I V . Сюжет и композиция поэмы.
Литература
Класс 8
Дата 04.12.2020 г.
Тема. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.
Цель:
Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения.
Уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.
Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- На предыдущем уроке мы с вами начали знакомство с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Дома вы закончили ознакомительное чтение поэмы.
- Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.
- А каково ваше первое впечатление от поэмы?
II. Постановка целей урока. Словарная работа.
- Для того, чтобы нам начать работу по теме сегодняшнего урока, нам необходимо вспомнить значения некоторых терминов. Для этого я предлагаю вам поработать с таблицей, в которой представлены термины и ряд определений. Ваша задача: выбрать правильный вариант определяемого термина.
|
|
Поэма
Крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом.
Лиро-эпическое произведение, в котором, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства и переживания.
Это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
Это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
Тема
Это смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста.
Изображение характеров и ситуаций, взятых автором и преобразованных в системе художественного мира. (Это то, о чём пишет автор).
Это жанр филологического исследования, представляющий собой разъяснительные примечания к словесно-художественному, публицистическому, литературно-критическому, литературоведческому тексту.
Идея
Это расширенное с помощью творческого воображения, конкретно-чувственное, духовно-личностное освоение мира, органически связанное с общественно-историческим развитием, в котором оно составляет особую, ничем другим не заменимую, специфически художественную разновидность того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей.
|
|
Это завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Главная, обобщающая мысль в произведении, отражающая отношение автора к действительности. (Это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает).
Композиция
Это – вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.
Построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей текста в одно целое
Это завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Герой
Это реальный участник литературного процесса, в современном литературоведении не менее значимое понятие, чем автор, творец, создатель.
Это персонаж, действующее лицо литературного произведения.
|
|
Это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное.
Художественные тропы
Это слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи.
Это инструмент воспроизведения жизни и отношения персонажей во всех их подробностях.
Это литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или конструкциями, по аналогии осмысляемыми как языковые.
- Определение темы и идей произведения.
Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».
|
|
- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста - произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
- Как эпиграф связан с темой идеей поэмы?
I V . Сюжет и композиция поэмы.
- Вопросы на усвоение содержания поэмы.
- Что делал Мцыри, вырвавшись из монастыря?
- Что видел он на свободе?
- Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?
- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?
- Определение сюжета поэмы.
Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».
- Композиция поэмы.
- Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)
- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою? Почему поэт избрал форму исповеди?
- Слово «исповедь» имеет следующие значения:
- покаяние в грехах перед священником;
- откровенное признание в чем-нибудь;
- сообщение своих мыслей, взглядов.
- В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
Вывод:
- Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен.
- Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
- Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!