История строительства и реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Трапезная» (строительные этапы).
Трапезная появилась на территории монастыря в 1856 году и описывается как каменный дом, крытый железом и назначенный для трапезы. В нижнем этаже была устроена кухня и в другом отделении – хлебная пекарня.
Выкопировка из Таблицы 1.
Описание всех искажений исторического облика памятника, утрат значимых элементов в результате некорректных перестроек и ремонтов, разрушений и т. д. Описание проведенных реставрационных и ремонтно-реставрационных работ.
Сведения о жизни замечательных людей, а также о знаменательных исторических событиях, связанных с объектом.
1. В 1988 году Марфа Тамбовская, основательница Тихвино - Богородицкого монастыря, была прославлена в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. (в монашестве - Маргарита; в миру - Марфа Петровна Апарина (нач. XVIII в., Саранск - 1 (14) сентяб-ря 1800, Тамбов) - схимонахиня Православной Русской Церкви; Кирсановская старица; основательница Тихвино - Богородицкого монастыря в городе Кирсанов. Преподобная; память - 28 июля (по юлианскому календарю) и в Соборе Тамбовских святых.
Иконописные изображения прп Марфы Тамбовской
2. С 1819 года возглавила общину Татьяна Пахомова . Она происходила из государственных крестьян одной из пригородных слобод Кирсанова. В возрасте 17 лет она поступила в Кирсановскую женскую общину и провела в ней всю свою подвижническую жизнь. Настоятельница обители, была беспримерной труженицей, из личных капиталов после своей смерти оставила 1 руб. серебром. Похоронена в Кирсанове 28 января 1862 года.
|
|
3. Постройка Храма была начата на пожертвования Марии Петровны Колычевой, являющаяся помещицей из соседнего Балашовского уезда Саратовской губернии, проезжая 21 сентября 1823 года через Кирсанов, остановилась в городе, чтобы переночевать. Вечером того же дня она была в местной церкви и после службы обратила внимание на плащаницу, искусно вышитую золотом. Услышав, что ее изготовили местные сестры из богадельни, Колычева захотела с ними познакомиться и велела вести ее к их начальнице. Увидев Татьяну Пахомову, она призналась, что видела ее во сне. Мария Петровна узнала о нуждах сестер, о давнем желании иметь свою церковь и вызвалась помочь. Она дала денег на церковь и впоследствии стала постоянной благотворительницей обители. В 1836 году Мария Петровна овдовела и в 1847 году вступила в общину. Смерть ее последовала в 1857 году.
4. В 1837 году по благословению Преосвященного Арсения , церковь во имя Божией Матери Тихвинская была распространена и в ней устроено два придела. Арсений (Москвин Федор Павлович), епископ Тамбовский и Шацкий (24 апреля 1832 – 5 апреля 1841 гг.)
|
|
5. В 1842 году, с благословения Преосвященного Николая, начали кладку колокольни при церкви. Епископ Николай (в миру Доброхотов Никифор Васильевич, 1800-1864), в схиме Филарет, профессор богословских наук, епископ Тамбовский и Шацкий (1841-1851), с 1857 жил в Трегуляевском Преображенском монастыре. За годы управления Тамбовской епархией успел очень много сделать. Развивая духовное образование, способствовал открытию множества школ и училищ. Его попечением были также открыты 3 женских монастыря, бывших прежде общинами: Кирсановский Тихвинский, Сезеновский Казанский и Сухотинский Знаменский, а также получили статус общин Темниковская Богородице-Рождественская и Ка-омская Богородицкая. Владыка провёл реформу приходских духовных штатов, строил новые храмы.
6. Вера Ивановна Межакова (впоследствии монахини Варвары) в получении богадельней официального статуса общины, а затем монастыря. В 1845 году она взяла на себя «полное ходатайство пред высшим Начальством. Бывши по сборам в Петербурге, она в 1845 году от 23 апреля подала от имени начальницы и сестер Кирсановской богадельни прошение в Св. Синод, который просила ходатайствовать пред Его Императорским Величеством о принятии означенной богадельни под покровительство Св. Синода с наименованием ее «Тихвино-Богородицкой женской общины», с правами считать существующую при ней Тихвинскую церковь, принадлежащую общине, с оставлением при ней двух штатов священно-служителей на содержании прихожан и с правом приобретать законным образом не населенные недвижимые имения на имя общины, - вообще с правами самостоятельного богоугодного учреждения в России»[23]
|
|
7. Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 19 сентября1816, Курская губерния — 9 июня 1882, Московская губерния), историк церкви, богослов. Архимандрид (1844), ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1851-57), Еписков Тамбовский и Шацкий (с мая 1857-59), Епископ Харьковский и Ахтырский (1859-1868), Архиепископ Литовский и Виленский (1868-1979), Митрополит Московский и Коломенский (1879-1882), член Св.Синода. С 1884 по 1917 гг. присуждались 4 премии митрополита Макария (Макариевские премии) – Академией Наук, Св.Синодом и Киевской духовной академией (за работы в области духовной литературы, учебники и учебные пособия по духовным дисциплинам). В 1997 году усилиями РПЦ, Московского правительства и Академии наук РФ Макариевская премия была возобновлена.
8. Первая игуменья монастыря - Антонина (Анисия Васильевна Страхова).
|
|
Антонина (Анисия Васильевна Страхова).
Фото конца XIX в. (фонды музея)
9. Игуменья Серафима (Параскева Петровна Насонова). Родилась в 1827 году в г. Кадоме в мещанской семье. В 17 лет поступила в Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1856 году ее избирают помощницей начальницы, а в 1867 году утверждают начальницей "богадельни", приписанной к Кадомскому монастырю. В 1878 году она приняла монашество, а в следующем году утверждена казначеей Милостиво-Богородицкого монастыря, откуда переведена в настоятельницы настоящего монастыря с возведением в сан игуменьи. За свои труды и заботу о благосостоянии монастыря игуменья имела все награды, кончая золотым наперсным крестом из Кабинета Его Величества, украшенным драгоценными камнями. В 1903 году она получила последнюю награду—благословение Св. Синода с грамотою "за ревностную заботливость в деле благоустройства местной церковно-приходской школы". Управляла монастырем она 25 лет и скончалась 5 февраля 1904 года.
Игуменья Серафима (Параскева Петровна Насонова). Фото начала XX в. (фонды музея).
10. В 1892 году обитель посетил Преосвященный Иероним (в миру Илья́ Ти́хонович Экземпля́рский или Экземпляровский; 20 июля 1836, Владимирская губерния – 2 ноября 1905, Варшава) — епископ Тамбовский и Шацкий (1890-1894) Будучи Тамбовским епископом, организовал целую сеть пунктов помощи, сеть столовых для бедных. Во время эпидемии холеры устроил около 700 аптек. С 1894 по 1898 – Епископ Литовский и Виленский, с 1898 по 1905 – архиепископ Холмский и Варшавский, с 1905 – архиепископ Варшавский и Привислинский.
11. Игуменья Антония (в миру Анна Ивановна Новикова), родилась в 1845 году в г. Козельске, в купеческой семье. В 1860 году поступила в Кирсановскую Тихвинскую обитель. В 1899 году июля 29 дня она была пострижена в монашество, а в 1903 году утверждена казначеей монастыря. Всю свою жизнь она несла послушание в живописной мастерской, где была руководительницей иконной живописи.
Игуменья Антония (Анна Ивановна Новикова). Фото конца XIX в. (фонды музея).
12. Феврония Николаевна Ишина родилась 25 июня 1872 года в селе Тихвинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 9-летнего возраста (с1881 года) она была послушницей в Тихвинском женском монастыре города Кирсанова, в котором пробыла до 1919 года. Известно, что м. Феврония во время пребывания в монастыре ездила в Иерусалим, где была 1 год и 7 месяцев. Из Иерусалима, как хорошая художница, она была отправлена в Рим учиться, и там прожила больше двух месяцев. После возникновения обновленческого раскола м. Феврония придерживалась «тихоновской ориентации». 25 февраля 1934 года ее арестовали и поместили в тюрьму в Тамбове. Предъявленное обвинение сводилось к «принадлежности к контрреволюционной церковно-монархической группе, состоящей из реакционного духовенства и монашества». 21 марта 1934 года тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области приговорила ее к 3 годам исправительно-трудовых работ условно. Следующий арест состоялся 22 марта 1937 года. Матушка Февронья Ишина наряду с общим обвинением, что «является активной участницей контрреволюционной группы монашества и церковников», обвинялась также в том, что «На сборищах в своей квартире вела антисоветскую агитацию и распространяла контрреволюционные провокационные слухи о колхозах. Способствовала тайному крещению детей школьного возраста и вовлечению их в религиозную деятельность, за что была ранее сослана». Проходила по групповому делу «Сестричества прп. Киприана», Ивановская о., 1937 г.". 27 июня 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР была приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывала в пос. Майское Бескаргайского района Павлодарской обл. 3 декабря 1937 года была арестована в ссылке по групповому делу "Дело монахини Маргариты Закачуриной и др. г. Павлодар, 1937 г." На следующий день после ареста, 4 декабря 1937 года, тройка при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорила Февронию Ишину к расстрелу. Расстреляна 15.12.1937 г. 25 декабря 1956 года была реабилитирована Прокуратурой Ивановской обл. по приговору от 27.06.1937. 28 апреля 1989 года реабилитирована зам. прокурора Тамбовской обл. по 1934 году репрессий. 6 июня 1989 года реабилитирована прокурором Павлодарской обл. по 1937 году репрессий. Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года. В 2013 г. деканонизирована.
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!