Готическое искусство (XIII–XIV вв.).

Тема: Искусство средних веков Западной Европы.

 1. Особенности средневекового искусства Западной Европы.

 2. Романское искусство (X–XII вв.)

 3. Готическое искусство (XIII–XIV вв.)

 

Особенности средневекового искусства Западной Европы.

Вместе с падением Древнего Рима исчезло рабовладельческое общество. Средневековое государство возникло на основе новых отношений — феодальных. Когда в 476 году пала  Римская империя и ее территория оказалась во власти «варваров», население Европы представляло собой целый конгломерат племен.
В ранний период средневековья, в 5 – 8 веках, на территории бывшей  Римской империи и за ее пределами одно за другим возникали и распадались королевства: в северной Италии сменяли друг друга остготы, лангобарды, франки. Испанией завладели вестготы, а в 8 веке им пришлось уступить почти весь полуостров арабам. В Англию вторглись и основали королевство англы и саксы.

Особенную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство. Христианство впервые в мировой истории выдвинуло идеи равенства всех людей перед Богом, осуждение насилия, идеи духовного единения всех людей. Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десяти вековом развитии прошло три этапа: дороманский (ср. V—X вв.), романский (XI—-XII вв.) и готический (XII — XIV вв.).

В некоторых государствах готическое искусство в XV— XVI вв. («пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса.

2. Романское искусство(X–XII вв.).

В период раннего средневековья в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве складывается романский стиль. Термин «романский» появился в XIX в., когда археологи в постройках X— XII вв. нашли черты сходства с римской архитектурой, позднее романским стали называть искусство эпохи в целом. Романский стиль сложился благодаря скрещеванию двух культур – римской античной и местной варварской.

   Характерные особенности романского стиля: тяжеловесность, массивность форм, полукруглые арки, толстые стены, небольшие проёмы окон. От античности романский стиль берет - базилику, сводчатые конструкции на основе арки, ордерную систему. В этом стиле в основном были построены замки, монастыри, церкви.

Замки чаще всего были расположены на возвышенностях, окружены рвами, наполненными водой, и мощными стенами с башнями. В центре замка – каменная башня – донжон. на первом этаже располагались кладовые, на втором – комнаты хозяина, над ними – помещения для слуг и охраны, в подвале – тюрьма, крыша – для дозора.

   Интерьер замка был украшен деревянными панелями, полы покрыты шкурами животных, камин, служащий для освещения и отопления, горящие факелы, прикреплённые к стенам при помощи железных колец – все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. В центре города – рыночная площадь, на которой строилась церковь или собор в виде базилики.   

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей   Западной Европе: во Франции – собор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, в Германии – собор в Вормсе, Шпейере, в Италии – собор в Пизе.

Внутри храмы таи же, как и в эпоху Каролингов украшали многоцветные фрески, новым явлением были цветные витражи из стекла на сюжеты из священ­ной истории. Живопись : интерьеры храмов украшались мозаикой и росписью на стенах (практически не сохранилась).

    В искусстве Западного Средневековья, тесно слитого с бытом, появились и получили большое распространение настенные ковры (шпалеры), которые украшали суровые интерьеры замков и храмов и служили для утепления помещений. В шпалерах сюжетные изображения соединялись с декоративными элементами. Знаменитый французский ковер из Байе заполнен сценами завоевания Англии норманнами.

      До XII в. главными культурными центрами Европы были мо­настыри, где было больше всего образованных людей, обсужда­лись строительные проблемы, переписывались книги. Однако в XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам, которые боролись с феодалами за свою независимость.

    XII в. – золотой век романского искусства, распространившегося 

по всей  Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные 

решения новой, готической эпохи.

Готическое искусство (XIII–XIV вв.).

XIII век – век бурного развития городов, связанного с расцветом торговли и ремесел. В архитектуре и прикладном искусстве возникает готический стиль (название стиля происходит от варварского племени «готы»).

Характерными чертами готического стиля являются: стрельчатые башни, зубчатые заборы, витражи, черепица. В основном в этом стиле строились ратуши, соборы, костёлы. Каждый город стремился построить собственными силами и средствами свой собор. Строился такой храм долго – десятилетиями, а иногда и несколько векрв. Каждое поколение горожан оставляло свой вклад в его облике. Горожане строили собор смиренно - не оставляя своих имен, во славу Божью, возводя ярус за ярусом. Собор был центром религиозной и общественной и культурной жизни города. Здесь проходили: богослужения, университетские лекции, городские собрания и даже театральные представления. Собор должен был вмещать в себя свободно всех жителей города, то есть быть достаточно просторным и большим. Родиной готики стала Франция, немного позднее она распростра­нилась в Германии (Кельнский собор, «кирпичная готика»), Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Чехии (собор святого Вита) и других странах католического мира. Настоящим шедевром готического стиля является собор Нотр-Дам- де Пари в Париже. Собор Нотр-Дам построен на месте христианской базилики. Его строительство было предпринято епископом Морисом де Сюлли в 1163 году. Фасад собора разделён по вертикали пилястрами на три части и украшен 28 статуями святых, ажурным окном- розеткой, диаметром 10 метров. Боковые башни фасада украшены образами химер-демонов для отпугивания злых духов. Знаменитый собор Дуомо в Милане строился 600 лет. Собор Дуомо – это третья в мире церковь по своим размерам 157 метров, в самой высокой точке 108 метров. Мадонна находится на вершине самого высокого шпиля (с земли она кажется малюсенькой, но она имеет высоту 4 метра и 16 сантиметров), вокруг неё размещено 3500 статуй. Готические соборы заполнены массой скульптур. Большая часть скульптур находится на наружной поверхности соборов; главным местом их средоточия являются порталы.

   Готический стиль в архитектуре прошёл три этапа развития: ранняя готика – 12 век, начало 13 века, зрелая (или высокая) готика – 13 век, поздняя (пламенеющая готика) – 14- 15 века. Для готического искусства характерно движение по восходящей, стремительный взлет ввысь, устремление в небо, к Богу. В храмовом синтезе искусств, в создании образа Божьего ми­ра завершающую точку ставила музыка. Развитие церковной музыки опиралось на одноголосные молитвенные песнопения на латинском языке — григорианский хорал (свод песнопений был создан по инициативе папы Григория I). С IX в. получил призна­ние орган, пришедший в Европу из Византии.  Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают строить ратуши (здание городского самоуправления) с открытыми галереями. Замки аристократов всё более напоминают дворцы.

    Подлинного расцвета достигает в готическую эпоху миниатюра. Она в большей степени отражает усиливающиеся светские тенденции в культуре. Иллюстрированные рукописи создаются теперь не при монастырях, а при королевских и герцогских дворцах, в городских мастерских. Миниатюры позволяют полно и разнообразно представить образ жизни и внешний облик людей средневековья, увидеть эпизоды строительства собора, картины сражений и сельского труда, сцены пиров, охот, великолепные замки и крестьянские дворы. В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно- прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В обиходе появилось много предметов роскоши. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, гравёры по дереву и меди.

Именно в средние века поэзия становится королевой европейской словесности. Даже летописи облекались в стихотворную форму, и священное писание обретало стихотворные ритмы, ко­торые лучше запоминались, и назидательные тексты приобрета­ли красоту поэзии.

. Придворный этикет световой рыцарской культуры XII и XIII вв. тре­бовал, чтобы, наряду с традиционной воинской доблестью, рыцарь обладал изящными манерами, соблюдал во всем «меру», был приобщен к искусству и почитал прекрасных дам, то есть являл собою образец придворного вежества, именуемого куртуазией. Блестящей страницей рыцарской поэзии явилось творчество трубадуров («сочинителей») французского Прованса, культ прекрасной дамы занял в нем примерно такое же место, как культ мадонны к религиозной поэзии. В Германии средневековую рыцарскую лирику называли миннезанг, а ее поэтов — миннезингерами. В готическом искусстве с огромной, впечатляющей силой вы­ражена «неосознанная исповедь» средневекового человечества.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!