Государство и право Древнего Египта.



Тема 1. Древнеегипетское право и государство.

ПЛАН

1. Основные характерные черты возникновения и развития государства и права на Древнем Востоке.

2. Государство и право Древнего Египта.

 

 

Основные характерные черты возникновения и развития государства и права на Древнем Востоке.

На Восток впервые в истории развития человеческого общества сложились социальные и политические институты, государство, право и мировые религии (Египет, Индия, Китай и другие страны).

В качестве основных характерных черт цивилизаций Древнего Востока можно отметить следующие:

1. Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Крепость таких общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

2. Устойчивость государственных форм собственности на землю и общинного землевладение. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты - налога.

По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царскохрамовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Крайне медленно развивается индивидуальная частная собственность.

3. Пестрый социальный состав древневосточных обществ. Их можно дифференцировать на три основные социально-классовые образования:

1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;

2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

4. Традиционализм общинной жизни и незрелость классов. Сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Тем самым образуется стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господство религиозной идеологии.

5. Средневековым обществам Востока органически присуща одна форма государства - восточная деспотия. Признаки восточной деспотии:

- монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей;

- централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными;

- разветвленный, подчиненный деспоту административный аппарат.

Вышеперечисленные признаки можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. Так в Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — "сына неба". Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием. Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы (например республики в городах-государствах —Месопотамии).

Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV—II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе.

6. В древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мифическое отношение к власти, царственности, правителю. Происходит обожествление существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

7. Закреплялось социальное неравенство, что проявлялось, прежде всего, в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом. Он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом.

8. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Например, подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и другие.

9. Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи. Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение это одновременное нарушение нормы религии и морали. Обычаи являлись продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников.

В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. Правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Логика изложения норм определяется религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Государство и право Древнего Египта.

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Название «Египет» этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в переводе означает «Черная земля».

История Древнего Египта делится на ряд периодов:

- период Раннего царства (3100—2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов;

- период Древнего царства (около 2800—2250 гг. до н.э.);

- период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.);

- период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.)

Правящих династий на протяжении почти трех тысячелетий было — 31.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!