтательности и ограниченности, присущей представителям дворянства того времени. Писатель выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаённой грустью, и намекает на неизбежность отмены крепостного права.

Роман опубликовали в 1859 году в журнале «Отечественные записки». И снова роман Гончарова встретил оглушительный успех.

Лев Толстой в письме критику Александру Дружинину написал: «Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный у настоящей публики». Николай Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?». В ней критик анализировал не только роман, но и особенности творчества Гончарова. Талант писателя Добролюбов назвал объективным. Почему? Критик считал, что Гончаров не поучает читателя и не объясняет ему поступки героев. Он просто изображает действительность такой, какой её видит, как художник. Кроме того, Гончаров создаёт полный образ предмета или явления, не увлекаясь какой-то его одной стороной, а «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов». И наконец, повествование у Гончарова неторопливое, спокойное, оно стремится к максимальной объективности и полному изображению жизни. Статья Добролюбова была очень популярна. Даже в XX веке её часто печатали в качестве предисловия или послесловия к роману.

В 1869 году Гончаров заканчивает работу над романом «Обрыв». «Обрыв» вышел только в журнале «Вестник Европы». Сам писатель говорил, что работа над романом заняла у него 20 лет. «Любимое дитя моего сердца и моей фантазии», ‒ так Гончаров называл «Обрыв».

Оценки этому роману читатели и критики дали противоречивые. Достаточно нелицеприятные отзывы высказывают Тургенев, Некрасов, Достоевский и другие современники. Гончарову доставалось за «антинигилизм» и вторичность по отношению к роману «Отцы и дети». Писатель воспринимал критику очень болезненно. «Всё мне кажется, что меня преследуют, хотят мне зла… Я от всех прячусь, всех боюсь, никому не доверяю», ‒ признавался он в одном из писем.

В «Обрыве», как и в «Обыкновенной истории», и «Обломове», писатель рисует жизнь столичного и губернского общества, помещичьих усадеб в преддверии реформ 60-х годов. Центральными являются образы Бориса Райского, Веры, бабушки и Марка Волохова. Но главное действующее лицо — Райский. Задумывая произведение в 1847 году, автор показывает его героем «переходного времени» — художником, который хочет посвятить себя искусству. Первоначальное название произведения — «Художник». Борис — потомственный дворянин, человек эпохи 40-х годов, представитель прогрессивно настроенной интеллигенции.

Гончаров пишет «Обрыв» как заключительную часть романной трилогии, поэтому в нём можно обнаружить знакомые типажи. К тому же он начинается с того, чем заканчивается «Обыкновенная история» — с возвращения героя в родовое гнездо, к своим корням.

В 1879 году И. А. Гончаров в своей статье «Лучше поздно, чем никогда» проводит подробный анализ трех своих романов — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Это особый случай в русской литературе, когда писатель самостоятельно представляет осмысление собственных произведений, пытаясь ознакомить читателей и критиков со своими авторскими идеями. Сам Гончаров подчеркивает внутреннее художественное единство трёх своих знаменитых произведений — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Он говорит, что это, по сути, не три романа, а один: «Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей — перехода от одной эпохи русской жизни… к другой». За 25 лет творчества, в течение которых и была создана выдающаяся трилогия, в российской истории произошло немало изменений. И.А. Гончаров на страницах своих произведений запечатлел историческую смену эпох в России XIX века. Гончаров знакомит читателя с обновлением страны через свои произведения, размышляя о разрушении патриархального уклада жизни и приходе буржуазных настроений.

Произведения И. А. Гончарова, охватывающие огромный исторический период, стали особой вехой в развитии критического реализма в русской литературе. Описывая повседневную жизнь героев, автор предлагает читателю самостоятельно ответить на вопрос, каковы истинные нравственные ценности. Реакция критиков на его романы была неоднозначной, о нем писали В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д.И.Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Дружинин.

Писатель планирует ещё одно произведение. В январе 1870 года он сообщает своему другу Анненкову: «Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с “Обрывом”, подумать хорошенько о чём-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает».

Но этот план не осуществляется, потому что, по его мнению, «творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, лёгкого очерка, а не в больших эпических произведениях».

Гончаров подводит итог: «То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, — то недоступно моему перу!» … «Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».

Умер Гончаров 15 сентября 1891 года от воспаления лёгких. При жизни писателя звали принцем де Ленью, сравнивали с его героем Ильёй Обломовым, но на деле Гончаров отличался невероятным трудолюбием. Мы знаем его не только как автора трёх романов, цензора, чиновника с блестящей карьерой, но и как выдающегося критика. Гончарову принадлежат знаменитая статья «Мильон терзаний» о комедии Грибоедова «Горе от ума».

Критик Александр Дружинин так оценил талант Гончарова: «В писателе, подарившем нашей словесности “Обыкновенную историю” и “Обломова”, мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников, ‒ с таким суждением, без сомнения, согласится всякий человек, умеющий с толком читать по-русски».

Разбор заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Кто из литераторов впервые употребил слово «обломовщина»?

· И. А. Гончаров

· Н. А. Добролюбов

· Д. И. Писарев

· В. Г. Белинский

Правильный ответ:

И. А. Гончаров

Подсказка: впервые его произносит один из главных героев произведения Андрей Штольц после того, как Обломов рисует ему идеал своей жизни.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!