Исторические типы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»

РЕФЕРАТ

По дисциплине

Философия

Специальность «Сестринское дело» № 310201

 

 

Студента 2-ого курса

группы 9-23

Керимова Рустема Айдеровича

 

 

Г. Севастополь 2020

Классический этап античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.

Этот период(с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э) связан с деятельностью выдающихся греческих философов, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

Этич. Рационализм Сократа.Сократ (470 - 399 до н. э.) в сво­их размышлениях двигался от общего к событиям. Все ве­щи своеобразны, вместе с тем имеют нечто общее - прекрасное. Это их об­щая идея, эйдос, или смысл. Сократ стремился познать суб­ординацию идей, утверждал, что самая главная идея -идея блага. Человек рассм-ся по аналогии с при­родным космосом. Ценность всякого познания - природ­ных, людских и божественных явлений и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела в повседневной жизни. У Сократа есть начало антропного принципа: мир создан так, чтобы в нем мог существовать человек. (Предшественник Сократа софист Горгий дока­зывал, что человек только в себе самом может найти исти­ну.) Природа интересовала Сократа не сама по себе, а как поле действия разумного начала. Это начало он видел нравственным, а каждая черта мира создана во благо чело­веку. Добродетель состоит в знании добра и в действии со­ответственно этому знанию. Итак, рациональность связы­вается с нравственностью. Введение в этику разумного на­чала для человечества имеет прогрессивное значение, хо­тя, с точки зрения современной философии, в нравствен­ности имеются и нерациональные элементы. Сократ избрал принципом своих размышлений сужде­ние «Познай самого себя». Основой деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека.от действия стихийных природных сил. Чтобы приобрести знание, необходим определенный метод - диалектика, состоящая из иронии и майевтики. Ирония есть обмен мнениями, обнаружение противоречий в мыслях оппо­нента, а майевтика - искусство извлекать скрытое в чело­веке правильное знание с помощью наводящих вопросов. Диалог, перебор мнений, их обсуждение позволяют дос­тичь новых мыслей. Свой метод постановки вопросов и направления собеседника к принятию конкретных выво­дов Сократ сравнивал с действиями акушерки, которая са­ма не рожает, но принимает роды. Так и философ лишь спрашивает других, способствуя рождению истины.

Идеализм Платона. Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427 - 347 до н. э.), автора свыше 30 диалогов («Софист», «Парменид», «Государ­ство» и др.), основателя школы-академии. В диалоге «Тимей» Платон представил свою космическую картину мира. Из сочета­ния идей и материи Бог (Демиург - Творец) создает миро­вую душу (последняя делится на стихии - огонь, воздух, землю) и распространяет по всему пространству. Соответ­ственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу форму сферы, в центре которой находит­ся Земля. Бог-демиург творит также и живые существа. Платон сравнивал человеческое существование с пре­быванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, ко­торые он принимает за единственные реальности. Только понятия, если они правильно образованы, являются неиз­менными и дают действительное знание. Понятия образу­ются актом вспоминания идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Итак, идеи сущест­вуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые струк­туры и цели, а вещи, существа лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. В существующем «царстве идей» высшими по ценности выступают понятия бытия: красоты, справедли­вости, истины. Имеются также идеи физических явлений -движения, покоя и т. п., идеи существ - животного, чело­века, идеи произведенных человеком предметов. Гносео­логия(познание) Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплощениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому служит, есть диалектика. В социологии Платон выступал против рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авто­ритарного общества (навеяно военизированным устрой­ством Спарты) с жесткой социальной стратификацией (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, мужество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции), в сочетании образующие высшую добродетель -справедливость. Мысль о принципиальном тождестве че­ловеческой природы и общественного устройства (государ­ства) в дальнейшем в новых интерпретациях неоднократ­но воспроизводилась в философии.

+Аристотель –синтезатор античной Ф. Античная философия была синтезирована Аристоте­лем(стагирик) (384 - 322 до н. э.). Основные его труды: «Метафизи­ка», «О душе», «Органон», «Этика», «Политика», «Поэ­тика», «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Аристотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о за­конах мышления, формальную логику как средство систе­матизации категориального аппарата науки и философии. Опыт, искусство, знание и мудрость (метафизика) - тако­вы ступени науки. Аристотель выдвинул теорию естест­венного места, писал о прямолинейном движении, но не в пустоте (как позже Галилей), а в вязкой среде. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций материалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадле­жит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть не­сколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). Аристотель считал, что идея вещи находится внутри самой же вещи. В учении о первоосно­вах бытия Аристотель изменил материализму, полагал, что мировой процесс осуществляется не как внутренне де­терминируемый, а вследствие надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генерирующей в нем внутренний мотив (позыв) к движе­нию и совершенствованию. Соотношение государства, об­щества и человека Аристотель рассматривал как соотно­шение целого и части. Он сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствую­щейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег.

В отличие от Платона, кот. в основу общества по­ложил равенство, коллективную собственность и един­ство, Аристотель считал, что общество состоит из разно­родных элементов. Чрезмерное слияние компонентов со­циума, полагал Аристотель, ведет к упадку, как замена симфонии одной нотой кладет конец музыке.. По натуре своей, рассуждал Аристотель, человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, а рассчитывая, что дру­гой займется общим делом, каждый прикладывает к нему меньше усилий.

Исторические типы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля

В период Средневековья ф-я развивалась преимуще­ственно в лоне теологии. Она-служанка богословия. Ее основ­ные направления: апологетика (защита и обоснование христи­анского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждав­ших несовместимость религиозной веры с античной философи­ей), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной ф-ии). Космоцентризм древнегреческой ф-ии вытеснен тео-центризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в кон­це концов к ничтожному. Природное и социальное бытие-результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой гар­монии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, об­ладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем че­ловеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения че­ловека, обладающего свободой воли - причина зла, которое не­обходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догма­тическое мышление, основанное на доскональном знании фор­мальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». На­против, Ф. Аквинский считал, что вера в Бога должна опирать­ся на систему рациональных доказательств: 1) доказательство от движения (всякое движение нуждает­ся в первотолчке, который и есть Бог); 2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины — Бога); 3) доказательство от необходимости и случайности (все яв­ления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их); 4) доказательство от совершенства (все существующее совер-, шенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует); 5) доказательство от целесообразности (все в мире упорядо­чено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, по­лагающее цель для всего, что происходит).

+В Средневековье возник ряд еретических учений, подорвав­ших авторитет религиозных идей и положивших начало ф-ии Нового времени: 1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2) учение о свободе воли и ее относительной детерминирован­ности (Ж.Буридан); 3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номина­лизм (реально существуют только вещи, понятия - лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, незави­симо от единичных вещей); 4) учение об опыте как о мериле истинности понятий (У.Оккам). Итак, период Средневековья нельзя считать периодом зас­тоя философской мысли. Средневековая ф-я внесла су­щественный вклад в развитие гносеологии, особенно формаль­ной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

 

Источнмики :

1. https://studfile.net/preview/2968252/

2. https://pidru4niki.com/70212/filosofiya/klassicheskiy_period_v-iv

3. https://poznayka.org/s37437t1.html

4. https://studopedia.org/8-86404.html

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!